Урок математики в 5-м классе "Старинные способы выполнения арифметических действий с натуральными числами" с использованием метода проекта и ИКТ

Разделы: Математика


Тема урока. Арифметические действия с натуральными числами.

Цель урока. Знакомство со старинными способами выполнения арифметических действий с натуральными числами.

Задачи урока

1. Повторить: определения натуральных чисел, ряда натуральных чисел, цифр, однозначных и многозначных чисел, целых положительных чисел; повторить какие действия можно выполнять с натуральными числами; законы сложения и умножения для натуральных чисел, способы выполнения действий с натуральными числами.

2. Знать: египетский, «метод решетки», крестьянский способы умножения натуральных чисел; метод «галера» - для деления натуральных чисел, (название этих способов и где можно найти информацию о них).

3. Уметь: работать с дополнительной литературой по предмету, делать мультимедийные презентации.

4. Развивать: внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.

5. Воспитывать: дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.

Тип урока: презентация проектов.

Оборудование: плакат с цитатой к уроку, сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая (вне урока).

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Тест «Верно - неверно».
  4. Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеоклипа.
  5. Презентация проектов.
  6. Обсуждение результатов работы по проектам.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

2. Вступительное слово учителя

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель. А теперь скажите, какие числа и действия над числами мы изучали на уроках математике в I,II четвертях? (Ответ: натуральные числа). Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно. Сначала научились выполнять арифметические действия с натуральными числами. Я предлагаю, с помощью теста «Верно - неверно», проверить, как хорошо вы усвоили эту тему. Я буду читать некоторые утверждения, а вы с помощью сигнальных карточек показывать – согласны вы с ним или нет. Зелёная карточка – согласен, красная – нет.

  1. Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. (Да).
  2. В переводе слово «натуральные» означает «природные». (Да).
  3. Записанные в порядке возрастания натуральные числа образуют ряд натуральных чисел. (Нет).
  4. Нуль – это натуральное число. (Нет).
  5. В натуральном ряду чисел есть первое число – 1. (Да).
  6. В натуральном ряду чисел есть наибольшее число. (Нет).
  7. Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. (Да).
  8. Мы используем арабские или римские цифры для записи натуральных чисел. (Да).
  9. Неправомерно использовать название «арабские» для цифр 1,2,3… (Да).
  10. Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными, с помощью нескольких цифр – многозначными. (Да)
  11. Натуральные числа большие нуля, называются положительными. (Да).
  12. Любое натуральное число больше нуля. (Да).
  13. С натуральными числами можно выполнять следующие действия: сложение, вычитание, раздробление, умножение, деление. (Нет).
  14. Для действий сложения и умножения (натуральные числа) выполняются только следующие законы: сочетательный, распределительный. (Нет).
  15. a + b = b + a, a ∙ b = b ∙ a - это запись переместительного закона. (Да).
  16. (a + b) + c = a + (b+ c), (a ∙ b) ∙ c = a ∙ (b ∙ c) – это запись распределительного закона. (Нет).
  17. a ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ c, a ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ c - это запись сочетательного закона. (Нет).

4. Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеоклипа

Учитель. Насколько важно современному человеку выполнять арифметические действия с числами, то есть хорошо знать арифметику, можно судить по этому стихотворению.

Об арифметике

Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А-риф-ме-ти-ка!

Учитель. Ребята, а теперь назовите способы выполнения арифметических действий с натуральными числами (столбиком, уголком).

Таким образом, получается, что за тысячи лет люди придумали лишь несколько способов, хотя обычно важная проблема имеет множество вариантов решений?!

Вот такое противоречие возникло у нас на одном из уроков. И мы решили в ситуации разобраться, написав проект.

Вот как это было… (видеоклипы с комментариями учителя)

  1. Несколько занятий по знакомству с проектной деятельностью («Проект – это по-нашему»).
  2. Далее отправились на поиск нужной информации, прежде всего в школьную библиотеку («В поисках истины»).
  3. Возникла необходимость узнать у учащихся других 5-х классов, какие способы выполнения арифметических действий с натуральными числами они знают, через анкетирование («Мнение общественности»). Приложение 2
  4. Так как накопился большой объем информации, то началась работа в группах по конкретному новому способу («Дорогу осилит идущий»).
  5. После анализа информации в группах, предоставили информацию для коррекции учителю («За советом к мудрецам»).
  6. «И снова в бой» - оформление работ, подготовка презентаций.

5. Презентация проектов

  1. «Мухаммед из Хорезма диктует правила». Приложение 6
  2. «Из страны пирамид… о «умножении»». Приложение 4
  3. «Умножение для ленивых?» Приложение 5
  4. «Галера».

(Выступающий ученик демонстрирует презентацию, комментируете, другие учащиеся примеры записывают в свою тетрадь).

6. Обсуждение результатов работы по проектам

Учитель. Результаты работы предоставлены ребятами еще и в виде книги, которую мы торжественно передали в дар библиотеке нашей школы. Приложение 1. Приложение 3.

В итоге мы решили продолжить сбор информации и дополнить книгу новыми главами и упражнениями.

7. Домашнее задание (учитель раздаёт задание каждому ученику на карточке)

Вычислить произведение 25 и 63 крестьянским, египетским способами и методом «решётка». Сделайте проверку, умножив 25 на 63 столбиком (обычным способом).

Использованная литература

  1. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. - М.: Наука, 1986.
  2. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. Мир чисел. - Л.: Детская литература, 1982.
  3. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. - М.: Наука, 1965.
  4. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. - М.: Аванта +, 2000.