Бинарный урок (история + обществоведение) "Эволюция города"

Разделы: История и обществознание


Тема: Эволюция города.

Предварительная подготовка:

  1. Формируются экспертные группы, которые готовят материал по отдельным вопросам урока из курса истории средних веков;
  2. Проводиться конкурс работ «Похвальное слово родному городу».

Цель:

  1. Повторить и обобщить материал курса истории средних веков о возникновении и развитии средневекового города; познакомить учащихся с историей возникновения родного города.
  2. Работать над умением слушать, формировать умение сопоставлять и делать выводы; развивать навыки публичного выступления.
  3. Воспитание любви к своей малой родине.

Понятия: город, эволюция.

Оснащение:

  • учебник А.И.Кравченко «Обществознание», М., «Русское слово», 2003 г.;
  • компьютер, проектор;
  • иллюстрация «Средневековый город»;
  • схема на доске «Самоуправление в средневековом городе»;
  • раздаточный материал по краеведению (Приложение 2);
  • магниты, таблички к схеме.

Тип урока:бинарный урок с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение 1).

План:

  1. Возникновение городов
  2. Управление городом.
  3. Состав горожан.
  4. Хозяйственная жизнь города.

Ход урока

Вопрос

Реализуемые цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Определить место урока в теме

Работа с учебником. (Какую новую главу мы начали изучать? Как называется новый параграф? Что такое эволюция?)

Открывают оглавление: «Ребёнок и его жилая среда. Город и село».

 

 

Сегодня мы поговорим о городе. Какие древние и средневековые города вы знаете?

- Афины, Спарта. Рим, Вавилон, Мемфис, Париж. Орлеан и др.

 

Целеполагание

Наша задача – вспомнить из курса истории средних веков, что представлял собой средневековый город и сравнить его с современным городом, посмотреть, что изменилось, а что пришло к нам из глубины веков.

 

 

 

Учитель объявляет тему урока.

Мы учимся слушать друг друга, составлять сравнительную таблицу, сравнивать и обобщать.

Записать тему в тетрадь.

 

Постановка задачи на урок

На экране – слайд № 1 с заданием (Приложение1).

 

 

 

По ходу урока составить сравнительную таблицу, выделить общее и особенное средневекового города и современного на примере Мурманска. (Приложение 3)

Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь

1. Возникновение городов

Умение слушать, выделять главное.

Слайд № 2.

 

 

 

Выступление экспертов по данному вопросу.

Выступление эксперта по вопросу о причинах возникновения городов.

 

Обобщение.

Беседа.

Вопрос классу: в чём причины возникновения городов в средние века?

Возможные ответы:

- ремесло отделилось от сельского хозяйства;
- ремесленники уходили из деревень;
- произошло разделение труда;
- росли урожаи и излишки продуктов.

 

Повторение.

Где чаще всего возникали города?

Запись в тетради.

Возможные ответы:

- возле замков (бург) – Гамбург, Страсбург;
- у речных переправ и бродов (фурт) - Франкфурт, Оксфорд;
- близ удобных гаваней – Марсель, Генуя.

 

Умение работать с документом, находить нужную информацию в тексте.

Вопрос: когда, и по какой причине возник наш город?

Организовать работу с документом.

Учащиеся читают текст о возникновении Мурманска и отвечают на вопрос:

- 4 октября 1916 года из-за необходимости строительства порта.

Делаются необходимые записи в таблицу.

 

 

Слайд №3.

Каково происхождение названия нашего города?

 

2. Управление городом

Умение слушать.

Отрабатываются навыки публичного выступления.

Слайд № 4. Ответы на вопросы, выступление экспертов.
    Задание: составить схему самоуправления средневекового города (на доске – карточки и магниты). Ученик у доски составляет схему.
(Приложение 4)

 

 

Проверка выполненного задания.

Вопрос: есть ли самоуправление в нашем городе? Как оно организовано? Какие элементы самоуправления пришли к нам из средневековья, а что появилось нового?

Проверка выполненного задания

Сохранился Городской совет, мэр.

 

Умение сопоставлять, находить сходство и различия.

Демонстрация схемы на доске. (Приложение 5)

Обратить внимание, что законодательная и исполнительная власти разделены.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Сделать необходимые записи в тетради.

Учащиеся сравнивают, делают выводы.

3. Состав горожан

Умение слушать, обобщать, делать записи.

Слайд №5.

По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради.

 

 

Вопрос: какие объединения граждан существуют в нашем городе?

Возможные ответы:
-трудовые коллективы
-кружки
-творческие союзы
-молодёжные организации.

Заполнение таблицы.

4. Хозяйственная жизнь

Умение слушать докладчика; обобщать, делать выводы.

Слайд №6.

По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради.

 

 

Вопрос: какие отрасли хозяйства развиты в нашем городе?

Возможные ответы:

- пищевая;
- рыбная промышленность;
- город-порт.

 

 

Как выглядит современный город?

Слайд №7.

Город больше по размерам, высокие дома, широкие улицы, площади, парки, планировка, больше жителей.

 

 

Что такое качество жизни и что вы можете сказать об этом в сравнении со средневековым городом? (напомнить о чистоте воздуха, уровне шума).

- это комфортность условий существования в городе, безопасность проживания.

Обобщение

Проверка усвоения материала  и обобщение.

Слайд №8.

Организовать работу по вопросам слайда.

Ответы на вопросы слайда:

- самоуправление, выборность;
- слова: мэр, банк, ростовщик, вексель.

Заключение

Навыки публичного выступления

Слайды № 9, 10.

 

 

 

Подведение итогов конкурса «Похвальное слово городу».

Демонстрация слайдов с видами города.

Выступление победителя с похвальным словом городу

 

Рефлексия

Что понравилось на уроке, что запомнилось, что вы узнали нового?
Что было сложным?

Учащиеся сдают тетради

 

Домашнее задание

§ 18, вопрос 1, 4, 5