Пояснительная записка
Учащихся по отношению к курсу математики можно условно разделить на три группы.
- Группа учащихся, для которых математика является элементом общего развития, и в их дальнейшей производственной деятельности будет использоваться лишь в незначительной мере. Для этой категории существенно овладение общей математической культурой.
- Группа учащихся, для которых математика будет важным инструментом в их профессиональной деятельности. Для этой категории существенно не только знания о математических фактах, навыки логического мышления, пространственного представления, но и прочные навыки решения математических задач.
- Группа учащихся, которые выберут математику в качестве основы будущей деятельности. Они проявляют повышенный интерес к изучению математики и должны творчески овладеть ее основами, уметь применять знания, как в прикладном аспекте, так и в чисто математическом.
Данная программа составлена для 10-х классов естественно-математического цикла, т.е. для учащихся, принадлежащих ко второй и третьей группам.
Развитие рыночных отношений требует знания базовых законов экономики и финансов.
Любая сделка предполагает выполнение расчетов, дающих основание принять решение по поводу целесообразности и эффективности ее проведения. Незнание этих законов, жажда быстрого получения дохода, не умение критически осмысливать и оценивать информацию все это приводит к весьма неприятным последствиям человека принявшего не правильное решение. (Например, участие в МММ и других финансовых пирамидах). Двадцатый век можно назвать веком бурного проникновения математических методов в самые различные науки, в том числе и в экономику. Данная программа позволит учащимся убедиться в том, что переводя экономическую задачу на математический язык можно опровергнуть или доказать выдвигаемую гипотезу, построить прогноз, составить оптимальный план функционирования экономического объекта и многое другое.
Изучение данных тем расширяет представление об окружающем мире, закладывает зачатки экономических знаний.
Особое внимание уделяются решению задач с экономическим содержанием.
С развитием производства и его усложнением растут и потребности экономики в математических расчетах. Современные производства – это строго сбалансированная работа многих предприятий, которая обеспечивается решением многих математических задач. Среди таких задач и проведение расчетов, планов производства и определения наиболее выгодного размещения отрасли, объектов и выбор наиболее выгодных маршрутов, перевозок. Предлагаемы задачи, должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении учащиеся обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности.
В основном программа рассчитана на самостоятельную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Данный курс “Математические методы в экономике” рассчитан на 34 часа в 10-х классах.
Цель и задачи курса:
- Развивать логическое мышление учащихся, расширять математический кругозор и представлений об окружющем мире.
- Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач
- Формирование устойчивого интереса к математике у учащихся, имеющих к ней склонности и развитие их математических способностей
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в для применения в практической деятельности
- Формирование представлений о математических методах, математических моделях, понимание значимости математики для научного прогресса, для развития производства, экономики
- Формирование навыков перевода различных задач на язык математики, составление математических моделей экономических задач
- Ориентация на профессии, существенным образом связанных с математикой и естественными науками
Требования к курсу “Математические методы в экономике”
Учебный курс проводится в виде лекционных и семинарских занятий. Особое внимание уделяется решению практических задач экономического содержания. Предполагается проведение исследовательских работ на составление оптимального плана ( на примере местного производства). Контроль учебного курса проводится в виде тестирования, а также итоговой научно-практической конференции.
Ожидаемы результаты обучения
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- Владеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для решения практических, экономических задач
- Владеть основными принципами математического моделирования
- Уметь применять математические методы при решении практических задач, жизненных ситуации
- Уметь самостоятельно организовывать свою познавательную, исследовательскую деятельность
- Исследовать реальные связи и зависимости, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, использовать элементы причинно-следственного анализа, оценивать результаты работ
- Творчески решать практические задачи, владеть приемами исследовательской деятельности
Основное содержание курса
I. Простые проценты.
Наращение простыми процентами. Переменные ставки и реинвестирование. Потребительский кредит. Определение срока ссуды и величины ставки. Вычисление средних значений. Налоги и инфляция.
II. Сложные проценты.
Наращение сложными процентами. Внутригодовые процентные начисления. Эффективная годовая процентная ставка. Дисконтирование по сложной процентной ставке. Налоги, инфляция, наращение сложными процентами.
III. Математические модели
Примеры математических моделей. Математические модели в экономике.
IV. Линейная алгебра в экономике.
Равновесная цена. Линейные уравнения и линейные неравенства. Задачи линейного программирования. Графический метод решения задачи линейного программирования. Двойственные задачи линейного программирования.
V. Избранные главы математического анализа в зеркале экономики.
Производственные функции. Предельные издержки. Оценка изменении предельной производительности ресурса Геометрический смысл темпа изменения функции. Дифференциал и приближенные вычисления. Показатель эластичности.
VI. Элементы математической статистики.
Среднее значение. Дисперсия. Среднее квадратичное отклонение.
VII. Итоговая конференция.
Защита рефератов, исследовательских работ.
Примерное тематическое планирование
Всего 34 часа, 1 час в неделю
№ |
Название темы |
Количество часов |
I. Простые проценты. Наращение простыми процентами. Переменные ставки и реинвестирование. Потребительский кредит. Определение срока ссуды и величины ставки. Вычисление средних значений. Налоги и инфляция |
5 1 2 2 |
|
II. Сложные проценты. Наращение сложными процентами. Внутригодовые процентные начисления. Эффективная годовая процентная ставка. Дисконтирование по сложной процентной ставке. Налоги, инфляция, наращение сложными процентами Тестирование |
7 1 2 1 2 1 |
|
III. Математические модели Примеры математических моделей. Математические модели в экономике |
3 1 2 |
|
IV. Линейная алгебра в экономике. Равновесная цена. Линейные уравнения и линейные неравенства. Задачи линейного программирования. Графический метод решения задачи линейного программирования. Двойственные задачи линейного программирования. Практическое занятие. |
7 2 2 2 1 |
|
V. Избранные главы математического
анализа в зеркале экономики. Производственные функции. Предельные издержки. Оценка изменении предельной производительности ресурса Геометрический смысл темпа изменения функции. Дифференциал и приближенные вычисления. Показатель эластичности |
7 1 2 2 2 |
|
VI. Элементы математической
статистики. Среднее значение. Дисперсия. Среднее квадратичное отклонение |
3 1 2 |
|
VII. Итоговая конференция. Защита рефератов, исследовательских работ |
2 |
Литература
- Математика в экономике. Н.Коршунова, В.Плясунов, Москва, 1996 г.
- Курс финансовых вычислении. В.В.Ковалев, В.А.Уланов, Москва, 2001 г.
- Вероятность в задачах для школьников А.Плоцки, Москва, 1996 г.
- Основы экономики в вопросах и ответах, О.Ю.Мамедов, Ростов, 1997 г.
- Учебник “Экономика”.