Технология позитивного обучения

Разделы: Начальная школа


Основные этапы

Содержание

Приемы и методы

«Вхождение в урок»

Начало, мотивирующее творческую деятельность, неожиданное и загадочное.

«Объяснялки»  - обращение к ассоциативному и образному мышлению, «предположение по ключевым словам».

«Нестандартное название урока»

Оптимистическая  установка на побуждение к работе с информацией.

«Разгадывание» метафоры, соотнесение прямого и переносного значения фразы, «сюрпризный момент».

«Давайте подумаем»

Создание проблемной ситуации, коллизий. Поиск, обсуждение, рождение истины при непосредственном контакте с информацией.

«Инсценирование», «совместное думание», прием «кластеры», соотнесение личного опыта с  исследованиями группы.

«Открытие»

Представление итогов всем участникам.

Организация дискуссии.

«Творческий союз»

Творческая переработка информации.

Написание текстов по ключевым словам, возврат к названию темы.

1. «Вхождение в урок» (использование логико-ассоциативной методики)

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Интонация, которая возникает в самом начале, пробуждает к жизни принцип добровольности учебного действия. Обращение к ассоциативному и образному мышлению, неожиданное и загадочное для каждого.

Просмотр видео «Объяснялки» (просмотр видеофрагментов, на которых объясняется значение слов).

Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволят ученикам  усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его своей любимой практической деятельности – игре, где развивается память и концентрация внимания ребенка, обогащается его опыт и знания.

Попробуйте понять, что было предметом рассказа всех учеников?

Зуб

Волос

Слово

Растение

КОРЕНЬ

- Какое же слово будет ключевым? КОРЕНЬ.
- Что вы можете сказать о количестве значений слова «корень»?
- Вспомните, что такое корень слова?
- Сегодня мы продолжим работать над изучением корня, а урок наш называется так.

2. «Нестандартное название урока» (использование метафоры, многозначности слова -  «разгадывание», соотнесение того, что знает, с любой формулировкой)

Формулировка темы урока, на мой взгляд, дело очень важное. Чтобы не исчезла та загадочная интонация, рожденная вначале, не возникли барьеры на пути усвоения информации и овладения способами учебной деятельности, необходима оптимистическая установка, на которую ориентирует название урока.

- «Зри в корень». Как мы понимаете эту фразу? (Обсуждение прямого и переносного значения.)
- Проведем исследование этой части слова.
- В конце исследования вы поймете, что находится в этом сказочном сундучке, который я принесла с собой.

3. «Давайте подумаем» (создание проблемной ситуации, противоречий)

Использование текста сказки (прием инсценирования) превращает трудное в игру, в шутку, создает желание разобраться в проблемной ситуации.

- Расскажу я сказку. А вы мне поможете. (Два ученика изображают героев сказки.)

«Шла по улице медная монетка. Она была круглая, блестящая. А навстречу ей шёл медовый пряник. Он тоже был круглый, блестящий, ароматный.

Пряник улыбнулся монетке и сказал:

- Привет! Как мы с тобой похожи! Мы, наверное, родственники?»…

- Почему медовый пряник решил, что он родственник медной монетке?
- Почему их так назвали?
- Как доказать наше предположение, где искать ответы на эти вопросы? (В Толковом словаре.)

«Совместное думание» (совместный поиск и обсуждение, рождение истины).

Использование в работе всех возможных средств, доказывающих правильность выбора группы (книг, словарей, учебников и т.д.) Соотнесение своего мнения с мнением остальных. Поиск, обсуждение, рождение истины при непосредственном контакте с информацией.

4. «Открытие» (представление открытия другим группам, педагогу, анализ)

Медь, медный, медяк, медянка, меднолитейный  и т. д.
Мёд, медовый, медуница, медоносный, медовуха и т.д.
Обсуждение значений слов, доказательство и выводы.

5. «Творческий союз. Рефлексия» (возможно создание творческой работы и самоанализ)

Попробуйте придумать свой текст или сказку, используя подобранные вами слова.

Чтение получившихся произведений приносит несравнимое удовольствие и авторам и слушателям.

В итоге учащиеся объясняют, что может находиться в сундуке. (Мёд и предмет из меди.)

Данная технология позволяет, решая конкретную учебную задачу:

- создать условия для обеспечения личностно-ориентированного подхода; ребенок более свободен, увлечен, заинтересован, может  проявлять собственную инициативу и оценить работу других;

- организовать сотворчество в коллективе, признавая инициативу каждого;

- смоделировать ситуацию, максимально  приближающую учебную задачу к субъекту, решающую ее;

- организовать ситуацию поиска, исследования;

- обеспечить дифференцированный подход в рамках класса;

- обращаться к разным типам мышления, опираясь на психофизиологические особенности.