Разнообразие животного мира Ханты-Мансийского автономного округа

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • пробуждение интереса и любви к родному краю;
  • знакомство детей с природой родного края;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологических знаний у учащихся;
  • развитие кругозора детей;
  • развитие мышления, речи.

Оборудование:

  • проектор, экран, компьютер, магнитофон, СD-disk с записями ханты – мансийских мелодий, пения птиц;
  • костюм хозяйки тайги с элементами народов ханты – манси;
  • пазлы;
  • планета Земля.

Презентация “Югорский край” Приложение 1.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты-манси, где живём и мы с вами. Это Югорский край. А поможет нам отправиться в путешествие “Волшебное окно в природу” (звучит мелодия ханты-мансийской песни) и Хозяйка тайги.

Танец

Появление хозяйки тайги

Хозяйка тайги: (звук бубна)

Югорский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю,
И в край угорский всех вас приглашаю. (Звук бубна)

Услышишь звук бубна и задумаешься, как обо всём этом вам рассказать? Может сказки помогут? А может песни, помогут? (звук бубна) Слышите звук бубна? Лейся песня! (звучит ханты-мансийская музыка)

Учитель: И привела нас, ребята, песня в наш лесной край.

Ученики:

1.В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мёд.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнёт.

2.Дождь прибежит с далёких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой!

3.И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнёзда на вершинах вьёт,
Кто в синих прячется озёрах
И в речках медленных живёт.

Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”. (Слайд-шоу)

1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось)

4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? (волк)

5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… (олень)

6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу (белка)

7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)

8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… (заяц)

9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её …………………… (лиса)

10.Словно ёлка, весь в иголках (Ёж)

Учитель: А ещё в наших лесах живут: куница, горностай. (Слайд-шоу)

Х.т. Ребята, много интересных заданий я вам принесла. Вот одно из них. Помогите мне угадать, какие животные здесь спрятались.

С этим заданием вы справились хорошо.

Музыка пения птиц

Хозяйка тайги: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы. (Запись пения птиц)

Чтец:

Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.

Учитель:

  1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (экран) (тетерева, куропатки, рябчики)
  2. Судя по названию, эта птица боится холода, всё время зябнет, но на самом деле всё наоборот! Что это за птица? (зяблик)
  3. Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (кедровка)
  4. Давайте посмотрим, какие ещё птицы обитают в наших краях? (глухарь, поползень, дятел, филин, клёст, журавль, кукушка) (слайд-шоу)

А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Югорского края. (слайд-шоу)

  1. Скажите, какая птица выше всех? (журавль)
  2. А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан)
  3. Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл)
  4. У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут)

Х.т. Молодцы!

Как много птиц вы знаете. А вот, что за слово я зашифровала?

ЫЛЗАП

Ученики: пазлы.

Х.т. Правильно, пазлы. Нам необходимо сложить пазлы и узнать, какая птичка прислала свой портрет.

Вика:

Знаете ли Вы?

- Что кукует у кукушек только самец?

- Что бурый медведь – самый крупный вид хищников в нашей тайге?

- Что стрекоза – полезное насекомое? Она воздушный хищник. Стрекоза на лету схватывает мух, комаров, бабочек.

Ученики зачитывают заметки про животных. (Зачитывает Виталик)

Х.т. Медвежий праздник – один из наиболее ярких праздников. Медведь у хантов и манси – не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Перед тем, как отправится за медведем, охотники проводили обрядовое очищение, а затем поднимали медведя из берлоги. При помощи чего?........(Шума)……Пошумим?!

Хозяйка тайги:

- Давайте пошумим.

- Разбудим медведя.

- Вначале потопаем, потом похлопаем, потом вместе потопаем и похлопаем.

- Молодцы!

- Пошумели! Разбудили медведя.

- Продолжаем дальше.

(Звук бубна)

Хозяйка тайги:

Мы на севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
И рыбацкая бригада
Привезла большой улов.

Учитель: Ребята, пойдемте, и мы с вами порыбачим.

Песня “Рыбку я поймал опять!”

Раз, два, три, четыре, пять
Рыбку я поймал опять
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Отпустил обратно в речку
Это что за ерунда
Пальчик больно – вот беда,
Это рыбка укусила
За мизинчик очень сильно.
Вопрос: какую рыбку поймал Рома?

Х.т. Ребята, а каких рыб поймала я? Что неправильно нарисовал художник?

Чтобы рыбки приняли свою правильную форму, нам нужно разгадать кроссворд. Изменяя одну букву в каждом следующем слове, “преврати” репу в щуку. (Кроссворд)

Задание для учеников. Лабиринт. (Найди дорогу домой каждой птице)

Хозяйка тайги: Ребята, наши животные попали в лабиринт. Давайте поможем им найти дорогу обратно домой. А вы хотите взять гостей к себе в помощники? А справятся ли они? Я буду задавать вопросы нашим гостям, а вы не подсказывайте. (Вопросы для гостей)

  1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  2. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  3. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
  4. Когда ёж не колется? (когда только родился)
  5. Где ухо у кузнечика? (на ноге)
  6. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)

Молодцы! Все справились.

Учитель: Посмотрите, какой весёлый гость пожаловал к нам на праздник. Он вам нравится?! А каких животных вы узнаете в нашем госте?

Учитель: Богата природа нашего края! Но если мы не будем её беречь, многие виды животных и растений исчезнут с нашей земли.

Красная книга – это книга об исчезнувших и редких видах растений и животных. Красный цвет её обложки как - бы предупреждает об опасности. Они могут исчезнуть! (филин, сокол-сапсан, беркут) (показ слайд-шоу).

Хозяйка тайги:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Шар.

Посмотрите вокруг,
Это наша Земля
Здесь живём ты и я,
Здесь живут он, она.
Берегите её! Не губите её!
И поймёте тогда, как она дорога!
И когда ты посадишь одно деревцо,
Озарится лучами внезапно лицо.
А когда ты поднимешь соринку с земли,
Улыбнётся Земля, а ты ей подмигни.

Песня “Земляне”

Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами украсим нашу планету (украшают). Посмотрите, какая она у нас красивая! (планета)

Хозяйка тайги: (звук бубна). Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. И на память о нашем празднике мы дарим вам маленькие планеты. А я с вами прощаюсь, до новых встреч.