Необходимость создания авторско-составительской Программы социально-психологической развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста возникла в практической деятельности.
Многие годы дошкольное воспитание было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. А ведь дошкольный возраст предполагает не только овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становление базовых свойств личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в отношениях с другими людьми.
Действительно, маленькие дети находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Общеизвестно, что дети эгоцентричны, потому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Ни для кого не секрет, что “лучший друг” современного ребенка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь именно живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Важна эта работа и для взрослых, родителей и педагогов. Как помочь человечку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологической защиты? Ребенок беспомощен перед жизненными трудностями, но мудрость взрослых дает ему защиту. Именно взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка, сохранения его психологического здоровья, пробуждения скрытых резервов, духовного роста, успешной самоактуализации.
Авторско-составительская программа “Гармония” является не столько программой обучения и воспитания, сколько развития ребенка. Человек, работающий с этой программой, должен в полной мере осознавать, что невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, желания, можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.
Программа имеет разработанную автором структуру и формы работы.
Цели программы:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у ребенка навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким людям, воспитывать интерес к истории своей семьи;
-вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Организация занятий
Программа “Гармония” включает в себя 60 занятий и рассчитана на два учебных года – по 30 занятий в год в старшей и подготовительной группах.
Занятия проводятся фронтально один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей тренинговой форме.
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.
В начале и в конце занятия используется какая-либо ритуальная игра, упражнение для настроя детей. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных тетрадях. Детский рисунок – это итог работы на занятии, который объединяет в себе эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Содержание программы
Программа социально-психологической развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые), окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Постепенно ребенок подходит к самому сложному – пониманию своего места в семье, в социуме и своих взаимоотношений с близкими и другими людьми.
Блок 1.
“Я И ДРУГИЕ”Задачи:
- снизить эмоциональное напряжение;
- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое;
- воспитать уверенность в себе.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к самому себе, своим желаниям и переживаниям; на формирование способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения, понимание индивидуальных особенностей других людей; на осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на развитие интереса к истории своей семьи – вот неполный перечень решаемых этим блоком задач.
Блок 2. “ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА”
Задачи:
- помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность;
- снизить эмоциональное напряжение;
- учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
- тренировать психомоторные функции;
- обучить приемам ауторелаксации.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. У ребенка формируется понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. Дети знакомятся с эмоциями человека, учатся опознавать свои эмоции, эмоциональные реакции окружающих, у них развивается умение адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3.
“СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ”Задачи:
- учить принимать верные решения самостоятельно;
- корректировать поведение с помощью ролевых игр, дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком;
- формировать адекватные формы поведения;
- регулировать поведение в коллективе;
- учить навыкам саморасслабления.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности, чувства общности; на формирование внимательного отношения друг к другу, социального доверия; формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания.
СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Элемент тренинга |
Комментарий |
Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры). | Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
Рефлексия – оценка занятия (арттерапия, беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия. |
Тематический план занятий
Старшая группа
Блок |
Тема занятия |
Время проведения |
1. “Я и другие” | 1. Знакомство 2. Мое имя 3. Я и мое имя 4. Я люблю 5. Я сам 6. Я и другой: мы разные 7. Сны и сновидения 8. Сказочная шкатулка 9. Секреты 10. Разноцветная звезда |
1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября 1-неделя декабря 2-я неделя декабря |
2. “Эмоции и чувства” | 11. Праздник волшебников 12. Волшебный лес 13. Подарки и сюрпризы 14. Мы улыбаемся 15. Настроение 16. Наши страхи 17. Наши страхи-2 18. Путешествие в Страну Драконов 19. Рыцари и дамы 20. Никого роднее мамы в целом мире нет |
3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта |
3. “Социальные навыки” | 21. Встреча с другом 22. Я и мои друзья 23. Когда и почему ты ссоришься? 24. Дружба 25. Давай никогда не ссориться 26. Давай поговорим 27. Слова вежливости 28. Не хочу быть плохим 29. Самооценка 30. Праздник внимания |
3-я неделя марта 4-я неделя марта 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля 4-я неделя апреля 1-я неделя мая 2-я неделя мая 3-я неделя мая 4-я неделя мая |
Тематический план занятий
Подготовительная группа
Блок |
Тема занятия |
Время проведения |
1. “Я и другие” | 1. Знакомство 2. Сказочный портрет 3. Разведчики 4. Я хочу 5. Моя семья 6. Моя семья-2 7. Язык жестов и движений 8. Мои умные помощники 9. Как я помню 10. Умей расслабиться |
1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября 1-неделя декабря 2-я неделя декабря |
2. “Эмоции и чувства” | 11. Радость 12. Горе 13. Гнев 14. Грусть 15. Удивление 16. Равнодушие 17. Интонация 18. Мимика 19. Пантомимика 20. Положительные эмоции |
3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта |
3. “Социальные навыки” | 21. Различение эмоциональных состояний 22. Понимаю других – понимаю себя 23. Я тебя понимаю 24. Ты мой друг 25. Секрет волшебных слов 26. Доброта 27. Ласка 28. Счастье 29. Взросление 30. Я умею быть внимательным |
3-я неделя марта 4-я неделя марта 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля 4-я неделя апреля 1-я неделя мая 2-я неделя мая 3-я неделя мая 4-я неделя мая |