Игровые технологии на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Тема: Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Педагогическая технология: игровая.

Форма урока: урок - путешествие.

Цель урока: знакомство с творчеством Э.Успенского; формирование речевой компетентности; воспитание любви к книгам и чтению.

Триединая дидактическая задача.

Общеобразовательный аспект: Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского и его произведением «Крокодил Гена и его друзья».

Развивающий аспект:

  1. Развивать навыки выразительного и беглого чтения.
  2. Формировать речевую компетентность.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательный аспект: Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Оборудование урока: сказочный телевизор; поезд с вагонами; костюм Чебурашки; чемоданчик с пригласительными билетами, фишками с фотографией Чебурашки и медалями с изображением Крокодила Гены и Чебурашки; нарисованные сказочные герои; сказки: Чебурашка, Крокодил Гена, пёсик Тобик, жирафа Анюта, лев Чандр, девочка Галя; магнитофон; фонограмма песни «Голубой вагон».

Ход урока.

I. Организационный момент (мобилизирующий этап).

Психологическая разминка.

Здравствуйте дорогие ребята, гости званные. Я очень рада видеть вас. Ребята, сейчас мы с вами проведём разминку. Вам она обязательно понравится. «Дышите глубоко, расслабьте плечи и тихонечко опустите голову на грудь. Позвольте голове медленно качаться слева - направо, справа - налево. Ваш подбородок рисует улыбку». Молодцы ребята, вы всё хорошо сделали, и я думаю, она обязательно поможет вам на уроке хорошо работать и быть внимательными.

П. Проверка домашнего задания.

Что интересного вы подготовили для меня? (По выбору учили песенки Вини - Пуха). И я тоже время даром не теряла. Принесла я вам в подарок вот этот телевизор. Он не простой, а волшебный. В него можно войти и из него можно выйти. Кто хочет стать артистом и выступить по телевизору?

Молодцы ребята! Видите, какой чудесный телевизор и работает он исправно. Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

III. Введение в тему (формулирование учащимися темы и цели урока).

Сейчас давайте прочитаем шифровку. Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.

мЧребушоркалтвшкеащ

Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18

Правильно - это Чебурашка. Кто написал это произведение? (Э. Успенский). А теперь сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка»). А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Входит Чебурашка с чемоданчиком поёт песню «Когда то был я странной игрушкой безымянной».

— Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть всех вас. Но пришёл я не с пустыми руками. Вот в этом волшебном чемоданчике сюрпризы для вас. (Открывает чемоданчик и достаёт пригласительные билеты. Чемоданчик отдаёт учителю, что-то шепчет ему на ухо. Раздаёт билеты детям.) Я приглашаю всех вас в увлекательное путешествие по моей стране.

Учитель заглядывает в чемоданчик.

— Ребята, да здесь же много фотографий Чебурашки. Но я вам раскрою секрет, он шепнул мне на ушко, что получат их только те ребята, кто будут на уроке хорошо работать.

V. Изучение нового материала (открытие нового знания).

Сядьте удобно. Закройте глаза. (Звучит фонограмма звуков скорого поезда).

Можете открыть глаза. Наше волшебство продолжается. Мы с вами стали пассажирами вот этого замечательного поезда. А путешествовать мы будем вот поэтому маршрутному листу. Сейчас мы с Вами спешим к станции Э.Успенского.

1. Знакомство с биографией Э. Успенского.

Родился он 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 70 лет. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

- Ребята, как вы понимаете смысл высказывания «Испокон века - книга растит человека»? (Табличка с высказыванием представлена на выставке). Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. Сейчас мы приближаемся к станции «Читай-ка».

2. Речевая разминка.

Дети читают вслух:

Ра - ра - ра - начинай играть с утра.
Ро – ро - ро - солнце светит нам в окно.
Ре - ре - ре - живём дружно во дворе.
Ри - ри - ри - сосчитались: раз - два - три.
Ры - ры - ры - не заметили жары.
Ра - ра - ра - нам и спать уже пора.

3. Словарно- лексическая работа. Чтение трудных слов.

Давайте прочитаем, как Чебурашка появился в городе. Но, сначала мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.

ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ — ТРОПИЧЕСКОМ
ГИП-ПО-ПО-ТАМ — ГИППОПОТАМ
ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ — ОТПРАВИЛСЯ
А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ — АПЕЛЬСИНАМИ
ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ — ПЕРЕДВИГАТЬСЯ
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е — ПУТЕШЕСТВИЕ
НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ — НЕИЗВЕСТНЫМ
СОБ-СТВЕН-НО-ГО — СОБСТВЕННОГО

А сейчас будем читать сразу целыми словами.

ФРУКТ — ФРУКТОВЫЙ
ГРУЗ — ПОГРУЗИЛИ
БРАК — БРАКОВАННУЮ
ЗВЕРЬ — ЗВЕРЕК
ГОРОД — ГОРОДСКОЙ

— Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.

VI. Первичное целостное восприятие текста.

(читает учитель).

VII. Физкультминутка.

Станция «Спортивная».
Встали дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело.
Поработайте руками,
Поработайте ногами,
Улыбнитесь, день хороший
И похлопайте в ладоши.

VIII. Анализ произведения.

Где жил Чебурашка? Как попал в ящик с апельсинами? Как оказался в магазине? Куда директор магазина отнес Чебурашку? Почему у главного героя такое странное имя?

IX. Вторичное чтение текста.

(используется прием жужжащего чтения)

X. Обобщение прочитанного материала.

Мы приближаемся к станции « Крокодил Гена и его друзья». Я уверен, что вы все смотрели этот мультфильм.

— Где работал Крокодил Гена? С какой проблемой он столкнулся? Как он её решил? Кто стали его друзьями? (На доске появляются рисунки героев этой сказки: девочка Галя, пёсик Тобик, жирафа Анюта, лев Чандр.)

— Какие добрые дела Крокодил Гена сделал со своими друзьями? А какие добрые дела, вы хотели бы сделать сегодня?

Наше путешествие подходит к концу. Крокодил Гена с Чебурашкой расположились на крыше нашего поезда. Вспомните, как называется песня, которую они исполняли. Правильно, «Голубой вагон». Давайте её исполним. Но для этого нам нужно попасть на станцию «Музыкальная». Дети вместе с учителем исполняют песню под фонограмму.

XI. Итог урока.

  1. Рефлексия.

    Ребята, посмотрите на наших героев. Они улыбаются, им понравилось путешествовать вместе с вами. А какое настроение у вас? Покажите. (У каждого на столе 3 круга с изображением настроения: грустное, равнодушное, радостное.)

  2. Самооценка учащихся.

    Поднимите руку, кому удалось на уроке научиться читать быстро и выразительно. Поднимите руку те, кто сегодня на уроке отвечал полными ответами.

  3. Оценивание учащихся учителем.

    Мне очень понравилось с вами работать. Вы хорошо читали, правильно отвечали на мои вопросы. А сейчас самый торжественный момент. Поднимите руки, кто получил по четыре или пять фотографий Чебурашки. Вам вручаются медали от Крокодила Гены и Чебурашки. Пусть эти медали будут подарком для ваших мам.

    Приготовила я вам на добрую память ещё одну диковинку — волшебный почтовый ящик . Письмо, опущенное в него, мгновенно попадет в сказочный город Чебурашки и вернется завтра к вам с ответом. На столе у вас листочки. Ответьте на вопросы: Понравилось ли вам путешествовать с Чебурашкой? Что понравилось больше всего? В перемену опустите листочки в ящик.

XII. Домашнее задание.

Перечитать отрывок «Чебурашка» (всем). Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка» (по желанию).