Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [в'], [в], буква Вв"

Разделы: Начальная школа


Тема: Буква Вв, звуки [в], [в,].

Цели:

  1. Познакомить с буквой В в.
  2. Совершенствовать навыки правильного чтения; научить писать заглавную и строчную букву В в в словах и предложениях.
  3. Воспитывать честность, через поступки героев.

Оборудование:

  1. «Букварь» часть 1, автор Евдокимова А.О., Журова Л.Е.
  2. Пропись № 2, автор Безруких М.М., Кузнецова М.И.
  3. Плакат с предметными картинками на букву В.
  4. Печатные и прописная буква В в.
  5. Фишки.
  6. Предметные картинки на отгадки загадок.
  7. Буквенная линейка.

Ход урока

I. Организационный момент

Действия учителя

Действия учащихся

Давайте исполним «гимн» нашего класса.

Исполняют «гимн» для поднятия настроения и введения в урок. Слова сопровождаются движениями, повторяются 3 раза. Движения меняются: хлопки, щелканье пальцев, топанье ногами.

Если весело живётся делай так (хлопки 2раза)
Если весело живётся мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся делай так (хлопки 2раза)

II. Повторение пройденного материала

Действия учителя

Действия учащихся

1. На какие группы можно разделить эти буквы: А п Л а О у М с ы И и К к.

I группа печатные - прописные.
II группа согласные - гласные.
III группа заглавные - строчные.

2. Назовите слова, чтобы они начинались с гласного звука.

Называют слова: адрес, улица, остров, иней и т. д.

3. С какого звука нет примера? Почему?

Звук [ы]- нет слов в русском языке, чтобы начиналось с этого звука.

III. Изучение нового материала

Действия учителя

Действия учащихся

1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а какие звуки она обозначае, вы скажите сами. Послушайте загадку:

Плещет тёплая вода
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате.

Слушают загадку и отгадывают её. (Ответ: ванна.)

2. Давайте составим звуковую модель слова-отгадки (обратить внимание на первый звук в слове отгадке).

Характеризуют каждый звук, проговаривая его чётко, и составляют модель слова.

Звук [в] согласный, твёрдый звонкий.

3. Послушайте вторую загадку.

По полю рыщет,
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле приклоняет.

Отгадывают загадку. (Ответ: ветер.)

Характеризуют каждый звук, проговаривая его чётко, и составляют модель слова.

Звук [в,] согласный, мягкий звонкий.

4. Чем отличаются первые звуки.

В слове ВАННА - звук [в] твёрдый.
В слове ВЕТЕР -  звук [в,] мягкий.

IV. Закрепление

Действия учителя

Действия учащихся

1. Работа по букварю с.116

Какой предмет изображен на первой картинке?

Открывают букварь на с. 116.

Здесь изображена ветка.

Давайте составим звуковую модель слова ВЕТКА.

Составляют звуковую модель слова.

Какой предмет изображен на второй картинке?

Давайте составим звуковую модель слова ВОЛНА

Здесь изображена волна.

Составляют звуковую модель слова.

2 . Работа с плакатом.

Посмотрите на плакат и назовите предметы, в которых есть звук [в], [в,]

Дети рассматривают плакат и находят: волк, ведро и т.д. и называют звук, с которого начинаются эти слова.

3. Физминутка. Игра «Камень-Вата».

Весна, вилка, волк, ворота, варежки, веник, ворона, Вика, Вова.

Команда мальчиков «Камень», команда девочек «Вата».

Встаньте дети у кого в имени или фамилии есть звуки [в], [в,].

Дети встают.

V. Знакомство с буквой В в и отработка чтения с новой буквой

Действия учителя

Действия учащихся

1. Показываю на плакате букву В в. На что похожа эта буква?

Дети рассматривают букву и сравнивают заглавную и строчную. Называют предметы, на которые похожа эта буква. Находят эту букву в кассе букв, в учебнике.

