Выбор мною темы “Освоение проблемного подхода в обучении на уроках географии” не случен.
На начальных этапах становления нашей кафедры естественнонаучных дисциплин в 1998 году мы очень много знакомились с проблемным изложением, частично- поисковым и исследовательским методами обучения. Это помогло мне определиться в теме. Далее в работе я показываю применение проблемного метода на различных уровнях усвоения знаний.
Уровни усвоения знаний
1 уровень - ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию (объяснительно- иллюстративный метод обучения географии)
2 уровень - ученики применяют знания и умения по образцу, в знакомой учебной ситуации (репродуктивный метод)
3 уровень - ученики творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации (частично- поисковый и исследовательский). Проблемный подход невозможен без 1 и 2 уровней.
Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.
На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической географии:
7-й класс:
- Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ.
- Спрогнозируйте возможное положение материков через 50 млн лет.
- Постройте цепочку причинно- следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океана в тропических широтах.
- Разработайте проект морского города (1-группа проектантов, т.е. разработчиков проектов 2- экспертов, которые будут оценивать проекты. 3- будущие жители города, журналисты.)
- Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?
- Учитывая влияние каждого из известных вам климатообразующих факторов, объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой.
- Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании её лежит платформа?
- Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал говорил о том, что нельзя делать из Океана “ мировую помойку”. “ Мертвый океан- мертвая планета”,- предостерегал ученый. Объясните смысл этого высказывания.
8-й класс
- Можно ли считать законченным формирование рельефа нашей страны? Почему? Какой рельеф России будет в далёком будущем7 Почему?
- На Русской равнине в пределах России свыше 750 водохранилищ. Хорошо это или плохо? Рассмотрите, насколько серьёзны предложения по поводу спуска водохранилищ.
- Площадь морей бассейна Атлантического океана, омывающих нашу страну, невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат России.
Эти задания отражают такие проблемы науки, как целостность географической оболочки и связи между её отдельными компонентами, зональность и азональность географической оболочки, взаимодействие суши и океана, и требуют использования сравнительного и картографических методов исследования.
Задания по экономической географии:
- Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при её строительстве и эксплуатации?
- В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете экономическую целесообразность выбранного места?
- В какой части зарубежной восточной Европы имеются наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните, как вы пришли к этому выводу?
- В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?
Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.
Учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.
Примеры уроков с проблемным изложением
9-й класс
Тема: Восточная Сибирь
1 урок- сбор информации
2 урок- постановка проблемы, её проявления и пути решения проблемы.
Цели:
- Характеристика района по плану (сбор информации)
- Выделить проблемы , их проявления
- Предложить и обсудить пути решения проблем Восточной Сибири.
Оборудование: Политико- административная и физическая карты России, экономическая карта Восточной Сибири, картины ландшафтов Восточной Сибири(Саяны, Енисей, Байкал, тундры и т.д.)
Ход урока
1. Сбор информации
- Состав района
- Физико- и экономико- географическое положение района.
- Природные условия и природные ресурсы района
- История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса района.
- Население и трудовые ресурсы.
- Народнохозяйственный комплекс
- Территориальная структура расселения и хозяйства района.
2. Постановка проблемы
В районе отсутствуют дорожно- транспортные магистрали и крупные железные дороги. Отсюда нарушается связь с другими районами, затрудняется товарооборот, район несёт убытки. Молодёжь не в состоянии выехать на учёбу, т.к. дорого авиаперелет.
Недостаток магистралей и ж/д ведёт к отдалению района от остальной России. Отсюда недовольство людей органами власти, желание изменить как внутреннюю так и внешнюю политику, что пагубно скажется на экономической и политической стабильности в районе.
Решение. Создать проект по строительству железных дорог и магистралей:
- выделение финансовых средств из бюджета страны;
- организация конкурса на строительство магистрали или ж /д среди крупных компаний;
- нельзя отдавать управление маг8истралью или ж/д в частные руки, т. к. это может привести к дестабилизации цен в сфере транспортных услуг.
