Тема: Сложение вида 36+2, 36+20.
Цели урока: закрепить приемы сложения вида 36+2, 36+20; повторить ранее изученные приемы сложения и вычитания; развивать логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор; воспитывать интерес к математике.
Оборудование: рисунок замка, карточки двусторонние с буквами и примерами, домики из геометрических фигур, карточка с ребусом, рисунки старика, мальчика, кенгуру, книга Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в необычную страну – страну невыученных уроков с героем книги Лии Гераскиной. А как зовут героя, вы узнаете, если разгадаете ребус.
У. Как вы догадались? Молодцы. А кто-нибудь из вас читал эту книгу? А смотрел мультфильм? Я вам советую посмотреть мультфильм и прочитать книгу.
2. Устный счет
У. А фамилию Вити вы узнаете, если устно решите примеры, записанные на карточках. С обратной стороны карточек записаны буквы. Если правильно решите примеры – перевернете карточки и прочитаете фамилию мальчика.
38+2, | 47+20, | 16+3, | 91-1, | 42+30, | 15+40, | 28-8, | 16+30, | 86-50, | 79+20. |
П |
е |
р |
е |
с |
т |
у |
к |
и |
н |
У. Молодцы. В путешествие мы отправляемся с Витей Перестукиным. В школе Витя учился плохо. Учебники решили отправить его в страну невыученных уроков, где его поджидали трудности и опасности. Поможем ему, ребята?
Д. Да!
У. Итак, в путь! А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.
3. Путешествие в страну невыученных уроков
У. Представьте себе, что мы идем по лесной тропинке, которая привела нас к замку. На воротах замка висит большой замок. По обеим сторонам замка стоят 2 странных человечка – один согнулся так, как будто разглядывает свои колени, а другой прямой, как палка.
У. Кто это, ребята?
Д. Вопросительный и восклицательный знаки.
У. Правильно. Они не хотят пускать нас в замок. Надо открыть замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задания, которые предлагают ? и !
1. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых:
35= | 64= | 71= | 92= | 48= | 57= |
У. Запишите в маршрутные листы.
2. Назовите «лишнее» число:
78, | 31, | 66, | 53, | 90, | 49. |
Д. 66,потому что одинаковое количество десятков и единиц. 90, потому что оно «круглое».
У. Молодцы.
3. Решите примеры:
81-1, | 54-4, | 72-70, | 93-3, | 42-2, | 36-6. |
У. Сделайте запись в маршрутных листах.
У. Молодцы. И с этим заданием вы справились. Замок открыли. Входим в зал и видим старика с белыми волосами и белой бородой, сидящим на высоком стуле. Этот старик хочет наказать Витю Перестукина за невежество. Ему надо выполнить следующие задания. Давайте ему поможем.
1. Кто самый лучший прыгун, живущий в Австралии?
Горный козел – 27
Кенгуру – 29
Тушканчик – 25
У. Для этого надо решить «цепочку» примеров.
У. Правильно, это кенгуру. В книге кенгуру летала, т.к. Витя на уроке назвал ее птицей. Витину ошибку мы исправили. А теперь немного послушайте об этом животном. Всего в Австралии обитает около 50 видов кенгуру. Забавна история самого названия этого животного. Когда европейцы впервые высади-лись на этот континент (Австралию), первое, что они увидели, были кенгуру. Один из европейцев указал на них и спросил: «Что это за животное?» Абориген (местный житель) ответил: «Кенгуру». Европейцы решили, что это название животного. Позже они узнали, что «кенгуру» значит «не понимаю». Название кенгуру так и осталось.
Рассказ о кенгуру
Передними лапками кенгуру прекрасно выкапывает корни и клубни, которыми питаются. Отталкиваясь мощными задними лапами, они мчатся ги-гантскими прыжками – 12 метров в длину и до трех в высоту! Именно поэтому кенгуру – самый лучший прыгун на всей планете. Так прыгать, кроме него, ни-кто не умеет.
2. Выразить дм в см:
3дм 5 см = 7дм 1см = |
9дм 6см = |
8дм 3см = |
У. Запишите в маршрутные листы.
У. Молодцы. Выбравшись из замка, мы подходим к какому- то чудному городу. Дома состоят из геометрических фигур. Каких? Два человечка продавали газированную воду. Чем они отличаются?
У. Вите захотелось пить. А газированная вода продается не за деньги, а за знания. Давайте ему поможем.
У вас на партах лежат карточки с заданием. Надо самостоятельно решить зада-чу и записать ее решение в маршрутный лист.
Карточка
У Вити в домашней библиотечке 10 книг о сказках, а о животных на 9 книг больше. Сколько книг о животных было у Вити?
У. Проверим решение. Как изменить вопрос задачи, чтобы задача решалась дву мя действиями? Какой ответ получится? Молодцы.
У. Помогли Вите утолить жажду. На прощание человечки задали вопрос: чему учат сказки?
На доске карточки с записанными числами и буквами. Числа надо расположить в порядке возрастания и прочитать слово.
26 |
94 |
78 |
52 |
47 |
д |
у |
р |
б |
о |
Запишите эти числа в порядке возрастания в маршрутные листы.
4. Итог урока
У. Вот и закончилось наше путешествие в страну невыученных уроков. Помогли Вите справиться с заданиями. Он вас благодарит за помощь. А я советую обязательно прочитать книгу Лии Гераскиной.
Выставление оценок. Вручение медалей «Лучшему математику». Домашнее задание - на индивидуальных карточках.