Урок по азбуке нравственности

Разделы: Начальная школа


Тема: Культура и дисциплина труда.

Цель:

1. Дать понятия о культуре труда и трудовой дисциплине.
2. Учить выполнять правило: «Кончил дело - гуляй смело».
3. Воспитание дисциплины в труде как нравственного качества.

Оборудование:карточки с вежливыми словами (20 сл.), карточки с тестом по теме (15 шт), набор картин с профессиями, каждый в своей форме-одежде:врач, продавец, воспитатель, слесарь, шофёр и т. д.

Ход занятия

1. Повторение изученного

Игра «Вежливых слов» (словесная).

Детям раздать карточки со словами: спасибо, пожалуйста, благодарю, здравствуйте, добрый день, извините, будьте добры, до свидания, простите, добрый вечер,будьте любезны, очень признателен, доброе утро, до встречи (каждому учащемуся – 1).

На доске:

1. Слова приветствия.        
2. Прощальные слова.        
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.    
5. Слова просьбы.

- Встаньте те дети, у кого слова приветствия и прочитайте их.
- Когда говорят эти слова?
- Приведите примеры.

Аналогично прощальные слова, слова извинения, слова благодарности, слова просьбы.

Итог:

- Зачем нужно знать эти слова?

2. Знакомство с темой занятия

На доске: Культура и дисциплина труда.

- Прочитайте название темы занятия.

а)

- Учёба, на сегодняшний день, - это и есть ваш труд.
- Как вы понимаете, что такое дисциплина учёбы?
- Расскажите, как вы усвоили это с 1 класса.

Дети читают наизусть правила поведения в школе (отрывки из стих. С.Маршака «Школьнику на память»), выученные ими ещё в 1 классе.

- Зачем нужно выполнять эти правила?
- Подберите слова, близкие по значению к слову дисциплинированный человек, обязательный, ответственный.
- Подберите слова, противоположные им.
- Какой человек дисциплинированный или недисциплинированный вам приятен в общении?
- Почему?
- Приведите примеры.
- Есть такие уроки, на которых надо быть особенно дисциплинированным и строго выполнять правила поведения, т.к. недисциплинированность может привести к угрозе вашему здоровью.
- Назовите эти уроки. (Труд, информатика.)

б)

- Что значит культура труда?
- В школе вы уже научились многому: соблюдать порядок на столе во время урока, чистоту на рабочем месте; приходите в школу в форме- деловом костюме; в вашем портфеле- тетради лежат в папке, книги обёрнуты и в них есть закладки; ручки, карандаши - в пенале.
- Чему вы ещё научились?

в)

Обсуждение ситуаций.

- Не попадал ли кто из вас в такую ситуацию?
- « Начал мыть посуду, увидел кошку, стал с ней играть. Потом вспомнил, что ещё надо убрать свои вещи…»
- О чём говорит эта ситуация?

Чтение стих. А.Барто « Серёжа».

- Можно ли назвать Серёжу ленивым?
- Трудно ли жить Серёже?
- Как помочь Серёже и можно ли ему помочь?
- Вспомните русские пословицы, в которых содержится совет Серёже и в 1 ситуации. (Если дети не вспомнят,- подсказать: «Начатое дело доводи до конца «, «Кончил дело - гуляй смело»)

г)

Беседа о профессиях родителей.

- Вы закончите школу, пойдёте учиться дальше, поступите на работу: и дисциплина труда и культура труда поможет вам в овладении профессией и тогда, когда вы будете уже работать- водителем, врачом, продавцом и т.д., без этих качеств не обойтись.

- Расскажите о работе своих родителей по плану: (на доске)

  • кто они по профессии;
  • чем занимаются;
  • как сложна и как важна их работа;
  • как они к ней относятся. (2-3 чел.)

д)

Беседа по картинам.

- Людям всех профессий важно соблюдать дисциплину и культуру труда.

Просмотр картин.

- Что общего вы заметили в одежде?
- Зачем это нужно?

е)

- Есть такой урок, на котором от вашей одежды зависит здоровье. Что это за урок? (Физкультура.)

3. Итог

Тест по теме « Культура и дисциплина труда». (Приложение 1). Выполняется в парах.

Проверка. Обоснование ответа.