Предварительная подготовка:
- Формируются экспертные группы, которые готовят материал по отдельным вопросам урока из курса истории средних веков;
- Проводиться конкурс работ «Похвальное слово родному городу».
Цель:
- Повторить и обобщить материал курса истории средних веков о возникновении и развитии средневекового города; познакомить учащихся с историей возникновения родного города.
- Работать над умением слушать, формировать умение сопоставлять и делать выводы; развивать навыки публичного выступления.
- Воспитание любви к своей малой родине.
Понятия: город, эволюция.
Оснащение:
- учебник А.И.Кравченко «Обществознание», М., «Русское слово», 2003 г.;
- компьютер, проектор;
- иллюстрация «Средневековый город»;
- схема на доске «Самоуправление в средневековом городе»;
- раздаточный материал по краеведению (Приложение 2);
- магниты, таблички к схеме.
Тип урока:бинарный урок с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение 1).
План:
- Возникновение городов
- Управление городом.
- Состав горожан.
- Хозяйственная жизнь города.
Ход урока
Вопрос |
Реализуемые цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Определить место урока в теме |
Работа с учебником. (Какую новую главу мы начали изучать? Как называется новый параграф? Что такое эволюция?) |
Открывают оглавление: «Ребёнок и его жилая среда. Город и село». |
|
|
Сегодня мы поговорим о городе. Какие древние и средневековые города вы знаете? |
- Афины, Спарта. Рим, Вавилон, Мемфис, Париж. Орлеан и др. |
|
Целеполагание |
Наша задача – вспомнить из курса истории средних веков, что представлял собой средневековый город и сравнить его с современным городом, посмотреть, что изменилось, а что пришло к нам из глубины веков. |
|
|
|
Учитель объявляет тему урока. Мы учимся слушать друг друга, составлять сравнительную таблицу, сравнивать и обобщать. |
Записать тему в тетрадь. |
|
Постановка задачи на урок |
На экране – слайд № 1 с заданием (Приложение1). |
|
|
|
По ходу урока составить сравнительную таблицу, выделить общее и особенное средневекового города и современного на примере Мурманска. (Приложение 3) |
Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь |
1. Возникновение городов |
Умение слушать, выделять главное. |
Слайд № 2. |
|
|
|
Выступление экспертов по данному вопросу. |
Выступление эксперта по вопросу о причинах возникновения городов. |
|
Обобщение. |
Беседа. Вопрос классу: в чём причины возникновения городов в средние века? |
Возможные ответы: - ремесло отделилось от сельского хозяйства; |
|
Повторение. |
Где чаще всего возникали города? |
Запись в тетради. Возможные ответы: - возле замков (бург) – Гамбург, Страсбург; |
|
Умение работать с документом, находить нужную информацию в тексте. |
Вопрос: когда, и по какой причине возник наш город? Организовать работу с документом. |
Учащиеся читают текст о возникновении Мурманска и отвечают на вопрос: - 4 октября 1916 года из-за необходимости строительства порта. |
|
|
Слайд №3. Каково происхождение названия нашего города? |
|
2. Управление городом | Умение слушать. Отрабатываются навыки публичного выступления. |
Слайд № 4. | Ответы на вопросы, выступление экспертов. |
Задание: составить схему самоуправления средневекового города (на доске – карточки и магниты). | Ученик у доски составляет схему. (Приложение 4) |
||
|
|
Проверка выполненного задания. Вопрос: есть ли самоуправление в нашем городе? Как оно организовано? Какие элементы самоуправления пришли к нам из средневековья, а что появилось нового? |
Проверка выполненного задания Сохранился Городской совет, мэр. |
|
Умение сопоставлять, находить сходство и различия. |
Демонстрация схемы на доске. (Приложение 5) Обратить внимание, что законодательная и исполнительная власти разделены. |
Учащиеся высказывают своё мнение. Сделать необходимые записи в тетради. Учащиеся сравнивают, делают выводы. |
3. Состав горожан |
Умение слушать, обобщать, делать записи. |
Слайд №5. |
По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради. |
|
|
Вопрос: какие объединения граждан существуют в нашем городе? |
Возможные ответы: Заполнение таблицы. |
4. Хозяйственная жизнь |
Умение слушать докладчика; обобщать, делать выводы. |
Слайд №6. |
По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради. |
|
|
Вопрос: какие отрасли хозяйства развиты в нашем городе? |
Возможные ответы: - пищевая; |
|
|
Как выглядит современный город? Слайд №7. |
Город больше по размерам, высокие дома, широкие улицы, площади, парки, планировка, больше жителей. |
|
|
Что такое качество жизни и что вы можете сказать об этом в сравнении со средневековым городом? (напомнить о чистоте воздуха, уровне шума). |
- это комфортность условий существования в городе, безопасность проживания. |
Обобщение |
Проверка усвоения материала и обобщение. |
Слайд №8. Организовать работу по вопросам слайда. |
Ответы на вопросы слайда: - самоуправление, выборность; |
Заключение |
Навыки публичного выступления |
Слайды № 9, 10. |
|
|
|
Подведение итогов конкурса «Похвальное слово городу». Демонстрация слайдов с видами города. |
Выступление победителя с похвальным словом городу |
|
Рефлексия |
Что понравилось на уроке, что запомнилось, что вы узнали нового? |
Учащиеся сдают тетради |
|
Домашнее задание |
§ 18, вопрос 1, 4, 5 |
|