Урок обучения грамоте. Звук [щ] и буквы Щ, щ

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Ну-ка дети встаньте в ряд.
      Готов к работе мой отряд.
      Выполним задание “Волшебного сундучка”.
      Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
      Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

    3. Повторение.
    4. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

      (Стук).

      Учитель: Ой, кто это?

      Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

      Игра “Слово рассыпалось” м Е л е я (Емеля)

      Учитель: С какой буквы запишем имя?

    з к з к з к

    (С заглавной).

    Учитель: Составим схему этого слова

    (На доске образец).

    Проверти. Почему в этом слове звуков больше, чем букв?

    Назовите еще такие слова.

    Давайте узнаем на чем приехал Емеля.

    Игра “Живые буквы”. (печка).

    Покажите номер схемы, которая соответствует этому слову.

    з

    к

    с

    к

    з

    к

    1)

    с

    к

    з

    с

    к

    2)

    з

    к

    з

    с

    к

    3)

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Учитель:

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

“Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

    Учитель: Найдите общее в следующих словах:

    Щепка, шапка, шашка, щетка.

    Дети: Все слова состоят из двух слогов.

    Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

    Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

    Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

    Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

    Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

    На доске написано:

    Познакомимся со…

    Учится отличать…

    Учится читать…

  1. Знакомство с новым звуком.
  2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

    Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

    Что вы знаете о зимней рыбалке?

    (объяснение данных слов лунка, бур).

    Как зовут мальчиков Коля, Толя

    У Коли клюет – поможем ему.

    Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

    Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

    Утро

    День (быстро и громко).

    Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

    Дайте характеристику этого звука.

    Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

    При его произношении слышится только шум.

    Значит он глухой.

    Звучит мягко.

    Учитель: Дайте краткую характеристику.

    Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

    Учитель: Вытащили щуку,

    Составьте схему.

    Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

    Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

    Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ] ).

    Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

    Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

    Дети: Это лещ.

    Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

    Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

    Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

    Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

    Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

  3. Физкультминутка.
  4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

    В глухой яме спит сом
    Лещи лежат рядками без малейшего движения.
    Окуни заснули возле камней.
    Зубастой щуке не спится.
    Хищница хватает сонную рыбу.
    Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
    Дети: Лещи зимой спят.

  5. Знакомство с новой буквой.
  6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

    Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

    Дети: Это буква “ща”.

    Учитель: На какую букву она похожа?

    Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

    (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего?

    Ну что же!

    Буква Щ поможет нам.

    Чистить зубы по утрам.

    VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

    А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

    Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

    К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

    А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

    Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

    Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

    Какое задание предложил?

    Дети: Прочитать слоги в таком порядке:

    Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

    Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

    Iв.

    _ У К И   И _ У   _ Е Г О Л
    Л Е _ И   Ч И _ У   _ Е Н О К
    Р О _ А   Ч А _ А

    IIв.

    _ У К И   И _ У   _ Е Г О Л
    Л Е _ И   Ч И _ У   _ Е Н О К
    Р О _ А   Ч А _ А

    _УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

    Чтение слов цепочкой

    Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

  7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
  8. На зимней рыбалке.

    Чаще всего клевали окуньки.

    Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

  9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

Какая она? (огромная, хищная)

Значит у нее не зубы, а зубищи

Значит у нее не хвост, а хвостище

Значит у нее не глаза, а глазища

Значит у нее не рот, а ротище

Значит у нее не голова, а головища

X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

з к з
к с к з
з г с г

XI. Подведение итога

Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Кому было все понятно, и он старался, трудился.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

 

3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.