Неделя трудового обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: Неделя трудового обучения в начальной школе. Открытие и закрытие недели.

Цели:

1. Познакомить детей с историей инструментов, используемых на уроках трудового обучения, обобщить знания о бумаге, картоне и др.
2. Осуществлять межпредметную связь. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
3. Развивать творческие способности на уроках труда и внеклассных мероприятиях.

Ход занятия

Открытие.

Учитель. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в нашей школе необычный день. Открытие недели трудового обучения.

1. Нагружать всё больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Столько дел нам задают
Не до развлечений.
Жалко, что любимый труд
Только раз в неделю.

Припев.

То ли ещё будет, (3 раза) ой-ой-ой.

2. На трудах у нас всегда
Очень креативно!
Слепим зебру и слона
Мы из пластилина.
Ну, а если нам дадут
Клей, картон, бумагу,
Аппликация и тут
Выйдет то, что надо!

3. Вяжут девочки крючком,
Вышивают сами.
А мальчишки строят дом
Пока из оригами.
У родных учителей
Лишь одна забота –
Все на выставку собрать
Лучшие работы!

Учитель. Сотни вещей окружает нас. Давайте присмотримся к ним. Что вы знаете об их происхождении? Например, кто и когда придумал мел, классную доску, карандаш, ножницы, иголку и многое другое? Как все эти вещи были в далёком прошлом и были ли они вообще тогда? Именно об этом мы сейчас и поговорим. Предлагаю вам загадки, в которых спрятаны инструменты и приспособления, которыми мы пользуемся на наших уроках.

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом ведёт, там заметку кладёт. Слайд.

Первый ученик. В ту ночь 1565 г. в английском графстве Камберленд разыгралась буря. Непрерывно лил дождь, а порывы ветра были настолько сильны, что молодые крепкие деревья при­гибались к земле. Не удивительно, что наутро жителям пришлось убирать с дороги много вырванных с корнем ста­рых деревьев. Под одним из них обнаружили какой-то не встречавшийся ранее черный камень.

Прошло не так уж много времени, и королевским указом этот камень категорически запретили вывозить из Англии. Кроме того, камень разрешалось добывать только шесть недель в году. Нарушителей ждала смертная казнь.

Что же это за камень, который стоил дороже человеческой жизни? Он не являлся самоцветом или алмазом, а це­нился за одно качество: оставлял четкие черные следы на ткани, бумаге, светлой коже.

Так был найден Графит, который стал основным материалом для производства карандашей.

Второй ученик. Далеким предком карандаша можно считать головешку из костра, которой первобытный человек создавал первые шедевры живописи. Можно было взять из очага обгоревший прутик и рисовать. Но этот способ годился только для детей. Профессионалам требовались более качественные подручные средства.

Изобретением привычного нам простого карандаша человечество обязано случаю.

Однажды владелец фабрики по изготовлению химической посуды Гартмут нечаянно разбил чашку. Один осколок, пролетая, оставил на бумаге четкий черным след.

Гартмут, заинтересовавшись, выяснил, что в глину был добавлен порошок графита. Так появились стержни для письма, которые он назвал «кохинор» - «не имеющий равных». Произошло это в конце XVII! века.

А французский механик и живописец Конте предложил пишущие стержни из смеси глины и графита помещать в деревянную оболочку. За 200 прошедших лет технология изготовления карандашей практически не изменилась.

Учитель:

На пальце на одном
Нередко вверх дном. (Наперсток.) Слайд.

Третий ученик. В XVII веке в Амстердаме жил мастер-ювелир Николай Бентотен. Он был влюблен в Аниту - дочь мрачного и из­вестного своею скупостью соседа Ван Ранема. С иголкой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки больно кололи пальцы усталой девушке. И вот в дом к Аните принесли маленькую золотую шапочку с какими-то непо­нятными знаками. При ней было послание, написанное по правилам тогдашнего хорошего тона: «Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы». И надпись: Николай Бентотен.

Учитель:

Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки...
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы.) Слайд.

Четвертый ученик: Во время раскопок одной из древнеегипетских археологических гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками вязаный детский носок. Как установили ученые, возраст носка - около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники-бедуины. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть.

Искусство вязания, попав в Европу, тоже оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить время за вязанием.
Стать вязальщиком было совсем непросто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

По завершении обучения кандидата в мастера ждал экзамен. Следовало доказать, что ты назубок знаешь все сорта пряжи, всевозможные петли, умеешь снять мерку, воспроизвести плотные и ажурные узоры. Кроме того, представить самостоятельно связанную шапочку, пару чулок, ру­башки и ... ковер, пряжа для которого состояла из 30 цветов. На все это отпускалось 13 недель.

