Цель:
- познакомить учеников с профессиями летной команды при пилотировании ИЛ-76,
- закрепить и обобщить знания и навыки учащихся по теме “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”,
- способствовать развитию умения решать практические задачи.
Класс разбивается на три команды по 4-6 человек.
Время игры - 40 минут.
Внутри команд разбираюся роли:
- Командир экипажа,
- Борт-инженер,
- Штурман,
- Радист.
Постановка задачи:
- Самолет-ИЛ 76 (первые буквы-сокращенная фамилия советского авиаконструктора Ильюшина Сергея Владимировича,генерал-лейтинанта инженерно-технической службы. Он создал самолеты-штурмовики, несколько типов бомбарировщиков,пассажирских самолетов. Награжден 4 орденами Ленина,руководил конструкторским бюро по созданию летательных аппаратов.) -грузо-пассажирский самолет грузоподъемностью 50т.Летное задание-доставить100 пассажиров и груз.
- Порт отправки - Санкт-Петербург, порт прибытия - г.Нижний Новгород.
- За каждую верно рассчитанную летную задачу экипаж получает на борт бонусную звезду.Выигрывает тот,кто наберет большее количество звезд и получит почетное звание: “Звездный экипаж дублеров аэронавтики города”.
1. Проверка домашнего задания.
Каждый экипаж в течение 1.5-2минуты рассказывает об авиации:
- Авиаконструктор С.В.Ильюшин.
- История авиации России.
- Самолеты Ильюшина.
(За выступление команда получает бонусную звезду)
2. Задание (для штурмана и командира).
Рассчитать по летной карте маршрут: СПб - Н.Новгород. В расчет принимается 10 км до воздушного эшелона и 10 км до посадочной полосы порта прибытия.
Рассчитать полетное время с учетом попутного ветра скоростью 110км/час, со средней скоростью самолета 850 км/час.
В расчете обязательно учитывается внештатные ситуации:запасной аэропорт г.Ульяновска.Ответ округлить до сотых.
(от СПб до Н.Новгорода 4,6см= 1150км+1.3см=325км-запасной аэропорт+20 км-взлет-посадка.Всего 1495 км. Скорость самолета с учетом попутного ветра составляет 970км/час, время полета 1,55 часа=1час33мин).
Для игры необходимо распечатать для каждой команды географическую карту России,формат А4.
3. Задание (для борт-инженера,помогает радист) Балансировка груза.
Задача выполняется во время расчетов маршрута.
Сколько можно взять тонн груза на борт,если на одного пассажира допускается 100 кг веса+25 кг багажа.На данный рейс зарегистрировано 100 человек.Экипаж не учитывать.Грузоподъемность самолета-50тонн.
(Отв.37,5т)
4. Задание (для всего экипажа).
Самолет ИЛ-76 с турбореактивными двигателями (ТДР).Крылья самолета являются топливными баками.Сколько тонн горючего надо залить в каждое крыло,если за 1час полета сжигается 10,5 тонн топлива.Составить и решить пропорцию для 1,55 ч.
(Отв.Всего заправить 16,28т,в каждое крыло по 8,14т).
5. Задание (для шрурманов).
Работа у доски.Рассчитать, как изменится вес грузопассажиров, если на борт поднимется 100 чел – вес с багажом 12, 5 т, а если 400 чел.-?т
(Отв. 50 т.)
6. Задание (для всего экипажа)
При подъеме в эшелон на высоту 10 000 м воздух становится более разряженным и холодным.Иногда температура достигает минус 50 градусов по Цельсию, а при открытой двери самолета кровь у человека на такой высоте может закипеть от разницы давления.Поэтому необходимо сбалансировать температуру и давление внутри самолета.Тот,кто хоть раз летал самолетом,тот чувствовал заложенность в ушах при изменении давления внутри самолета.
На высоте 1м от земли давление составляет 1 атмосфера=765 мм ртутного столба.
Каким будет давление на высоте 10 000 м над землей?
С прямой или обратной пропорциональной зависимостью сталкиваемся при решении этой задачи?
Составить и решить пропорцию,ответ округлить до сотых.
(Отв. 1м – 765 мм
10000м - х? мм , х=0,0765 мм, 0,08 мм ).
7. Задание (для инженера связи-радистов): Принять радиограмму-предупреждение.Лицом к доске встают радисты экипажей. У каждого в руках по три карточки разного цвета.
Учитель зачитывает величины,слушая которые радист должен определить зависимость(прямая,обратная,не пропорц.зависимость). Если поднимается рука с карточкой правильного цвета-команда получает одну букву из радиограммы.Собрав все буквы можно сложить слово “ТУМАН”. Тот, кто первый прочитает радиограмму,получает звезду.
(Желтая-прямая,голубая-обратная,фиолетовая-не пропорц.зависимость)
1. Зависимость между расстоянием ,выполненное самолетом с постоянной скоростью и временем его полета.(прямая-желтая)
2. Числом рабочих ,выполняющих с одинаковой производительностью труда загрузку самолета,и временем выполнения этой работы. (голубая-отр.)
3. Площадью квадратной плиты посадочной полосы и длиной его стороны (прямая-желтая)
4. Возрастом человека и размером его обуви (фиолет.-не проп.завис.)
5.Стоимостью оборудования,купленного по одной цене и его количеством. (прямая-желтая)
8. Дополнительные задания(для всего экипажа)при наличии времени.
Три стюардессы могут привести салон самолета в порядок за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу 2 стюардессы?
(Отв.6 часов).
В Н.Новгороде все взлетно-посадочные полосы аэродрома отремонтировали: бетоннын плиты в 6 метров заменили новыми длиной 8 метров.Сколько нужно новых плит для замены 240 старых? (Отв.180 плит).
Итак, наши экипажи удачно выполнили летное задание.Пришло время назвать звездый экипаж и игроков, принесших командам наибольшее количество звезд. Ими стали: …
(Лучшие игроки получают оценки в журнал и сертификаты “Звездный экипаж дублеров аэронавтики города”.)