Цели урока:
- Организовать постановку детьми задач исследования, свойств горных пород.
- Найти пути решения проблемы: любая ли горная порода является полезным ископаемым (путем проведения опытов с горными породами).
- Учить, рационально распределять работу, выслушивать разные версии, выбирать наилучший вариант ответа.
Оборудование:
- Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок, глина, гранит, кварц, соль, мел, известь.
- Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с водой, лупа.
- Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные углем.
Предварительная подготовка:
- Экскурсия в городской музей.
- Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
- Индивидуальные задания (работы, рисунки).
- Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей.
- Планирование.
- Практическая работа.
- Контроль.
- Оценка.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Сегодня мы продолжаем постигать тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним.
2. Актуализация знаний.
Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ?
– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите текст? (Земля)
– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, что внутри Земли ядро, о богатствах Земли).
– Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)
ПЕСОК | ГЕОЛОГ | ПОЧВА | |||
ГРАНИТ | ВОДА | УГОЛЬ |
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы.
Песок | Почва |
Гранит | Вода |
Уголь |
– Как правильно назвать первую группу? (полезные ископаемые или горные породы)
3. Постановка целей.
– У нас получилось три мнения:
полезные ископаемые,
горные породы,
это одно и тоже
– Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Для решения этой проблемы нам необходимо вспомнить, что такое полезные ископаемые и горные породы
– Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.
Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. | Минералы – однородные природные соединения. | Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека. |
– Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока (изучить свойства полезных ископаемых).
– А какие свойства вы знаете? (Цвет, запах, твердость, прочность, растворимость, горючесть, вкус)
4. Планирование.
– У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили (изучить свойства).
– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы выяснить какие свойства горных пород использует человек и доказать или нет)
– Что мы должны получить в конце работы?
– По какому плану будем работать?
План:
- Название
- Состав
- Свойства
- Использование человеком
5. Практическая работа (групповая работа).
– Командиры групп получите задание, распределите работу в группах
- Учащиеся проводят опыты, определяя свойства горных пород.
- Заполняют таблицу.
- Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек от группы).
Свойства |
Горная порода |
Способ определения |
1. Цвет | ||
2. Запах | ||
3. Твердость, мягкость | ||
4. Прочность, хрупкость | ||
5. Сыпучесть | ||
6.Растворимость | ||
7. Тяжелее, легче воды | ||
8. Горючесть | ||
9. Другие свойства | ||
10. Состав |
6. Контроль.
– Все ли учла группа в своей работе по плану?
-Какая проблема была нами поставлена? (Являются ли горные породы полезными ископаемыми?)
– К какому выводу мы пришли? (Да – если горные породы человек использует в хозяйстве)
7. Оценка.
– Оцените каждый свою работу на уроке по нашему плану.
У учащихся план на парте, они оценивают свои знания по каждому пункту плана.
– Кто поделится своим мнением?
8. Итог урока.
– Решили ли мы с вами проблему, достигли ли мы целей?
9. Домашнее задание.
Предлагаются следующие вопросы для обсуждения на следующем уроке:
- Меняются ли свойства полезных ископаемых, при изменении их размера?
- Можно ли по свойствам определить происхождение полезных ископаемых?