Цели:
- познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
- учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова с новой буквой;
- развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование:
звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами
Ход урока
- Организационный момент
Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове
и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш,
маяк, машина, стул.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой
(Стук).
Учитель: Ой, кто это?
Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.
Игра “Слово рассыпалось” м Е л е я (Емеля)
Учитель: С какой буквы запишем имя?
з | к | з | к | з | к |
(С заглавной).
Учитель: Составим схему этого слова
(На доске образец).
Проверти. Почему в этом слове звуков больше, чем букв?
Назовите еще такие слова.
Давайте узнаем на чем приехал Емеля.
Игра “Живые буквы”. (печка).
Покажите номер схемы, которая соответствует этому слову.
з |
к |
с |
к |
з |
к |
1)
с |
к |
з |
с |
к |
2)
з |
к |
з |
с |
к |
3)
Проверим (3)
Учитель: Емеля куда ты едешь?
Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.
Рыба сама мне в ведерко прыгнет.
Учитель:
Вымолви словечко
Покатилась печка
Прямо из деревне
К царю да к царевне
И за что не знаю
Повезло лентяю
Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?
А какие пословицы о труде вы знаете.
Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.
Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?
Терпение и труд все перетрут (2 раза).
Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.
“Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:
- Знакомство с новым звуком.
- Физкультминутка.
- Знакомство с новой буквой.
- Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
- Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.
Учитель: Найдите общее в следующих словах:
Щепка, шапка, шашка, щетка.
Дети: Все слова состоят из двух слогов.
Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.
Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.
Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.
Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.
Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.
На доске написано:
Познакомимся со…
Учится отличать…
Учится читать…
На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.
Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.
Что вы знаете о зимней рыбалке?
(объяснение данных слов лунка, бур).
Как зовут мальчиков Коля, Толя
У Коли клюет – поможем ему.
Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.
Сигналы: Ночь (медленно и тихо).
Утро
День (быстро и громко).
Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])
Дайте характеристику этого звука.
Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.
При его произношении слышится только шум.
Значит он глухой.
Звучит мягко.
Учитель: Дайте краткую характеристику.
Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.
Учитель: Вытащили щуку,
Составьте схему.
Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.
Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат
Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ] ).
Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.
Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?
Дети: Это лещ.
Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.
Охарактеризуйте новый звук в этом слове.
Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.
Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?
Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.
Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.
В глухой яме спит сом
Лещи лежат рядками без малейшего движения.
Окуни заснули возле камней.
Зубастой щуке не спится.
Хищница хватает сонную рыбу.
Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
Дети: Лещи зимой спят.
Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.
Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?
Дети: Это буква “ща”.
Учитель: На какую букву она похожа?
Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.
(лепим из пластилина) На что еще она похожа?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Буква Щ поможет нам.
Чистить зубы по утрам.
VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.
А где будет жить буква Щ? (в синим домике).
Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,
К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.
А как же мы тогда напишем слог ща, щу?
Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание
Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.
Какое задание предложил?
Дети: Прочитать слоги в таком порядке:
Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).
Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы
Iв.
_ У К И | И _ У | _ Е Г О Л |
Л Е _ И | Ч И _ У | _ Е Н О К |
Р О _ А | Ч А _ А |
IIв.
_ У К И | И _ У | _ Е Г О Л |
Л Е _ И | Ч И _ У | _ Е Н О К |
Р О _ А | Ч А _ А |
_УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.
Чтение слов цепочкой
Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.
На зимней рыбалке.
Чаще всего клевали окуньки.
Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.
Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.
Какая она? (огромная, хищная)
Значит у нее не зубы, а зубищи
Значит у нее не хвост, а хвостище
Значит у нее не глаза, а глазища
Значит у нее не рот, а ротище
Значит у нее не голова, а головища
X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ
з | к | з |
к | с | к | з |
з | г | с | г |
XI. Подведение итога
Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.
Кому было все понятно, и он старался, трудился.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.
3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.