Основные этапы |
Содержание |
Приемы и методы |
«Вхождение в урок» |
Начало, мотивирующее творческую деятельность, неожиданное и загадочное. |
«Объяснялки» - обращение к ассоциативному и образному мышлению, «предположение по ключевым словам». |
«Нестандартное название урока» |
Оптимистическая установка на побуждение к работе с информацией. |
«Разгадывание» метафоры, соотнесение прямого и переносного значения фразы, «сюрпризный момент». |
«Давайте подумаем» |
Создание проблемной ситуации, коллизий. Поиск, обсуждение, рождение истины при непосредственном контакте с информацией. |
«Инсценирование», «совместное думание», прием «кластеры», соотнесение личного опыта с исследованиями группы. |
«Открытие» |
Представление итогов всем участникам. |
Организация дискуссии. |
«Творческий союз» |
Творческая переработка информации. |
Написание текстов по ключевым словам, возврат к названию темы. |
1. «Вхождение в урок» (использование логико-ассоциативной методики)
Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Интонация, которая возникает в самом начале, пробуждает к жизни принцип добровольности учебного действия. Обращение к ассоциативному и образному мышлению, неожиданное и загадочное для каждого.
Просмотр видео «Объяснялки» (просмотр видеофрагментов, на которых объясняется значение слов).
Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволят ученикам усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его своей любимой практической деятельности – игре, где развивается память и концентрация внимания ребенка, обогащается его опыт и знания.
Попробуйте понять, что было предметом рассказа всех учеников?
Зуб Волос Слово Растение |
КОРЕНЬ |
- Какое же слово будет ключевым? КОРЕНЬ.
- Что вы можете сказать о количестве значений слова «корень»?
- Вспомните, что такое корень слова?
- Сегодня мы продолжим работать над изучением корня, а урок наш называется так.
2. «Нестандартное название урока» (использование метафоры, многозначности слова - «разгадывание», соотнесение того, что знает, с любой формулировкой)
Формулировка темы урока, на мой взгляд, дело очень важное. Чтобы не исчезла та загадочная интонация, рожденная вначале, не возникли барьеры на пути усвоения информации и овладения способами учебной деятельности, необходима оптимистическая установка, на которую ориентирует название урока.
- «Зри в корень». Как мы понимаете эту фразу? (Обсуждение прямого и переносного значения.)
- Проведем исследование этой части слова.
- В конце исследования вы поймете, что находится в этом сказочном сундучке, который я принесла с собой.
3. «Давайте подумаем» (создание проблемной ситуации, противоречий)
Использование текста сказки (прием инсценирования) превращает трудное в игру, в шутку, создает желание разобраться в проблемной ситуации.
- Расскажу я сказку. А вы мне поможете. (Два ученика изображают героев сказки.)
«Шла по улице медная монетка. Она была круглая, блестящая. А навстречу ей шёл медовый пряник. Он тоже был круглый, блестящий, ароматный.
Пряник улыбнулся монетке и сказал:
- Привет! Как мы с тобой похожи! Мы, наверное, родственники?»…
- Почему медовый пряник решил, что он родственник медной монетке?- Почему их так назвали?
- Как доказать наше предположение, где искать ответы на эти вопросы? (В Толковом словаре.)
«Совместное думание» (совместный поиск и обсуждение, рождение истины).
Использование в работе всех возможных средств, доказывающих правильность выбора группы (книг, словарей, учебников и т.д.) Соотнесение своего мнения с мнением остальных. Поиск, обсуждение, рождение истины при непосредственном контакте с информацией.
4. «Открытие» (представление открытия другим группам, педагогу, анализ)
Медь, медный, медяк, медянка, меднолитейный и т. д.
Мёд, медовый, медуница, медоносный, медовуха и т.д.
Обсуждение значений слов, доказательство и выводы.
5. «Творческий союз. Рефлексия» (возможно создание творческой работы и самоанализ)
Попробуйте придумать свой текст или сказку, используя подобранные вами слова.
Чтение получившихся произведений приносит несравнимое удовольствие и авторам и слушателям.
В итоге учащиеся объясняют, что может находиться в сундуке. (Мёд и предмет из меди.)
Данная технология позволяет, решая конкретную учебную задачу:
- создать условия для обеспечения личностно-ориентированного подхода; ребенок более свободен, увлечен, заинтересован, может проявлять собственную инициативу и оценить работу других;
- организовать сотворчество в коллективе, признавая инициативу каждого;
- смоделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающую ее;
- организовать ситуацию поиска, исследования;
- обеспечить дифференцированный подход в рамках класса;
- обращаться к разным типам мышления, опираясь на психофизиологические особенности.