Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Класс: 4


Цель: развитие духовно-эмоциональной сферы через присоединение к социокультурным духовным ценностям, познание истории родного края.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить с жизнью святых людей, живших на Земле Русской; познакомить с жизнью Святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
  • Развивающие: развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установление причинно – следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края.
  • Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Ход урока

I. Организационный этап

– Начнем урок с добрых пожеланий друг другу (все дети становятся в круг, за руки, хором произносят.

“Я желаю тебе сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.

Учитель:

“Если вам будет трудно,
Я вам помогу”.

II. Ориентировочно – мотивационный этап

– А сейчас прочитаем эпиграф к нашему предстоящему занятию:

“ Мы стороне своей родной
Любовью светлою обязаны.
И наши судьбы с нею связаны
Как села связаны тропою”.

– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем занятии?

– Вслушайтесь в слово “Родина”. Что можно сказать об этом слове?

(Предполагаемые ответы детей).

– Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью. Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как она прекрасна, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски. По крайней мере, каждый из нас мысленно может написать картины родной природы подобные картинам великих художников А.Саврасова, И.Левитана.

Приложение (Слайды № 2, 3)

Любите свою Родину, и она даст Вам силу. Пока мы с ней, с ее скорбями и трудностями – мы счастливы, ибо разделяем ее судьбу и имеем единство со своим народом. А останемся без нее, жизнь станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины на земле обрести невозможно, если первая именовалась Святой Русью.

(Слайд № 4)

Любить Родину – значит знать ее прошлое, жить ее настоящим, думать о ее будущем.

II. Целеполагающий этап

Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания ее истории.

Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью и благоговением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания из описания их жизненных подвигов духовной мудростью стремясь подражать им в нашей жизни. Сегодня тема нашего урока “Святители и Святые Земли Русской (местночтимые святые).

Святитель Митрофан Воронежский”.

(Слайды № 5, 6)

III. Операционно-исполнительный этап

Сейчас вы будете работать в группах, используя в своей работе информационные карточки. Вы познакомитесь с информацией о жизни и деятельности нашего земляки Земли Ивановской Святителя Митрофана Воронежского.

“Узнай сам”.

(Слайд № 7)

Информационная карточка для 1-й группы

“Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в ноябре 1623 г. в Антилохово (Слайд № 8) Суздальского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в семье потомственного священника Василия и Марии, “воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере”. До 40 лет будущий Святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда” (Слайд № 8).

Информационная карточка для 2-й группы

“ В начале 1660 г. в селе Антилохово, где жил тогда еще священник Михаил, умирает его жена, и он решает принять монашеский постриг и уходит в Николо-Шартомский монастырь (Слайд № 9). Подстрижен в монахи с именем Митрофан. По данным известного Шуйского краеведа В.А. Борисова (1809–1862) Святитель Митрофан “имел пребывание там несколько лет”. В Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области) тоже находился несколько лет.

Информационная карточка для 3-й группы

В июне 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой жизнью иеромонах Митрофан избран настоятелем Яхромского Успенского монастыря (Слайд № 10) (40 км от г. Владимира). Этим монастырем он управлял 10 лет. Жил он в скромной келье в подвальной части Храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней: после прославления святителя Митрофана на Лике Святых там находился Храм в его честь (ныне Храм восстанавливается).

Информационная карточка для 4-й группы

Патриарх Иоаким (1674–1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Макарьево-Унженского монастыря (Слайд № 11) . Под его руководством был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.

Информационная карточка для 5-й группы

2 апреля 1682 года Святитель Митрофан стал епископом Воронежским. Под мудрым управлением Святителя церковная и государственная жизнь края испытывали благодетельную перемену. Построен кафедральный Собор, превосходивший размерами все церкви Воронежа (Слайд № 12).

Информационная карточка для 6-й группы

Известность Святителя Митрофана переросла границы Воронежской епархии, много был наслышан о нем и император Петр Первый (Слайд № 13). Петр Первый решил строить флот. Местом постройки избрал Воронеж. Царский замысел не имел поддержки как среди части бояр, так и в народе. В это трудное время для Петра Первого и России Святитель Митрофан поддерживал добрые начинания царя, фактически он стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Он пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер (Слайд № 13). Когда корабли были построены, Святитель Митрофан Благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся В Азовский поход (Слайд № 13). Вернулись войска с долгожданной победой.

Информационная карточка для 7-й группы

В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь, скончался Святитель Митрофан 23 ноября 1703г. Гроб с телом Великого Святителя нес до усыпальницы сам Петр Первый. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня такого старца. Ему же буди вечная память” (Слайд № 13).

Информационная карточка для 8-й группы

В духовном завещании Святитель наставляет людей (Слайд № 14): “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно Пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши…”.

IV. Ориентировочно-мотивационный этап

Подведение итогов работы в группах. Обмен информацией и использованием презентации к уроку о Святителе Митрофане Воронежском.

Известный историк С.М. Соловьев назвал Святителя Митрофана (Слайд № 14) лучшим из великорусских архиереев, знаменитым “святостью жизни и сходившимся с Петром Первым в усердном радении о благе родной земли”. В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итога урока.

Что вы можете рассказать своим товарищам, родственникам и о Святителе Митрофане Воронежском.

Оцените полученные знания на уроке:

(Слайд № 14)

Наш урок хочется закончить следующими строками:

“Родина… благоговей перед этой землей, русский человек, и служи этой земле всеми силами души твоей”.

Приложение