2. Чтение слогов и слов

1. Дети читают слоги с доски.

2. Читают слоги по буквенной линейке.

3. Чтение слогов по учебнику.

Прочитайте слова, где звук [в], где звук [в,].

Прочитайте текст с.117.

Разгадайте ребусы.

Читают слова с учебника.

Читают текст.

Разгадывают ребусы.

VI. Работа в прописях с. 17-18.

1. Знакомство с письменными буквами В в

Действия учителя

Действия учащихся

1. Рассмотрите письменную заглавную букву В, в каких буквах писали знакомые элементы.

Рассматривают, находят знакомые элементы.

2. Давайте запишем эту букву.

Пишут три строки, «долечивая» буквы и целые буквы.

3. Прочитайте слова на следующих двух строчках.

Почему они записаны с заглавной буквы?

Сколько слогов в каждом слове?

Читают Витя, Ваня, Варя, Валя. Это имена.

4. Запись и анализ предложения.

Что записано на следующей строке?

Докажите, что это предложение.

Записывают слова, проговаривая их шёпотом.

Читают предложение.

Доказывают.Анализируют.

5. Физминутка.

 

6. Письмо строчной буквы в отдельно, в словах и предложении аналогична работе с заглавной буквой.

 

2. Работа со словами и предложениями

Действия учителя

Действия учащихся

1. Игра «Слова рассыпались».

 

Из набор букв к о о р в а , а в н о р о составить слова.

Самостоятельно составьте слова из россыпи букв о о а с р к, о р о в б й е

Какое слово лишнее, почему?

Коллективно составляют слова корова, ворона и записывают их.

Составили слова сорока, воробей записали их.

Выбирают слово Корова, объясняют

2. Физминутка.

Скороговорка: проворонила ворона воронёнка.

 

3. К звуковой модели подберите слова.

Находят слова сова, кора. Записывают.

4. Самостоятельная работа.

 

Измените одну букву в словах рога, кора, ваза, сода.

 

Запишите новые слова в парах.

Записывают пары слов рога – роза, кора – нора, ваза – вата, сода – вода.

Поменяйте местами слоги в словах навес, кабан, рано, насос и запишите.

Записывают весна, банка, нора, сосна.

Уберите одну букву в словах овраг, веко, рукав, ворона и запишите новые слова.

Записывают враг, век, рука, ворон.

5. Работа над предложением.

Прочитайте предложения:

Сегодня дует северный ветер. Совсем скоро наступит зима.

Придумайте ёщё одно предложение, чтобы получился рассказ.

Дети читают, придумывают своё предложение и записывают все три в пропись.

В каких словах встретились звуки [в], [в,] и в какой части слова они стоят.
Расскажите всё, что вы узнали об этих звуках [в], [в,].

Дети называют слова из предложений, дают характеристику звукам.

VII. Закрепление по учебнику с.118

Действия учителя

Действия учащихся

1. Прочитайте рассказ «По грибы», подумайте, чему он нас учит.

Самостоятельно читают рассказ шёпотом.
Читают рассказ вслух.

2. Беседа по прочитанному.

  • Куда пошли бабушка с Надей?
  • Зачем Надя попросила бабушку поменяться корзинами?
  • За что дедушка стал хвалить внучку?
  • Почему Надя покраснела и тихо заговорила?
  • Кому понравилось поведение Нади?

Отвечают на вопросы и делают свой вывод.

3. Работа с пословицами:

  • Лучшая горькая правда, чем красивая ложь.
  • Ложь человека не красит.
  • Раз солгал – на век лгуном стал.

Какая пословица лучше подходит к данному рассказу?

Дети выбирают пословицу и объясняют свой выбор

VIII. Итог урока

Два урока мы трудились
И совсем не утомились.
Букву Вэ учили дружно
Было нам совсем не грузно.
Волк, ворона, воля, ветер
Этих слов не страшно встретить.