Проблемное обучение на уроках географии

Разделы: География


Выбор мною темы “Освоение проблемного подхода в обучении на уроках географии” не случен.

На начальных этапах становления нашей кафедры естественнонаучных дисциплин в 1998 году мы очень много знакомились с проблемным изложением, частично- поисковым и исследовательским методами обучения. Это помогло мне определиться в теме. Далее в работе я показываю применение проблемного метода на различных уровнях усвоения знаний.

Уровни усвоения знаний

1 уровень - ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию (объяснительно- иллюстративный метод обучения географии)

2 уровень - ученики применяют знания и умения по образцу, в знакомой учебной ситуации (репродуктивный метод)

3 уровень - ученики творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации (частично- поисковый и исследовательский). Проблемный подход невозможен без 1 и 2 уровней.

Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.

На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической географии:

7-й класс:

  1. Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ.
  2. Спрогнозируйте возможное положение материков через 50 млн лет.
  3. Постройте цепочку причинно- следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океана в тропических широтах.
  4. Разработайте проект морского города (1-группа проектантов, т.е. разработчиков проектов 2- экспертов, которые будут оценивать проекты. 3- будущие жители города, журналисты.)
  5. Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?
  6. Учитывая влияние каждого из известных вам климатообразующих факторов, объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой.
  7. Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании её лежит платформа?
  8. Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал говорил о том, что нельзя делать из Океана “ мировую помойку”. “ Мертвый океан- мертвая планета”,- предостерегал ученый. Объясните смысл этого высказывания.

8-й класс

  1. Можно ли считать законченным формирование рельефа нашей страны? Почему? Какой рельеф России будет в далёком будущем7 Почему?
  2. На Русской равнине в пределах России свыше 750 водохранилищ. Хорошо это или плохо? Рассмотрите, насколько серьёзны предложения по поводу спуска водохранилищ.
  3. Площадь морей бассейна Атлантического океана, омывающих нашу страну, невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат России.
  4. Эти задания отражают такие проблемы науки, как целостность географической оболочки и связи между её отдельными компонентами, зональность и азональность географической оболочки, взаимодействие суши и океана, и требуют использования сравнительного и картографических методов исследования.

Задания по экономической географии:

  1. Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при её строительстве и эксплуатации?
  2. В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете экономическую целесообразность выбранного места?
  3. В какой части зарубежной восточной Европы имеются наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните, как вы пришли к этому выводу?
  4. В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.

Учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.

Примеры уроков с проблемным изложением

9-й класс

Тема: Восточная Сибирь

1 урок- сбор информации

2 урок- постановка проблемы, её проявления и пути решения проблемы.

Цели:

  1. Характеристика района по плану (сбор информации)
  2. Выделить проблемы , их проявления
  3. Предложить и обсудить пути решения проблем Восточной Сибири.

Оборудование: Политико- административная и физическая карты России, экономическая карта Восточной Сибири, картины ландшафтов Восточной Сибири(Саяны, Енисей, Байкал, тундры и т.д.)

Ход урока

1. Сбор информации

  1. Состав района
  2. Физико- и экономико- географическое положение района.
  3. Природные условия и природные ресурсы района
  4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса района.
  5. Население и трудовые ресурсы.
  6. Народнохозяйственный комплекс
  7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.

2. Постановка проблемы

В районе отсутствуют дорожно- транспортные магистрали и крупные железные дороги. Отсюда нарушается связь с другими районами, затрудняется товарооборот, район несёт убытки. Молодёжь не в состоянии выехать на учёбу, т.к. дорого авиаперелет.

Недостаток магистралей и ж/д ведёт к отдалению района от остальной России. Отсюда недовольство людей органами власти, желание изменить как внутреннюю так и внешнюю политику, что пагубно скажется на экономической и политической стабильности в районе.

Решение. Создать проект по строительству железных дорог и магистралей:

  • выделение финансовых средств из бюджета страны;
  • организация конкурса на строительство магистрали или ж /д среди крупных компаний;
  • нельзя отдавать управление маг8истралью или ж/д в частные руки, т. к. это может привести к дестабилизации цен в сфере транспортных услуг.