Вязальная машина была изобретена только в 1589 г. Но до сих пор в большом почете остается ручное вязание на спицах.

Учитель. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.) Слайд.

Пятый ученик. Примерно 1000 лет назад какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Вот и получились ножницы. Как показало время, это устройство оказалось удобным.

Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездове. Изготовлены они были в X веке. Делали ножницы из железа, стали, серебра, богато украшали. Самые дорогие покрывали даже золотом. Иногда украшений становилось так много, что они мешали пользоваться этим нехитрым инструментом.

Одни из самых совершенных ножниц дошли до сегодняшнего дня. Правда, сегодня много всяких новинок (лазерные ножницы автоматически разрезают ткань), но обычные ножницы еще долго будут служить нам верой и правдой.

Учитель: Давайте вспомним правила работы с ножницами.

Ученик.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Учитель.

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла.) Слайд.

Шестой ученик. Если бы существовало «первобытное» патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце», все последующие изобретатели за тысячелетия не смогли бы ничего до­бавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно ору­дие труда не прошло столь неизменным сквозь историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка, - вот и все «изобретение». Этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня.

В Россию стальная игла была завезена в XVII веке из Германии. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. С помощью этого нехитрого устройства получали умопомрачительные наряды для модниц, тончай­шие вышивки-картины, шитые жемчугами и бисером оклады икон, повседневную одежду, детские игрушки.

Учитель: Возьмите на заметку:

- Положить на дно коробочки, где держишь иголки, магнит, и они никогда не рассыпятся.
- Чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в мыло.

- Сегодня мы с вами узнали историю происхождения, казалось бы, самых обыкновенных вещей. Эти вещи посто­янно окружают нас, и мы, подчас, не задумываемся, легко или сложно их изготовить. Оказывается, даже самую простую иглу сделать совсем непросто.

Все начинается со специальной игольной проволоки: ее подают в отрезной автомат, где делают заготовки. Потом точат - заостряют концы будущих игл. Автоматы пробивают ушко. Вот вроде бы и получилась игла. Но до настоящей ей еще далеко. Она «сырая», мягкая, такой надолго не хватит. Ее ждет термическая обработка, чтобы придать ей проч­ность. После этого - шлифовка, полировка и глянцевание опилками от деревьев. Это длительная и кропотливая рабо­та. Не случайно, лишь в семи государствах мира налажено массовое производство игл. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько килограммов высококачественных иголок для швейных машин стоят дороже легковой автомашины.

Относитесь бережно к окружающим вас вещам и предметам. Они не так уж и просты, как кажется, и очень необходимы нам.

Запомните главное правило, которое вы должны соблюдать в конце урока труда.

Ученик.

Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.

Учитель. ………..(ребусы) слайды.

Ножницы, кисть, молоток, игла, линейка.

Учитель. Задание по классам.

Песня.

Из бумаги вырезать,
Клеить, шить и вышивать
Учат в школе (3 раза)
Фантазировать, мечтать,
Наши ручки развивать
Учат в школе (3 раза)

Вот сложили раз и два,
Показалась голова,
Ручки, ножки,
Появился зверь чудесный.
Мы вам скажем от души:
«Все уроки хороши,
Но урок труда – он самый интересный».

Как нам нить в иголку вдеть,
Как шнуровку нам продеть,
Учат в школе (3 раза)
С пластилина что слепить
Это в жизни применить.
Учат в школе (3 раза)

Оригами без прикрас
Нас научат, и тот час
Вдруг появится цветок
И зверь чудесный.
Мы вам скажем от души:
«Все уроки хороши,
Но урок труда – он самый интересный».

Закрытие.

Учитель. Здравствуйте самые замечательные дети школы № 2, здравствуйте самые умнейшие учителя школы №2. Я вас приветствую на закрытии недели трудового обучения. В нашей школе работало много фотокорреспондентов со скрытыми камерами. Мы сейчас увидим результаты их труда на большом экране. Последние новости школы № 2 выйдут под рубрикой «Вести с уроков».

Дети 3 класса готовы раскрыть секрет, из чего же сделаны их уроки труда.

1. Из чего же (3 раза)
Сделаны ваши уроки
Ля-ля-ля-ля-ля-Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Из пружинок и картинок.
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши уроки. (2 раза)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

2. Из чего же (3 раза)
Сделаны ваши уроки
Ля-ля-ля-ля-ля-Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Из платочков и клубочков,
Из линеек и поделок
Сделаны наши уроки. (2 раза)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

3. Из чего же (3 раза)
Сделаны ваши уроки
Ля-ля-ля-ля-ля-Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Из бумаги и картона,
Из пластилина и флизилина
Сделаны наши уроки. (2 раза)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

4. Из чего же (3 раза)
Сделаны ваши уроки
Ля-ля-ля-ля-ля-Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Из цветочков и листочков,
Из иголок и клеёнок
Сделаны наши уроки. (2 раза)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Учитель.

