Вход в кабинет | - Сегодня мы с вами присутствуем в
картинной галерее и нашему вниманию
представлены картины А.Саврасова “Грачи
прилетели” и И. Левитана “Тихая обитель”. |
Постановка проблемного вопроса | - Ребята, а если бы от вас зависело, какая из этих картин будет представлять на Всемирной выставке во Франции вам было бы трудно выбрать? |
Работа по содержанию картин: | - Давайте рассмотрим репродукции более
подробно. Из скольких деталей состоит картина
Саврасова? - А картина Левитана? |
На доске под темой открываю: Обитель |
- Какое настроение вы испытываете глядя
на картину “Грачи прилетели”? - А посмотрев на картину “Тихая обитель”? - Что на ваш взгляд объединяет эти картины? |
Под темой открываю: Пейзаж |
(пейзаж) - Что такое пейзаж? (жанр изобразительного искусства, посвященный изображению естественной или измененной человеком природы). - Это действительно лирический русский пейзаж и Алексей Кондратьевич Саврасов был одним из родоначальников такого пейзажа. Вашему вниманию предложены сведения о художнике и история создания картины. |
Под темой открываю: Лирика |
- Как вы понимаете слово лирический? - На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником – это лирическое переживание увиденного, немного грустное, волнующее зрителя. - А какое время года изображено на картине Исаака Левитана? (переход от лета к осени) - Немного сведений о художнике и из истории создания картины. - Какие краски преобладают в картине Саврасова? - А в картине Левитана? - По моему мнению, эти две картины очень красивы. Вы согласны со мной? |
Под темой открываю: Живопись |
- Что вы чувствуете глядя на картину
Саврасова? - А на картину Левитана? - Какие звуки можно услышать, глядя на каждую картину? (гомон грачей, взмах крыльев, журчание воды, легкое дуновение ветерка) - Что общее просматривается в обеих картинах? (отношение художников к уголку Родины) |
Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года. Зима” Дети подходят к окну. | - Ребята, а теперь посмотрите на картину
за окном. - Какие чувства возникают у вас? – Какое настроение? |
Под темой открываю: Музыка |
- Кому помогает музыка в восприятии
картины за окном? - Кому помогли репродукции картин Саврасова и Левитана? |
Литература | - А какие еще произведения помогают
восприятию? (литературные произведения). |
Дети проходят на места и рассаживаются по уровневым группам. | - Что на ваш взгляд, будет являться на
сегодняшнем уроке, объектом нашего общения? (дети выводят цели урока и тему) Тема: “Любовь к родной стороне в произведениях искусства” Чтение учителем наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”. |
Работа над стихотворением. | - Какое настроение у вас после услышанного стихотворения? – покажите, используя словарик. |
Обратная связь – словарь настроений. | - Каким настроением проникнуто все
стихотворение? (бодрым, радостным, веселым) - На основании чего вы сделали вывод о настроении, выраженном в стихотворении? (“…день чудесный…”, “…друг прелестный…”, красивое описание природы) - Что для вас значит хорошее настроение? – Как оно проявляется? (весело, радуешься, внутреннее состояние человека, отношение к окружающему, людям, которые тебя окружают) - Какую строфу из этого стихотворения вы уже не раз слышали? (Мороз и солнце; день чудесный!...Под голубыми небесами.) ( все о близких для человека уголках Родины) Так какая же картина, на Ваш взгляд, могла представлять нашу Родину на Всемирной выставке во Франции? - В действительности, обе картины представляли нашу страну во Франции в 1862 году. - Как вы считаете, кто из вас был активен на этом этапе урока? – чью работу мы можем оценить? |
Домашнее задание: | - Кому из вас захотелось выучить это
стихотворение? - А кому захотелось изобразить на листе ? - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении? Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе. - Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку и картины и стихотворение? - Следующая работа поможет нам более полно ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам провести исследование в группах. Задание на карточках. Ознакомьтесь с заданием. Если нет вопросов, то приступаем к исследованиям. |
Разноуровневые задания в группах | 1группа (4 уровень) –
выясните, может ли каждая строфа быть
самостоятельным маленьким стихотворением. 2 группа (3 уровень) – работа с трудными словами, объяснение по словарю.3 группа (2 уровень) – подготовить выразительное чтение (работают с консультантом)- Заканчиваем обсуждение в группах и приготовились не только слушать одноклассников, но и анализировать их ответ. |
Проверка: | - Начинаем с 3 группы. Целевая установка: - читает ученик из группы, все остальные по голосовому сигналу, показываете “словариком настроений”, как меняется ваше настроение. Оцениваем. Задание 1 и 2 группы проверяем одновременно: ребята из 1 группы – читают и доказывают, а ребята из 2 группы - объясняют трудные слова в прочитанной строфе. Оцениваем. А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. - положите перед собой лист бумаги и маркер. - Ответ фиксируйте таким образом: да – дуга, нет – прочерк. |
ТЕСТ | Вопросы: 1). Можно ли, на ваш взгляд, взять эпиграфом к нашему уроку, слова Гавриила Державина “Отечества и дым, нам сладок и приятен”? 2). Является ли для человека главным, чувство любви к Родине? 3). Исаак Левитан был учеником А.К.Саврасова? 4).А.С.Пушкин, в 1 строфе сравнивает солнечный свет с янтарным блеском? 5). Это строки из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”? …Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. 6). На своих картинах Саврасов и Левитан изобразили одну и ту же местность? 7). Лирика – это род литературы, отражающий переживания, мысли автора, в связи с жизненными ситуациями? ПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ |
Итог урока: | - Как вы думаете, что объединяет
произведения искусства: и музыку и картины и
стихотворение? - Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? - Что вы представляете, когда слышите слово “Родина”? - Покажите своё настроение в конце урока. |
РЕФЛЕКСИЯ | - Подойдите ко мне те ребята, кто познал
истину в обсуждении урока. - Подойдите те ребята, для кого урок стал открытием нового. - Кто помог однокласснику. - Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба. - Спасибо всем за урок и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем. |
Любовь к родной стороне в произведениях искусства на примере стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», репродукций картин И.Левитана «Тихая обитель» и А.Саврасова «Грачи прилетели»
Разделы: Начальная школа