Цель урока:
- формировать представление о том, что глаголы называют не только действие предметов, но и различное состояние предметов (н-р, грустят) и изменение признака (н-р, черствеет, светлеет);
- развивать умение по основному грамматическому признаку (вопросу) отличать глагол от других частей речи;
- развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, воспитывать чувство коллективизма.
ХОД УРОКА
- Лингвистический футбол (дети задают друг другу вопросы на изученные правила)
- Организационный момент ( запись числа)
- Словарная работа
- прочитайте слова, написанные на доске:
вторн_к, ч_тверг, р_суют, к_пуста, к_ртофель, т_пор, м_л_ток, _гурец
1 ребёнок вставляет буквы; работа в группах
- что объединяет эти слова?
- на какую орфограмму эти слова?
- распределите слова на возможные группы по какому-либо признаку
4. Минутка чистописания
-назовите буквы в слове рисуют, которые обозначают парный, глухой, твёрдый, согласный звук.
- какие это буквы?
ТтСс тТсС
- определите порядок букв в этом ряду
- написать в указанной последовательности
Что вы можете рассказать о слове рисуют?
Давайте составим предложение с этим словом и найдём главные члены предложения.
5. Работа по теме
5.1. Повторение знаний о глаголе
- кто знает, каким словом называли слово “говорить” в старину
(Вместо слово “говорить” употребляли слово “глаголить”)
- название, какой части речи созвучно со словом глаголить?
Отгадайте загадку:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про…..глагол
- давайте посмотрим на доску и расскажем:
Что вы знаете? Что узнаем еще?
- часть речи
- обозначает действие предмета
- отв. на вопросы:
что делать?
что сделать?
что будет делать?
что делают?
что делал?
- сказуемое
-А в конце урока ответите на вопрос: что узнаем ещё?
1 ученик
“ГЛАГОЛ” – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
В стане “ГЛАГОЛ” слова очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные.
2 ученик
Стоит их спросить: что делать? что делают? что будут делать? – имена существительные тут как тут. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом что делать? Иначе ответа не получишь. Вот какие деловые эти слова – глаголы.
5.2. Работа с учебником
Стр.130 №3 (устно). Беседа по аналитическому плану.
-как отличить глагол от имени существительного, называющего действие?
Физминутка
Сущ.– смотрите в окно
Прилаг. – хлопок
Предлог – смотрите на дверь
Глагол – присесть
Бежать, красивый, весна, журчат, около, весенний, пробег, бежать, радость, радостный, порадуются, до, шутка, шутить, смешной.
Стр.132 № 6 – 1 ученик объясняет у доски.
5.3 Работа в группах
От существительных образуйте глаголы
1 и 2 группа
Злость - ……
Печаль -……
Восхищение -…… (см. словарь Ожегова)
3 и 4 группа
Шутка -……
Стыд -…….
Покорность -…..(см. словарь Ожегова)
Проверка
- что называют эти глаголы?
Чтение вывода стр.132
Появляется табличка
Называют различное состояние предметов
Стр.132 №7
Работа по учебнику
1 ученик объясняет у доски
Продолжается работа в группах
Пёстрый луг - луг ……
Ржавый гвоздь – гвоздь ……
Зелёная трава - трава…….
Проверка. Вывод стр.133
Появляется табличка
Называют изменение признака предмета
- давайте посмотрим, что нового узнали на уроке?
6. Закрепление новой темы
Стр.134 №11 (самостоятельно)
Проверка, выставление оценок
7. Дом. задание
Написать слова – глаголы, обозначающие действия, которые вы совершали в течение дня.