Что сделано: существует множество проектов создания ж/д магистралей: Полярно- Сибирская (Салехард- П. Анадырь)

Северо-Сибирская (Нижневартовск- крайняя восточная точка России)

К сожалению данные проекты не реализованы.

Доводы за этот проект:

- Появление новых вакантных мест

- Привлечение большого числа людей для строительства магистралей

- Образование центров для проживания рабочих, впоследствии преобразуемых в города.

  • Увеличение объёма транспортировки полезных ископаемых и природных ресурсов, улучшение экономической ситуации в районе
  • Наличие магистралей позволит освоить обширные незаселённые территории

Тема: Западная Сибирь

Цели: Познакомить с особенностями ЭГП Западной Сибири, природными условиями и ресурсами. Изучить отрасли специализации Западной Сибири и проблемы района.

Оборудование: Политико- административная, физическая карты России, карта топливной промышленности России, экономическая карта Сибири, картины ландшафтов Западной Сибири.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Практическая работа

Работа проводится в группах над заданиями карточек.

Группа №1

Задание: В чём отличие природных условий Западной Сибири?

Ответ: Климат Западной Сибири континентальный, а в Восточной Сибири- резко:континентальный; т. е. зима Западной Сибири очень холодная, но не суровая. Лето на юге очень тёплое, но при недостаточном увлажнении.

Рельеф - низменная равнина, плоская. Очень замедлен сток воды с равнины, близко грунтовые воды, поэтому около 1/2 территории заболочено.

На севере Западной Сибири – тундра, в центре тайга из пихты, ели, кедра, лиственницы, а на юге лесостепи и степи. На севере условия более суровые: сильные ветры, полярная ночь, вечная мерзлота.

Вывод: Освоение территории осложнено заболоченностью территории, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере Западной Сибири.

Группа №2

Задание: Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири (по карте атласа “Западная Сибирь”)

Ответ: Западная Сибирь имеет крупные месторождения нефти и газа. Месторождения нефти находятся в средней части Западной Сибири – Среднее Приобье в районе г. Сургута, г. Нижневартовска, г. Ноябрьска. Нефтяные месторождения- Самотлор, Мешон, Усть- Балыкское и др. В1999 году здесь добывалось 68% нефти России.

На севере Тюменской области на территории Ямало- Ненецкого АО ведётся добыча природного газа (92% от добычи в стране). Газовые месторождения_ Уренгой, Ямбург, Заполярное. Отсюда проложены ветки газопроводов в европейскую часть России и за границу.

На юге Западной Сибири находится Кузнецкий угольный бассейн, где добывается 1/3 часть угля России.

На юге Западной Сибири в Горько- солёных озёрах – сырьё для химической промышленности (глауберова соль и сода).

В горах Алтая найдены месторождения руд цветных металлов, а в Горной Шории - Железных руд.

Тайга имеет ценные виды древесины, особенно кедровые леса.

Степи юга имеют чернозёмы - плодородные почвы.

Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.

Группа№3

Задание: Определите и дайте характеристику народам, населяющим территорию Сибири. Воспользуйтесь картой народов России и плотности населения.

Ответ: Коренное население Севера Западной Сибири_ ненцы, основное занятие которых- оленеводство.

Средняя часть Западной Сибири заселена двумя народами: ханты(старое название- остяки) и манси . Оба народа относятся к фино- угорской группе уральской языковой семьи. Ханты и манси- охотники и рыбаки.

В 20 веке население увеличилось и на севере Западной Сибири- это нефтяники и газовики. Были построены новые города- Новый Уренгой, Новосибирск, Новокузнецк. Большая плотность населения вдоль Сибирской магистрали, на юге Западной Сибири.

Группа №4

Задание: Перечислите отрасли специализации Западной Сибири, объясните, какие факторы повлияли на специализацию Западной Сибири. Воспользуйтесь картой атласа Западная Сибирь.

Ответ: Отраслями специализации Западной Сибири являются - нефтяная и газовая отрасли, добыча нефти составляет примерно 70% от российской, а добыча газа- 92% от добычи газа в стране. Нефть и газ поставляются по трубопроводам в европейскую часть страны.

