Цели:
1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.
4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.
Ход занятия:
- Организационный момент
— Здравствуйте, ребята.
— Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.
1. “Колечко”
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.
2. “Кулак—ребро—ладонь”
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.
3. “Лезгинка”
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.
4. “Ухо - нос”
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.
— Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.
II. Повторение пройденного
— На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.
— Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Прочитайте эти буквы:
А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
— Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
— Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)
— Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)
— Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)
— Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.
Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем: [А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] – Вот такие все они. Нет для них нигде преграды, Петь мы эти звуки рады. Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку. — [А]! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой! Удивленно тянет он: “А...” Забывчивый какой! [У] надул капризно губки,Их он вытянул, как трубки. Вот какой он привереда – Будет дуться до обеда! |
[И] — улыбка,
весельчак, Он смеется звонко так! На язычке широком Скачет мимо окон! Вот в задумчивом сомнение [Э] высказывает мнение:“Э-э-э... Не знаю, что сказать. Может, лучше помолчать?” Округлив большие губы, [О] прикрыл немного зубы,Язык поглубже оттянул, Спинку выгнул. “О-о-о...” — вздохнул. [Ы] хоть гласный, но тихоня,Все зевает он спросонья: “Ы-ы-ы... Поспать еще часок... Или, может, выпить сок?..” |
— Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.
III. Сообщение новой темы занятия
1. Письмо от Петрушки
— Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:
— Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:
В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)
—Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)
Петрушки в гостях у ребят
В гости к вам пришли Петрушки, Принесли мы вам ПАМПУШКИ, ПИРОГИ и ПЫШКИ. — Кушайте, мальчишки! И девчонок не забыли, Им подарки накупили: ПИРОГИ и ПЛЮШКИ. —Кушайте, подружки! |
Угощения на славу На столе стоят по праву! Мы Петрушки неспроста Принесли их вам сюда! Проведем сейчас опрос: — Кто ответит на вопрос: Звук, какой стоит, дружок, Первым в слове ПИРОЖОК? |
— Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?( [ПЬ])
— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)
—В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
—Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.
— Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])
— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается
Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!
— Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.
2. Характеристика звука П.
— Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.
— губы сомкнуты
— язык внизу
— голос не дрожит (глухой)
— воздушная струя (горячая)
— звук согласный
— Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)
— Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске
— А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:
Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)
— У нас в гостях Буратино.
Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?
— Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])
— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается
Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути —
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!
— Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])
— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)
— В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
— Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.
3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)
— губы сомкнуты
— язык внизу
— голос дрожит (звонкий)
— воздушная струя (горячая)
— звук согласный
—Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)
—Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске
— Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.
IV. Закрепление темы занятия
— Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”
— Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.
В конце занятия мы их посчитаем.
пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.
— Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.
банка |
сапог |
кабан |
лопата |
собака |
— Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.
— Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.
— При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)
V. Работа в тетрадях.
— Слушайте внимательно задание.
Задание 1.
—Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.
па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)
— Молодцы! Вы справились с этим зданием.
Задание 2.
— Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.
ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)
— Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.
VI. Физминутка
Хомка.
Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).
— Вместе с Хомкой мы отдохнули.
— А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.
Задание 3.
— На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.
В море звонко волны | блещут |
Водяные брызги | плещут |
— Прочитайте слова данные за чертой.
— Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?
— Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?
— Прочитайте предложение, которое получилось.
— Все поняли задание?
— А теперь работа в парах.
— Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.
Бревна нужно нам | белить |
Стены нужно нам | пилить |
Огурцы солят в | почки |
Весной на деревьях набухают | бочки |
Весной вспахали плугом | башню |
Построили из камня | пашню |
— Все справились с заданием хорошо.
— А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?
— А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.
Задание 4. Письменно по карточкам
ЛА … Ы | … АРАН |
ЗУ … Ы | … АКЕТ |
— А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.
— Проверим как мы различаем звуки Б и П.
— Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.
Задание 5. письменно
Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.
Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.
… орис … ошёл в …ор за гри…ами.
— Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.
— Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии
VII. Итог занятия
— Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?
— Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.