Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира; сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; проанализировать динамику соотношения численности городского и сельского населения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
- Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету.
- Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point “Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс” (Приложение 1), контурные карты, контрольные листки.
Урок в компьютерном классе.
Ведущие понятия: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, разъясняет учащимся форму работы на уроке – самостоятельное изучение темы “Формы расселения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс” в ходе работы с презентацией Microsoft Power Point. Учащиеся приступают к работе.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Задачи урока, порядок работы с материалами презентации.
II. Изучение нового материала.
Слайд 3. По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.
СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15–20 млн.
Они различаются по:
- величине;
- форме;
- специализации хозяйства.
Слайд 4. Современные формы сельского расселения. Групповая (деревенская). Наиболее распространена в странах Центральной и Южной Европы, России, Японии во многих развивающихся странах. Рассеянная (ферма). Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы. В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.
Слайд 5. Городское расселение. Города возникли в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. В городах проживает 47% населения Земли.
Функции современных городов:
- промышленные;
- культурные;
- научные;
- административные;
- транспортные.
Большинство городов – многофункциональны.
Слайд 6. Это интересно! Определение города в разных странах различно. Например, в Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение более 200 человек. В Канаде, Австралии – свыше 1 тыс. человек, в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек, в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек, в Индии, Иране – свыше 5 тыс. человек, в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тыс. человек, в Нидерландах, Нигерии – свыше 20 тыс. человек, в Японии – 30 тыс. человек.
ЗАДАНИЕ 1. Вспомни, в России при какой численности населения поселение считается городом? Какой показатель, кроме численности населения, еще учитывается?
Слайд 7. В настоящее время соотношение городского и сельского населения изменяется. ЗАДАНИЕ 2. Проанализируй график “Динамика доли городского населения числа городов-миллионеров” и сделай вывод о том, как изменялась динамика доли городского населения с 1700 по 2005 с прогнозом на 2015 год.
Слайд 8. ЗАПОМНИ! Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, распространения городского образа жизни, а также повышения роли городов в современном мире называется УРБАНИЗАЦИЕЙ (от лат. urbs – город)
Урбанизация – важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяют три этапа:
Начальный этап – XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке.
Первая половина XX века. Ускоряется рост городского населения и урбанизация распространяется почти на все регионы мира.
Вторая половина XX века начало XXI века. Ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации, а также формирование мегалополисов, что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.
Слайд 9. ЗАДАНИЕ 3. Проанализируй диаграмму “Страны с минимальной и максимальной долей городского населения” и определи:
- какие страны являются лидерами по максимальной и минимальной доли городского населения;
- какой тип стран преобладает в каждой группе.
Слайд 10. Черты урбанизации:
- быстрые темпы роста городского населения. Особенно в менее развитых городах;
- концентрация населения в основном в крупных городах;
- расползание городов вширь. Города превращаются в агломерации, агломерации в мегалополисы.
Слайд 11. ЗАПОМНИ! Агломерации – территориальные группировки городских и сельских поселений.
ЗАДАНИЕ 4. Проанализируй диаграмму “Пятнадцать первых по численности агломераций мира” и определи:
- какие агломерации в разный период являлись лидерами;
- какие страны, развитые или развивающие, лидируют в разные годы по числу агломераций;
- запиши в тетрадь названия крупнейших агломераций.
Слайд 12. ЗАДАНИЕ 5. Найди на карте “Крупнейшие города мира”. агломерации, которые входят в число 15 лидеров. Нанеси их на контурную карту.
Слайд 13. Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы расположены в США и Японии.
США. Крупнейшие мегалополисы:
1. Северо-Восточный или Босваш включает 40 агломераций (50 млн. ел.).
Крупнейшие – Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон.
2. Приозерный или Чипитс включает 35 агломераций (35 млн. чел.).
Крупнейшие – Чикаго, Детройт, Кливленд, Питтсбург.
3.Калифорнийский или Сан-Сан включает 18 агломераций (25 млн. чел.).
Крупнейшие – Сан-Франциско, Сакраменто, Сан-Хосе, Лос-Анджелес, Сан-Диего.
ЗАДАНИЕ 6. Найди эти мегалополисы на карте. Нанеси их на контурную карту.
Слайд 14. Япония. Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии. Крупнейшие агломерации: Токио, Иокогама, Тиба, Осака, Кобе, Киото, Нагоя.
ЗАДАНИЕ 7. Найди этот мегалополис на карте. Нанеси его на контурную карту.
Слайд 15. Темпы роста урбанизации. По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название “городской взрыв”. Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.
Слайд 16. Уровни урбанизации.
- Высоко урбанизированные страны. Доля городского населения более 50%. Примеры стран: Великобритания, Венесуэла, Кувейт, Швеция, Австралия, Япония.
- Средне урбанизированные страны. Доля городского населения 20-50%. Примеры стран: Алжир, Боливия, Нигерия, Индия, Конго, Египет.
- Слабо урбанизированные страны. Доля городского населения менее 20%. Примеры стран: Чад, Эфиопия, Сомали, Нигер, Мали, Замбия.
Слайд 17. Особенности урбанизации. Субурбанизация – переезд части городского населения в пригороды. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры. Ложная или трущобная урбанизация – резкое увеличение доли городского населения в развивающихся странах за счет притока сельского населения и образования вокруг крупных городов стихийных поселений, лишенных инфраструктуры.
Слайд 18. Экологические проблемы городов.
- Города дают 80% всех выбросов в атмосферу.
- Все города мира ежегодно “выбрасывают” в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых отходов, свыше 500 куб. м промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн аэрозолей.
- Изменяют естественные ландшафты.
III. Итоги урока.
Слайд 19. ЗАДАНИЕ 8. Ответь на вопросы и задания теста, используя предлагаемые формы ответов (выбрать верную строку; выбрать правильный ответ и т. п.), ответы впиши в контрольный листок и сдай учителю.
1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) форма размещения населения;
б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.
2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?
а) численность населения (людность);
б) функции поселений,
в) возраст жителей.
3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:
а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;
б) в настоящее время в городах проживает 47% населения планеты;
в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира.
4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран:
а) Кувейт, Израиль, Уругвай;
б) Эфиопия, Камбоджа, Непал.
5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;
б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;
в) урбанизация в нефтедобывающих странах.
6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):
а) Нью-Йорк,
б) Токио,
в) Сан-Паулу.
7. Темпы роста городского населения самые высокие в:
а) Зарубежной Азии;
б) Зарубежной Европе.
Ключ: 1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а.
IV. Задание на дом.
Слайд 20. Стр. 74–80 (учебник Максаковского В.П. “Экономическая и социальная география мира. 10-й класс”). Не забудь записать задание в дневник.
Творческое. Запиши в тетрадь вопросы.
- Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в “планету-город”?
- Урбанизация – благо или зло для планеты?
- Можно и нужно ли управлять процессом урбанизации?
Выскажи свою точку зрения.
Литература.
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2006.
2. Мишняева Е.Ю. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2004.
3. Наумов А.С., Родионова И.А., Холина В.Н. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 2006.
Презентация выполнена в программе MSPowerPoint, картографический материал, диаграммы, графики сканированы со справочного пособия “Социально-экономическая география мира” под редакцией Холиной В.Н., Наумова А.С., Родионовой И.А., иллюстрированный материал взят с DVD “Коллекция DVD. Города мира”.