На базе нефти и газа, а также лесной промышленности в Западной Сибири сформирован Западно-Сибирский ТПК (территориально-производственный комплекс) нефтегазохимической и деревообрабатывающей промышленности. Нефтехимия представлена заводами в Г. Тобольске, Тюмени, Омске, Томске.

На юге Западной Сибири создан Кузнецко-Алтайский ТПК. Специализация предприятий ТПК на угольной промышленности (Кузбасс) и металлургии.

Чёрная металлургия представлена в Новокузнецке- Кузнецкий и Западно-Сибирский завод на базе углей Кузбасса и руды Горной Шори. Цветная металлургия представлена цинковым заводом в г. Белово, Новосибирским заводом олово и сплавы из привозных концентратов с Дальнего Востока.

Оборонная промышленность – в Новосибирске и Омске.

В Новосибирске- авиационный завод (самолёты Су) ; в Омске- танковый завод, объединение “ Полёт”- аэрокосмическое предприятие страны. В “закрытом” городе Северске обогащают уран.

Вывод: Отраслями специализации Западной Сибири являются нефтяная, газовая, угольная, металлургическая и лесная отрасли, работающие на собственном сырье.

    Природные ресурсы

    Отрасль специализации

    Центры

    1.Нефть

    Нефтедобыча: нефтехимия

    Сургут, Усть- Балык, Нижневартовск, Тобольск, Тюмень, Омск

    2.Газ

    Газовая

    Уренгой, Ямбург

    3.Лес

    Лесная (деревообработка)

    Сургут, Нижневартовск и др. в долине р. Обь

    4.Уголь

    Угольная

    Кузбасс, Прокопьевск, Кемерово

Группа № 5

Задание: Определите, каковы проблемы Сибири и предложите пути их решения?

Ответ:

  1. Неосвоенность Сибири и её слабая заселённость. Сплошное заселение за короткие сроки невозможно, да и не нужно. Освоение возможно в форме ТПК - промышленных ядер на базе природных ресурсов, таких как, например, г. Новый Уренгой.

  2. Заболоченность территории, атрудняющей освоение Западной Сибири. Решить проблему можно путём создания болотно-озёрных ландшафтов, т.е. частичного осушения.
  3. Экологическая проблема: загрязнение реки Обь нефтью, нарушение мохово-лишайникового покрова (следовательно, оленьих пастбищ), вездеходами, загрязнение воздуха в районе Кузбасса выбросами металлургических предприятий и угольной пылью, а также дымом ТЭС, работающих на угле.

Путь решения - использование техники, не нарушающей ландшафты, например, вездеходы на воздушной подушке. А также принятие законов, направленных на сохранение природы ит.д.

Учащиеся готовят в течении 10-15 минут, а затем выступают с отчётом по карточке.

3.Закрепление

Проблема! Существуют проекты создания совместно с зарубежными фирмами ряда крупнейших нефтехимических комплексов на Иртыше (в Тобольске и Увате), на Оби (В Сургуте и Нижневартовске) , а также на тюменском севере (Новом Уренгое). Приведите доводы за и против проекта.

За
“+”

Против
“-”

  1. Здесь имеется сырьё
  2. Возможность использования попутного газа, который пока сжигается.
  3. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз.
  4. Мы сможем экспортировать не дешёвую нефть (сырьё), а более дорогую химическую продукцию.
  1. Создание крупных комплексов на севере очень дорого.
  2. Средства на строительство выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов.
  3. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию.

Примеры заданий для 10-го кл. (Страноведение)

Разработана система проблемных заданий. Она хорошо прослеживается при изучении региональной географии.

1. При изучении Зарубежной Европы отрабатывается умение давать характеристику субрегионов, стран по плану.

2. При изучении Зарубежной Азии:

  1. Характеристика по плану одного из субрегионов Зарубежной Азии,
  2. Определить проблемы субрегиона (можно по каждой стране исследуемого региона)
  3. В чём они проявляются
  4. Пути решения проблем.

3. Африка

Пр. работа: Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Назвать страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.