Что сделано: существует множество проектов создания ж/д магистралей: Полярно- Сибирская (Салехард- П. Анадырь)
Северо-Сибирская (Нижневартовск- крайняя восточная точка России)
К сожалению данные проекты не реализованы.
Доводы за этот проект:
- Появление новых вакантных мест
- Привлечение большого числа людей для строительства магистралей
- Образование центров для проживания рабочих, впоследствии преобразуемых в города.
- Увеличение объёма транспортировки полезных ископаемых и природных ресурсов, улучшение экономической ситуации в районе
- Наличие магистралей позволит освоить обширные незаселённые территории
Тема: Западная Сибирь
Цели: Познакомить с особенностями ЭГП Западной Сибири, природными условиями и ресурсами. Изучить отрасли специализации Западной Сибири и проблемы района.
Оборудование: Политико- административная, физическая карты России, карта топливной промышленности России, экономическая карта Сибири, картины ландшафтов Западной Сибири.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Практическая работа
Работа проводится в группах над заданиями карточек.
Группа №1
Задание: В чём отличие природных условий Западной Сибири?
Ответ: Климат Западной Сибири континентальный, а в Восточной Сибири- резко:континентальный; т. е. зима Западной Сибири очень холодная, но не суровая. Лето на юге очень тёплое, но при недостаточном увлажнении.
Рельеф - низменная равнина, плоская. Очень замедлен сток воды с равнины, близко грунтовые воды, поэтому около 1/2 территории заболочено.
На севере Западной Сибири – тундра, в центре тайга из пихты, ели, кедра, лиственницы, а на юге лесостепи и степи. На севере условия более суровые: сильные ветры, полярная ночь, вечная мерзлота.
Вывод: Освоение территории осложнено заболоченностью территории, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере Западной Сибири.
Группа №2
Задание: Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири (по карте атласа “Западная Сибирь”)
Ответ: Западная Сибирь имеет крупные месторождения нефти и газа. Месторождения нефти находятся в средней части Западной Сибири – Среднее Приобье в районе г. Сургута, г. Нижневартовска, г. Ноябрьска. Нефтяные месторождения- Самотлор, Мешон, Усть- Балыкское и др. В1999 году здесь добывалось 68% нефти России.
На севере Тюменской области на территории Ямало- Ненецкого АО ведётся добыча природного газа (92% от добычи в стране). Газовые месторождения_ Уренгой, Ямбург, Заполярное. Отсюда проложены ветки газопроводов в европейскую часть России и за границу.
На юге Западной Сибири находится Кузнецкий угольный бассейн, где добывается 1/3 часть угля России.
На юге Западной Сибири в Горько- солёных озёрах – сырьё для химической промышленности (глауберова соль и сода).
В горах Алтая найдены месторождения руд цветных металлов, а в Горной Шории - Железных руд.
Тайга имеет ценные виды древесины, особенно кедровые леса.
Степи юга имеют чернозёмы - плодородные почвы.
Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.
Группа№3
Задание: Определите и дайте характеристику народам, населяющим территорию Сибири. Воспользуйтесь картой народов России и плотности населения.
Ответ: Коренное население Севера Западной Сибири_ ненцы, основное занятие которых- оленеводство.
Средняя часть Западной Сибири заселена двумя народами: ханты(старое название- остяки) и манси . Оба народа относятся к фино- угорской группе уральской языковой семьи. Ханты и манси- охотники и рыбаки.
В 20 веке население увеличилось и на севере Западной Сибири- это нефтяники и газовики. Были построены новые города- Новый Уренгой, Новосибирск, Новокузнецк. Большая плотность населения вдоль Сибирской магистрали, на юге Западной Сибири.
Группа №4
Задание: Перечислите отрасли специализации Западной Сибири, объясните, какие факторы повлияли на специализацию Западной Сибири. Воспользуйтесь картой атласа Западная Сибирь.