  • А чем вы пользуетесь на уроках труда? Да, конечно, вы используете очень часто на своих уроках разные виды бумаги.
  • А кто знает, в какой стране изобрели бумагу? (Китай.)
  • Назовите главное сырьё, из которого делают бумагу? (Ель.) Послушайте, что думает сама.

Ёлочка о своём превращении в бумагу.

В лесу густом и тёмном Ёлочка жила.
И выше и стройнее всех она была.
Была она прекрасною в солнечных лучах,
В своих великолепных зелёных кружевах.
Но вот пришли машины в лес тёмный и густой,
И Ёлочка упала под острою пилой.
Грустила наша Ёлочка о срубленных корнях,
И не было той прелести в зелёных кружевах.
Вот Ёлочке приснился какой-то страшный сон:
Как будто обрубили её со всех сторон
И превратили в стружки красивый, стройный ствол.
По разным коридорам куда-то он пошёл.
Купалась наша Ёлочка в различных веществах,
Во многих побывала талантливых руках.
И вот когда закончился весь этот страшный сон,
Оглядывает Ёлочка себя со всех сторон:
«Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!
В бумагу превратилась я – какая красота!»

Учитель.

Проверим домашнее задание, назовите виды бумаги. (Газетная, рисовальная, обойная, печатная, гофрированная, писчая, промокательная, цветная и другие.)

Я предлагаю отправиться в сказку. Жили-были в бумажном царстве разные Бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был поэтому царём. Подумал как-то Картон.

Картон. Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают. Выгоню-ка я из своего царства все виды бумаг. Прочь все! Поеду я к другу, в другое царство государство. Нужен билет!

Касса. А билетов нет! Ведь, вы Ваше Величество, печатную бумагу из царства выгнали, а из неё билеты делали.

Картон. Ну, да ладно! Схожу я в библиотеку, книгу почитаю.

Библиотека. А книг нет! Печатная бумага их с собой забрала.

Картон. Подумаешь, билетов нет! Я сейчас другу письмо напишу. Слуга! Принесите мне всё для письма!

1-й слуга. К сожалению, Ваше Величество, писчая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живёт.

2-й слуга. Ваше Величество, Ваше Величество, все рисунки из царства исчезли – они нарисованы были на рисовальной бумаге.

Повар. Ваше Величество, что же делать, что делать, конфет нет – обёрточная бумага их с собой унесла.

Картон. Караул! Караул! Что я наделал?! Оказывается не только я, но и все виды бумаг важны, нам не обойтись без них. Вернитесь, дорогие мои, я вас буду уважать.

Выходят все виды бумаг.

Учитель. На своих уроках, ребята, вы часто используете пословицы.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Давайте поиграем. Продолжи пословицу.

  • Без нитки да иголки шубы не сшить.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.
  • Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?...

  • Трус (труд) человека кормит, а лень портит.
  • Толочь в ступе соду (воду).
  • Маленькое тело (дело) лучше большого безделья.
  • Землю солнце красит, а человека пруд (труд).
  • Терпенье и пруд (труд) всё перетрут.
  • Умелые муки (руки) не знают скуки.
  • Где охота и пруд (труд), там и поля цветут.

Учитель. Послушайте, как мы трудимся на уроках. Девочки поют частушки.

1. На уроках не скучаем
Лепим, режим, вяжем.
И подробнее об этом
Вам сейчас расскажем.

2. Как то Стасик на уроке
Вышивать учился.
Вышивал он крестиком,
А нолик получился.

3. А лепить из пластилина
Любит наша Ксюша.
На столе цветок и чаша
Под столом лишь каша.

4. Как нам вдеть в иголку нитку,
Как нам пуговку пришить,
Как зашить на брюках дырку
Нас приходится учить

5. На подарках экономим
Сделаем их сами.
Вот салфеточку бабуле
И открытку – маме.

6. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!

Учитель. Вчера, на выставке, мы посмотрели, как вы любите трудиться, изготавливать поделки своими руками. Жюри посовещавшись, решила отметить работы следующих классов………

Молодцы, ребята! Так держать!

Но трудиться нужно не только на уроках трудового обучения. Вы должны приносить посильную пользу своим домашним. Ваши родители, бабушки и дедушки трудятся на благо своей семьи, своей страны, мы учителя, тоже надеемся, что когда вы вырастите, то будете приносить большую пользу обществу.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Учитель. На этом наш праздник заканчивается, большое спасибо всем.

Список литературы

  1. Журнал «Начальная школа», № 8, 10, 12, за 1995 год.
  2. В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. 448с.