Урок развития речи в 4-м классе по теме "Письмо от имени дикого животного жителям Земли"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему.
  2. Развивать связную устную и письменную речь, мышление, память.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение жить в согласии с ней, сопереживать чужой беде.

Ход урока

I. Организационный момент (показ слайда №1)

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который век от века
Творим по мере наших сил.

– Как вы думаете, о каких двух мирах говорится в этом стихотворении? (о природе и о мире созданном человеком)

– Вот об одном из этих миров мы и будем говорить на уроке.

II. Беседа о животных Хакасии.

– Прежде всего , поговорим о животных Хакасии.

Вспомните, какие животные обитают в нашей Республике?

– Вы перечислили очень много животных, а знаете ли вы, что некоторые из них занесены в “Красную книгу”, как редкие или исчезающие?

(Показ слайда №2)

А теперь давайте поиграем в игру “Узнай животное”. Я буду читать его описание, а вы должны угадать о каком животном идёт речь (отгадывание животного сопровождается показом слайда)

а) Жизнь их прочно связана с водой. Именно в воде они чувствуют себя свободно и находятся в гораздо большей безопасности, чем на суше. Строят хатки высотой обычно полтора и диаметром 2-2,5 м. Когда жилище готово, приступают к сооружению плотины. (Бобр) (слайд №3)

б) Это животное семейства кошачьих. Похоже на леопарда. Такие же черные пятна, но на дымчато-серой шкуре. Кто это? (Снежный барс) (слайд №4)

  • Где живет снежный барс? Почему он забрался так высоко?
  • Но ведь в горах всегда холодно. Почему это животное не мерзнет?
  • Снежный барс – хищник или травоядное животное?
  • Что вы знаете об этом звере? Как его еще называют? (Ирбис)

Шерсть длинная, пушистая, особенно на брюхе – до 12 см. Старый ирбис может весить 75 кг. Он близок по своим повадкам и размерам к большим кошкам: тиграм, львам, леопардам. Но есть у него кое-что и от малых кошек: в хорошем настроении он мурлычет. Летом его можно встретить на высоте 4000 м. Зимой в поисках пищи он спускается до 600-1000 м. Охотиться чаще всего на диких баранов и козлов. Но вообще охотник он универсальный. Он может пролететь более шести метров в одном прыжке. Охотятся в сумерках и ночью, редко днем. Спят в расщелинах скал. Это животное занесено в международную Красную книгу

в) Соболь. Занимает особое место среди жителей наших лесов. Его называют сибирским бриллиантом тайги. Мех высоко цениться на международных аукционах. В 1944 году был разрешен отстрел соболя. За три-четыре шкурки можно было купить танк или легкий самолет. Орех – основной источник питания. Поэтому, когда мало ореха, численность снижается (слайд №5)

г) Этот изящный, веселый и красивый зверек очень оживляет своим присутствием сибирские и дальневосточные леса. На спине у него продольные полоски, хорошо видные на светло– сером или рыжем фоне. Он обладатель пушистого хвостика и живых блестящих глазок. (Бурундук) (слайд №6)

Нельзя закончить рассказ о бурундуке, не упомянув об одной особенности : он служит прекрасным барометром. За несколько часов до дождя, сидя на задних лапках где-нибудь на пенечке, бурундук издает совершенно особые звуки. Грустно кричит бурундучок, видно, очень не любит он ненастную погоду.

III. Беседа об экологических проблемах

Появляется почтальон Печкин

– Телеграмма!
– Телеграмма!
– Кому?
– В общество охраны природы.
– От кого?
– От обитателей лесов, полей и рек.
– А что у них случилось?
– А вот что (читает телеграмму)

“Занесены в “Красную книгу” подпись: Бенгальский тигр и снежный барс.

“Скрываемся от преследователей”! подпись: Соболь, норка.

“10 лет назад поймали моего дедушку, 5 лет спустя выпотрошили икру из моей бабушки, мама с папой задохнулись от мазута, братья и сёстры погибли мальками от рук мелиораторов, осталась я одна. Подпись: Горбуша.

– Да, ребята, это целая катастрофа!

Экологические проблемы не возникают сами по себе. Они порождаются людьми, нашим образом жизни. Поэтому если мы хотим сохранить красоту животного мира, не на словах, а на деле, начинать надо с себя, со своей семьи, своего дома.

IV. Конкурс “Экологическое расследование”

– Сейчас мы проведём экологическое расследование. Я предлагаю вам несколько ситуаций, а вы должны расследовать, почему они возникли и можно ли их исправить.

(Дети работают в группах 5-7 минут, затем по одному представителю от группы заслушивается).

У нас дома одна комната выходит окнами во двор, а другая – на главную улицу. Когда я перенес аквариум из спальни в зал, рыбы перестали нереститься. Почему? Может быть на них вредно влияют телесериалы?

На молокозаводе забраковали молоко наших коров, в нем оказалось слишком много свинца и других тяжелых металлов. Я думаю, это соседи напротив сглазили, с них станется.

На новой автомагистрали в авариях погибло несколько людей по вине диких животных. Территорию проезжей части в неположенных местах пересекают лоси, косули и кабаны. Госавтоинспекция попросила лицензии на отстрел этих животных.

Лес в окрестностях города опылили от комаров, так как многие люди ездят туда отдыхать. А на ближайших водоёмах исчезли цапли, неужели это из-за комаров?

Присмотрела в магазине шикарную меховую шубку, но подруга настаивала, чтобы я купила другую из искусственного меха. Почему? Может, позавидовала, а ещё подруга!

После подведения итогов “Экологического расследования” ученица читает стихотворение:

(Показ слайда №7-9)

Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд
Кто делает мёд
И кто делает яд.

Стоп – расхитителям!
Стоп – браконьерам!
Всем, кто природу
Тратит без меры!
Стоп – нерадивым,
Стоп – бюрократам!
Долг наш пред нею.
Вырос стократно!..

(Показ слайда №10)

V. Подготовительная работа к написанию письма.

– Сегодня почтальон Печкин приносил вам телеграммы, а чем телеграмма отличается от письма?

– Для чего люди пишут письма? (Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами и т.д.)

– Что обязательно указывают в письме? (Адрес, кому? От кого?)

– А теперь давайте пофантазируем и представим на минутку, что мы понимаем язык животных. Чтобы они сказали нам, чем бы поделились с нами?

– Сегодня, ребята, вы будете говорить от имени животного, точнее не говорить, а писать. Почтальон Печкин попросил вас написать письмо от имени дикого животного людям планеты Земля.

– От имени какого животного вы бы написали письмо?

– Это будет не просто письмо, а рассуждение.

– Давайте вспомним, что должно быть в рассуждении?

(объяснения, аргументы, слова-связки)

– Что помогает нам писать сочинения, с чего обычно начинаем работу? (С плана)

VI. Коллективное составление плана (сопровождается показом слайда №11)

Примерный план:

  1. Вступление.
  2. Приветствие. Рассказ о животном.

  3. Основная часть.
  4. Отношение к животному людей (польза или вред). Проблема.

    Точка зрения самого животного.

  5. Заключение.

Основная мысль, что хотел сказать своим письмом людям.

VII. Письменная работа учащихся.

VIII. Итог урока.

А чем мы с вами можем помочь диким животным? Где в городе мы сталкиваемся с ними? (В зоопарке) Мы можем собрать корм для них.

Презентация