Урок математики + презентация к уроку по теме "Измерение углов транспортиром". 4-й класс

Разделы: Математика

Класс: 4


Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

  • познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
  • научить пользоваться им и измерять углы;
  • продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать внимание, воображение учащихся.

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)

Тезис: «Точность нас не подведёт».

Ход урока

I. Организационный момент

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. (Слайд 2)

II. Устный счет

а) Математический ребус.

Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока (Рисунок 1 - Приложение 2).

Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз (Слайд 3, Рисунок 2).

б) Исследование градусной меры угла.

— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны величины углов.

— На какие группы их можно разбить?

Истинно или ложно моё высказывание?

  • все существующие углы прямые (ложно);
  • нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
  • смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
  • угол в 110º – развернутый (ложно);
  • все ученики 4 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).

в) Блиц – турнир.

Наш урок продолжит блиц – турнир. Соединив правильные ответы, вы получите интересный рисунок.

Задание Ответ
1. Вычисли 2/5 прямого угла 36
2. Если угол содержит 149º, то чему равен смежный угол? 31
3. Угол, 2/3 которого равны 30º 45
4. Велосипедист проехал 2/3 дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 км? 180
5. Чему равно 7/20 кг? 350
6. В школе 600 учеников. 12% всех учеников учится в четвертых классах. Сколько четвероклассников в школе? 72
7. Сумму чисел 62 и 80 разделить на 16 8
8. Площадь прямоугольника равна 36 см². Ширина – 4 см. Чему равна длина? 9
9. Сколько месяцев в 1/3 части года? 4
10. На сколько произведение 10 и 5 больше произведения 9 и 5? 5

(Рисунок 3)

III. Работа по теме урока

— Что же у вас получилось?

ТРАНСПОРТИР (аншлаг на доске) (Слайд 4)

1. История возникновения транспортира. (рассказ заранее подготовленного ученика)

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. (Слайд 5, Рисунок 4)

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. (Слайд 6, Рисунок 5)

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы. (Слайд 7)

IV. Постановка проблемы

Практическая работа. (Слайд 8)

Каждому ученику выдается листок с изображением тупого угла. (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному, Слайд 9)

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом. (Слайд 14, Таблица 1 — Алгоритм измерения углов)

V. Первичное закрепление

а) Найдите ошибки в измерении углов. (Слайд 15, Таблица 2)

Проблемная ситуация.

Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

б) Тренировочные упражнения по измерению углов. Работа по группам. (Слайд 17, 18, 19) Следуйте девизу урока.

VI. Итог урока

На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

— Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать как пользоваться транспортиром
  2. Составить алгоритм измерения углов.
  3. Уметь точно определять градусную меру угла.
  4. Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение ? (Слайд 20)

VII. Домашнее задание

(Слайд 21, Рисунок 6)

Проверим как вы научились измерять углы. Измерьте данные на рисунке углы .

Презентация — Приложение 1, рисунки и таблицы - Приложение 2.