Тема: Культура и дисциплина труда.
Цель:
1. Дать понятия о культуре труда и трудовой дисциплине.
2. Учить выполнять правило: «Кончил дело - гуляй смело».
3. Воспитание дисциплины в труде как нравственного качества.
Оборудование:карточки с вежливыми словами (20 сл.), карточки с тестом по теме (15 шт), набор картин с профессиями, каждый в своей форме-одежде:врач, продавец, воспитатель, слесарь, шофёр и т. д.
Ход занятия
1. Повторение изученного
Игра «Вежливых слов» (словесная).
Детям раздать карточки со словами: спасибо, пожалуйста, благодарю, здравствуйте, добрый день, извините, будьте добры, до свидания, простите, добрый вечер,будьте любезны, очень признателен, доброе утро, до встречи (каждому учащемуся – 1).
На доске:
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
- Встаньте те дети, у кого слова приветствия и прочитайте их.
- Когда говорят эти слова?
- Приведите примеры.
Аналогично прощальные слова, слова извинения, слова благодарности, слова просьбы.
Итог:
- Зачем нужно знать эти слова?
2. Знакомство с темой занятия
На доске: Культура и дисциплина труда.
- Прочитайте название темы занятия.
а)
- Учёба, на сегодняшний день, - это и есть ваш труд.
- Как вы понимаете, что такое дисциплина учёбы?
- Расскажите, как вы усвоили это с 1 класса.
Дети читают наизусть правила поведения в школе (отрывки из стих. С.Маршака «Школьнику на память»), выученные ими ещё в 1 классе.
- Зачем нужно выполнять эти правила?
- Подберите слова, близкие по значению к слову дисциплинированный человек, обязательный, ответственный.
- Подберите слова, противоположные им.
- Какой человек дисциплинированный или недисциплинированный вам приятен в общении?
- Почему?
- Приведите примеры.
- Есть такие уроки, на которых надо быть особенно дисциплинированным и строго выполнять правила поведения, т.к. недисциплинированность может привести к угрозе вашему здоровью.
- Назовите эти уроки. (Труд, информатика.)
б)
- Что значит культура труда?
- В школе вы уже научились многому: соблюдать порядок на столе во время урока, чистоту на рабочем месте; приходите в школу в форме- деловом костюме; в вашем портфеле- тетради лежат в папке, книги обёрнуты и в них есть закладки; ручки, карандаши - в пенале.
- Чему вы ещё научились?
в)
Обсуждение ситуаций.
- Не попадал ли кто из вас в такую ситуацию?
- « Начал мыть посуду, увидел кошку, стал с ней играть. Потом вспомнил, что ещё надо убрать свои вещи…»
- О чём говорит эта ситуация?
Чтение стих. А.Барто « Серёжа».
- Можно ли назвать Серёжу ленивым?
- Трудно ли жить Серёже?
- Как помочь Серёже и можно ли ему помочь?
- Вспомните русские пословицы, в которых содержится совет Серёже и в 1 ситуации.
(Если дети не вспомнят,- подсказать: «Начатое дело доводи до конца «, «Кончил дело - гуляй смело»)
г)
Беседа о профессиях родителей.
- Вы закончите школу, пойдёте учиться дальше, поступите на работу: и дисциплина труда и культура труда поможет вам в овладении профессией и тогда, когда вы будете уже работать- водителем, врачом, продавцом и т.д., без этих качеств не обойтись.
- Расскажите о работе своих родителей по плану: (на доске)
- кто они по профессии;
- чем занимаются;
- как сложна и как важна их работа;
- как они к ней относятся. (2-3 чел.)
д)
Беседа по картинам.
- Людям всех профессий важно соблюдать дисциплину и культуру труда.
Просмотр картин.
- Что общего вы заметили в одежде?
- Зачем это нужно?
е)
- Есть такой урок, на котором от вашей одежды зависит здоровье. Что это за урок? (Физкультура.)
3. Итог
Тест по теме « Культура и дисциплина труда». (Приложение 1). Выполняется в парах.
Проверка. Обоснование ответа.