Любовь к родной стороне в произведениях искусства на примере стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», репродукций картин И.Левитана «Тихая обитель» и А.Саврасова «Грачи прилетели»

Разделы: Начальная школа


Вход в кабинет - Сегодня мы с вами присутствуем в картинной галерее и нашему вниманию представлены картины А.Саврасова “Грачи прилетели” и

И. Левитана “Тихая обитель”.

Постановка проблемного вопроса - Ребята, а если бы от вас зависело, какая из этих картин будет представлять на Всемирной выставке во Франции вам было бы трудно выбрать?
Работа по содержанию картин: - Давайте рассмотрим репродукции более подробно. Из скольких деталей состоит картина Саврасова?

- А картина Левитана?

На доске под темой открываю:

Обитель

- Какое настроение вы испытываете глядя на картину “Грачи прилетели”?

- А посмотрев на картину “Тихая обитель”?

- Что на ваш взгляд объединяет эти картины?

Под темой открываю:

Пейзаж

(пейзаж)

- Что такое пейзаж?

(жанр изобразительного искусства, посвященный изображению естественной или измененной человеком природы).

- Это действительно лирический русский пейзаж и Алексей Кондратьевич Саврасов был одним из родоначальников такого пейзажа. Вашему вниманию предложены сведения о художнике и история создания картины.

Под темой открываю:

Лирика

- Как вы понимаете слово лирический?

- На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником – это лирическое переживание увиденного, немного грустное, волнующее зрителя.

- А какое время года изображено на картине Исаака Левитана?

(переход от лета к осени)

- Немного сведений о художнике и из истории создания картины.

- Какие краски преобладают в картине Саврасова?

- А в картине Левитана?

- По моему мнению, эти две картины очень красивы. Вы согласны со мной?

Под темой открываю:

Живопись

- Что вы чувствуете глядя на картину Саврасова?

- А на картину Левитана?

- Какие звуки можно услышать, глядя на каждую картину?

(гомон грачей, взмах крыльев, журчание воды, легкое дуновение ветерка)

- Что общее просматривается в обеих картинах?

(отношение художников к уголку Родины)

Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года. Зима” Дети подходят к окну. - Ребята, а теперь посмотрите на картину за окном.

- Какие чувства возникают у вас? – Какое настроение?

Под темой открываю:

Музыка

- Кому помогает музыка в восприятии картины за окном?

- Кому помогли репродукции картин Саврасова и Левитана?

Литература - А какие еще произведения помогают восприятию?

(литературные произведения).

Дети проходят на места и рассаживаются по уровневым группам. - Что на ваш взгляд, будет являться на сегодняшнем уроке, объектом

нашего общения?

(дети выводят цели урока и тему)

Тема: “Любовь к родной стороне в произведениях искусства”

Чтение учителем наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Работа над стихотворением. - Какое настроение у вас после услышанного стихотворения? – покажите, используя словарик.
Обратная связь – словарь настроений. - Каким настроением проникнуто все стихотворение?

(бодрым, радостным, веселым)

- На основании чего вы сделали вывод о настроении, выраженном в стихотворении?

(“…день чудесный…”, “…друг прелестный…”, красивое описание природы)

- Что для вас значит хорошее настроение? – Как оно проявляется?

(весело, радуешься, внутреннее состояние человека, отношение к окружающему, людям, которые тебя окружают)

- Какую строфу из этого стихотворения вы уже не раз слышали?

(Мороз и солнце; день чудесный!...Под голубыми небесами.)

( все о близких для человека уголках Родины)

Так какая же картина, на Ваш взгляд, могла представлять нашу Родину на Всемирной выставке во Франции?

- В действительности, обе картины представляли нашу страну во Франции в 1862 году.

- Как вы считаете, кто из вас был активен на этом этапе урока? – чью работу мы можем оценить?

Домашнее задание: - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить на листе ?

- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку и картины и стихотворение?

- Следующая работа поможет нам более полно ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам провести исследование в группах. Задание на карточках. Ознакомьтесь с заданием. Если нет вопросов, то приступаем к исследованиям.

Разноуровневые задания в группах 1группа (4 уровень) – выясните, может ли каждая строфа быть самостоятельным маленьким стихотворением.

2 группа (3 уровень) – работа с трудными словами, объяснение по словарю.

3 группа (2 уровень) – подготовить выразительное чтение (работают с консультантом)

- Заканчиваем обсуждение в группах и приготовились не только слушать одноклассников, но и анализировать их ответ.

Проверка: - Начинаем с 3 группы.

Целевая установка: - читает ученик из группы, все остальные по голосовому сигналу, показываете “словариком настроений”, как меняется ваше настроение.

Оцениваем.

Задание 1 и 2 группы проверяем одновременно: ребята из 1 группы – читают и доказывают, а ребята из 2 группы - объясняют трудные слова в прочитанной строфе.

Оцениваем.

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

- положите перед собой лист бумаги и маркер.

- Ответ фиксируйте таким образом: да – дуга, нет – прочерк.

ТЕСТ Вопросы:

1). Можно ли, на ваш взгляд, взять эпиграфом к нашему уроку, слова Гавриила Державина “Отечества и дым, нам сладок и приятен”?

2). Является ли для человека главным, чувство любви к Родине?

3). Исаак Левитан был учеником А.К.Саврасова?

4).А.С.Пушкин, в 1 строфе сравнивает солнечный свет с янтарным блеском?

5). Это строки из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”?

…Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

6). На своих картинах Саврасов и Левитан изобразили одну и ту же местность?

7). Лирика – это род литературы, отражающий переживания, мысли автора, в связи с жизненными ситуациями?

ПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ

Итог урока: - Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку и картины и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

- Что вы представляете, когда слышите слово “Родина”?

- Покажите своё настроение в конце урока.

РЕФЛЕКСИЯ - Подойдите ко мне те ребята, кто познал истину в обсуждении урока.

- Подойдите те ребята, для кого урок стал открытием нового.

- Кто помог однокласснику.

- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.

- Спасибо всем за урок и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.