Ответ: Отраслями специализации Западной Сибири являются - нефтяная и газовая отрасли, добыча нефти составляет примерно 70% от российской, а добыча газа- 92% от добычи газа в стране. Нефть и газ поставляются по трубопроводам в европейскую часть страны.
На базе нефти и газа, а также лесной промышленности в Западной Сибири сформирован Западно-Сибирский ТПК (территориально-производственный комплекс) нефтегазохимической и деревообрабатывающей промышленности. Нефтехимия представлена заводами в Г. Тобольске, Тюмени, Омске, Томске.
На юге Западной Сибири создан Кузнецко-Алтайский ТПК. Специализация предприятий ТПК на угольной промышленности (Кузбасс) и металлургии.
Чёрная металлургия представлена в Новокузнецке- Кузнецкий и Западно-Сибирский завод на базе углей Кузбасса и руды Горной Шори. Цветная металлургия представлена цинковым заводом в г. Белово, Новосибирским заводом олово и сплавы из привозных концентратов с Дальнего Востока.
Оборонная промышленность – в Новосибирске и Омске.
В Новосибирске- авиационный завод (самолёты Су) ; в Омске- танковый завод, объединение “ Полёт”- аэрокосмическое предприятие страны. В “закрытом” городе Северске обогащают уран.
Вывод: Отраслями специализации Западной Сибири являются нефтяная, газовая, угольная, металлургическая и лесная отрасли, работающие на собственном сырье.
Природные ресурсы |
Отрасль специализации |
Центры |
1.Нефть |
Нефтедобыча: нефтехимия |
Сургут, Усть- Балык, Нижневартовск, Тобольск, Тюмень, Омск |
2.Газ |
Газовая |
Уренгой, Ямбург |
3.Лес |
Лесная (деревообработка) |
Сургут, Нижневартовск и др. в долине р. Обь |
4.Уголь |
Угольная |
Кузбасс, Прокопьевск, Кемерово |
Группа № 5
Задание: Определите, каковы проблемы Сибири и предложите пути их решения?
Ответ:
Неосвоенность Сибири и её слабая заселённость. Сплошное заселение за короткие сроки невозможно, да и не нужно. Освоение возможно в форме ТПК - промышленных ядер на базе природных ресурсов, таких как, например, г. Новый Уренгой.
- Заболоченность территории, атрудняющей освоение Западной Сибири. Решить проблему можно путём создания болотно-озёрных ландшафтов, т.е. частичного осушения.
- Экологическая проблема: загрязнение реки Обь нефтью, нарушение мохово-лишайникового покрова (следовательно, оленьих пастбищ), вездеходами, загрязнение воздуха в районе Кузбасса выбросами металлургических предприятий и угольной пылью, а также дымом ТЭС, работающих на угле.
Путь решения - использование техники, не нарушающей ландшафты, например, вездеходы на воздушной подушке. А также принятие законов, направленных на сохранение природы ит.д.
Учащиеся готовят в течении 10-15 минут, а затем выступают с отчётом по карточке.
3.Закрепление
Проблема! Существуют проекты создания совместно с зарубежными фирмами ряда крупнейших нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске и Увате), на Оби (В Сургуте и Нижневартовске) , а также на тюменском севере (Новом Уренгое). Приведите доводы за и против проекта.
За |
Против |
|
|
Примеры заданий для 10-го кл. (Страноведение)
Разработана система проблемных заданий. Она хорошо прослеживается при изучении региональной географии.
1. При изучении Зарубежной Европы отрабатывается умение давать характеристику субрегионов, стран по плану.
2. При изучении Зарубежной Азии:
- Характеристика по плану одного из субрегионов Зарубежной Азии,
- Определить проблемы субрегиона (можно по каждой стране исследуемого региона)
- В чём они проявляются
- Пути решения проблем.
3. Африка
Пр. работа: Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Назвать страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.