Цели урока:
- Воспитание чувства любви к родному очагу.
- Развитие единого контекста в группе.
- Социокультурное наполнение категории “Дом”.
Ход урока
I. Присоединение.
- Послушайте стихотворения и попытайтесь определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Россия – это белая береза
И девушка, румяная с мороза,
И в жаркий день веселый звон ручья…
Россия – это ты и я!
Идем навстречу зноям и метелям,
Беду и радость поровну мы делим.
Мы все одна великая семья.
Россия – это ты и я!
Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего.
- Все мы знаем, что 2008 год был объявлен “Годом Семьи” в России. Ни одна семья не может полноценно чувствовать себя защищено и уютно без дома, без родного очага.
- Сегодня мы вместе попробуем создать, построить дом счастья, в котором сможет жить любая семья.
II. Подготовительный этап.
Тренинг №5 (развивающий). Ресурсный круг “За что я люблю свой дом”.
1. Подготовительный этап.
-Когда вы рисовали рисунки на тему: “Мой любимый уголок”, делали выставку жилищ, вы, наверное, задумывались о том, что каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь.
Каждый человек, возвращаясь в свой родной очаг, несёт радость и горе, ищет у него поддержку, ласку.
- Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг?
2. Основной этап.
Учащиеся высказываются, передавая эстафету прикосновением или передачей символа домашнего очага.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
(Подведение итогов, похвала)
-Из ваших ответов я поняла, что вы любите свой дом за то, что он уютный, тёплый, красивый, весёлый, дружный, добрый, он дал вам жизнь, помогает расти, жить.
III. Основной этап.
1. “Русская изба”.
- Многие из нас живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить недавно, каких-нибудь сто лет назад. Раньше большинство людей жили в одноэтажных домах.
В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу. (карточки)
- Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Итак, возьмёмся мысленно за ручку двери и откроем избу.
- Милости прошу, люди добрые!
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
- Мы вошли и видим, что напротив двери находится “красный угол”. Что вы о нём знаете?
(Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка.)
- Почему его называли “красным”, т.е. красивым?
- А почему поставили иконы на самое видное, почётное место?
(Потому что все люди в те времена были верующие, поэтому они очень почитали образы святых)
- Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были маленькие, таким образом, они как бы кланялись Богу, дому и людям, живущим в нём. Выказывали своё уважение и приветствовали хозяев.
- А как сейчас вы входите в дом?
- Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. Самое большое место занимала печь — добродетель матушка.
Вопрос: Почему печь называют добродетель — матушка?
(Обогревает, кормит, усыпляет — это добро.)
-Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнём связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тёпел очаг, это тепло равносильно душевному теплу.
- А что ещё создаёт дома тепло и уют?
- Перед печным устьем – БАБИЙ угол, место для стряпни и хозяйственных женских работ. Он был самым оживлённым местом в избе.
Большой угол – место мужских работ.
Сбоку от печи – ЗАДНИЙ угол.
Он был самым спокойным, тихим и укромным. Здесь было достаточно места для отдыха и устройства на ночь. Здесь подвешивали люльку для младенца.
В дневное время здесь старики занимались с малолетними детьми.
- Стол и самовар – были особо почитаемыми в избе.
- Почему?
(Потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, что бы рассказать друг другу, как прошёл день, обсудить проблемы, покушать. Стол объединял всех.)
- А сейчас вы всей семьёй собираетесь за столом? В каких случаях?
- О чём вы беседуете, сидя всей семьёй за столом?
- Самовар в деревне стал признаком домашнего благополучия. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.
- Как же удавалось всем жить вместе в одной комнате? Ведь в крестьянских семьях всегда было много детей. В одном доме жило несколько поколений.
(В доме у каждого было своё место, каждый занимался своим делом, младшие почитали, уважали старших, заботились друг о друге )
- Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, домашняя утварь, стены в избе тоже из дерева и иконы также расписывают по дереву.
- Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека — это верный спутник человека. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)
- Что хорошего можно взять в настоящий дом из прошлого?
(Традиции, уклад их жизни, почитание старших…)
1. Тренинг №6 (развивающий). Работа в микрогруппе “Строим дом”.
1. Подготовительный этап.
- Разделитесь на группы по 6 человек.
- После обсуждения ответьте на мой вопрос: “В каком доме хорошо живётся?”
Вывод, что дом должен быть:
ТЕПЛЫМ |
УЮТНЫМ |
ДОБРЫМ |
||
ВЕСЕЛЫМ |
ДРУЖНЫМ |
КРАСИВЫМ |
- Замечательный дом.
- А сейчас я предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства и помогут построить дом, в котором хорошо живётся, т. е. дом счастья.
2. Основной этап.
Работа в группе. Дети обсуждают в группе и записывают слова на рисунке дома. (под музыку)
Например:
3. Выступление групп.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
- Я бы с удовольствием поселилась в ваших домах. Они мне по душе.
Комментарий
Во время основного этапа учитель контролирует ситуацию, наблюдает за активностью учащихся, назначает лидера, который выступает от лица группы.
При подведении итогов можно оформить на доске общий вариант, включив предложения от каждой группы. Рисунок дома дети помещают в Книгу. (Можно посоветовать нарисовать образы или использовать аппликации.)
Тренинги направлены на развитие чувства любви, привязанности к родному очагу, помогают детям аккумулировать добрые ощущения к своему дому.
IV. Рефлексия.
- Как вы думаете, в чём значимость нашего разговора?
- Что вы сейчас можете сделать для своего родного дома?
- За что и кому вы сегодня хотите сказать спасибо?
- Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня уходите с этого занятия. Для этого давайте построим из кирпичиков “Дом настроения”. Красный цвет – прекрасное настроение, вам все понравилось, синий – вам немного было скучно и зелёный – совсем занятие не понравилось.
Песня “Родительский дом”.