Цели и задачи:
- пробуждение интереса и любви к родному краю;
- знакомство детей с природой родного края;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у учащихся;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи.
Оборудование:
- проектор, экран, компьютер, магнитофон, СD-disk с записями ханты – мансийских мелодий, пения птиц;
- костюм хозяйки тайги с элементами народов ханты – манси;
- пазлы;
- планета Земля.
Презентация “Югорский край”
Приложение 1.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты-манси, где живём и мы с вами. Это Югорский край. А поможет нам отправиться в путешествие “Волшебное окно в природу” (звучит мелодия ханты-мансийской песни) и Хозяйка тайги.
Танец
Появление хозяйки тайги
Хозяйка тайги: (звук бубна)
Югорский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю,
И в край угорский всех вас приглашаю. (Звук бубна)
Услышишь звук бубна и задумаешься, как обо всём этом вам рассказать? Может сказки помогут? А может песни, помогут? (звук бубна) Слышите звук бубна? Лейся песня! (звучит ханты-мансийская музыка)
Учитель: И привела нас, ребята, песня в наш лесной край.
Ученики:
1.В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мёд.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнёт.2.Дождь прибежит с далёких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой!3.И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнёзда на вершинах вьёт,
Кто в синих прячется озёрах
И в речках медленных живёт.
Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”. (Слайд-шоу)
1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось)4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? (волк)5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… (олень)6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу (белка)7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… (заяц)9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её …………………… (лиса)10.Словно ёлка, весь в иголках (Ёж)
Учитель: А ещё в наших лесах живут: куница, горностай. (Слайд-шоу)
Х.т. Ребята, много интересных заданий я вам принесла. Вот одно из них. Помогите мне угадать, какие животные здесь спрятались.
С этим заданием вы справились хорошо.
Музыка пения птиц
Хозяйка тайги: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы. (Запись пения птиц)
Чтец:
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
Учитель:
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (экран) (тетерева, куропатки, рябчики)
- Судя по названию, эта птица боится холода, всё время зябнет, но на самом деле всё наоборот! Что это за птица? (зяблик)
- Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (кедровка)
- Давайте посмотрим, какие ещё птицы обитают в наших краях? (глухарь, поползень, дятел, филин, клёст, журавль, кукушка) (слайд-шоу)
А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Югорского края. (слайд-шоу)
- Скажите, какая птица выше всех? (журавль)
- А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан)
- Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл)
- У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут)
Х.т. Молодцы!
Как много птиц вы знаете. А вот, что за слово я зашифровала?
ЫЛЗАП
Ученики: пазлы.
Х.т. Правильно, пазлы. Нам необходимо сложить пазлы и узнать, какая птичка прислала свой портрет.
Вика:
Знаете ли Вы?
- Что кукует у кукушек только самец?
- Что бурый медведь – самый крупный вид хищников в нашей тайге?
- Что стрекоза – полезное насекомое? Она воздушный хищник. Стрекоза на лету схватывает мух, комаров, бабочек.
Ученики зачитывают заметки про животных. (Зачитывает Виталик)
Х.т. Медвежий праздник – один из наиболее ярких праздников. Медведь у хантов и манси – не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Перед тем, как отправится за медведем, охотники проводили обрядовое очищение, а затем поднимали медведя из берлоги. При помощи чего?........(Шума)……Пошумим?!
Хозяйка тайги:
- Давайте пошумим.
- Разбудим медведя.
- Вначале потопаем, потом похлопаем, потом вместе потопаем и похлопаем.
- Молодцы!
- Пошумели! Разбудили медведя.
- Продолжаем дальше.
(Звук бубна)
Хозяйка тайги:
Мы на севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
И рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Учитель: Ребята, пойдемте, и мы с вами порыбачим.
Песня “Рыбку я поймал опять!”
Раз, два, три, четыре, пять
Рыбку я поймал опять
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Отпустил обратно в речку
Это что за ерунда
Пальчик больно – вот беда,
Это рыбка укусила
За мизинчик очень сильно.
Вопрос: какую рыбку поймал Рома?
Х.т. Ребята, а каких рыб поймала я? Что неправильно нарисовал художник?
Чтобы рыбки приняли свою правильную форму, нам нужно разгадать кроссворд. Изменяя одну букву в каждом следующем слове, “преврати” репу в щуку. (Кроссворд)
Задание для учеников. Лабиринт. (Найди дорогу домой каждой птице)
Хозяйка тайги: Ребята, наши животные попали в
лабиринт. Давайте поможем им найти дорогу
обратно домой. А вы хотите взять гостей к себе в
помощники? А справятся ли они? Я буду задавать
вопросы нашим гостям, а вы не подсказывайте. (Вопросы
для гостей)
Молодцы! Все справились.
Учитель: Посмотрите, какой весёлый гость пожаловал к нам на праздник. Он вам нравится?! А каких животных вы узнаете в нашем госте?
Учитель: Богата природа нашего края! Но если мы не будем её беречь, многие виды животных и растений исчезнут с нашей земли.
Красная книга – это книга об исчезнувших и редких видах растений и животных. Красный цвет её обложки как - бы предупреждает об опасности. Они могут исчезнуть! (филин, сокол-сапсан, беркут) (показ слайд-шоу).
Хозяйка тайги:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Шар.
Посмотрите вокруг,
Это наша Земля
Здесь живём ты и я,
Здесь живут он, она.
Берегите её! Не губите её!
И поймёте тогда, как она дорога!
И когда ты посадишь одно деревцо,
Озарится лучами внезапно лицо.
А когда ты поднимешь соринку с земли,
Улыбнётся Земля, а ты ей подмигни.
Песня “Земляне”
Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами украсим нашу планету (украшают). Посмотрите, какая она у нас красивая! (планета)
Хозяйка тайги: (звук бубна). Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. И на память о нашем празднике мы дарим вам маленькие планеты. А я с вами прощаюсь, до новых встреч.