Цель: создание педагогических условий для творческой самореализации учащихся в активной предметной деятельности.
Задачи:
1) расширение кругозора учащихся;
2) активизация мыслительной деятельности
школьников;
3) формирование познавательного интереса к
предмету химии;
4) развитие социально значимых компетенций
учащихся (сотрудничество, толерантность,
коммуникативность, умение рассуждать логически
и формулировать свои мысли вслух, совместными
усилиями находить верное решение).
Оборудование для мероприятия: стол лаборанта, штативы с пробирками, химические стаканы, колбы.
Реактивы: растворы щелочей (КОН, NaОН), кислот (Н2SO4, HCl), солей (AgNO3, NaCl, CuSO4, Na2CO3 и др.), лакмуса, фенолфталеина.
Внеклассное мероприятие включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (отборочный тур, проводимый учителем химии среди учащихся 8-11 классов школы);
- основной (тур, на который приглашаются 3 команды, сформированные из 7 игроков: по два ученика из 8, 9, 10 классов и капитан, ученик 11 класса).
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня мы собрались с Вами на интеллектуальный химический вечер, чести приглашения на который удостоились лучшие из лучших учеников 8-11 классов. Вы – уже победители в каждой своей параллели. И сегодняшний бал – заслуженная Вами награда.
(Звучат фанфары, и появляется королева Химия)
Химия: Я рада приветствовать всех поклонников химической науки. Год от года Вас становится все больше. И скоро мой зал станет слишком мал для того, чтобы разместить на балу всех достойных.
Ведущий:
Вам, химикам, одних уроков мало –
Все хочется исследовать “на вкус”.
Участники сегодняшнего бала!
Пусть будет плодотворен Ваш союз:
Пускай минуют всех Вас неудачи,
Играючи решатся все задачи,
На все загадки сыщется ответ,
Исчезнет тьма незнанья – вспыхнет свет!
Химия: Я объявляю наш химический бал открытым и приглашаю команды на первый тур “Игра в фанты”.
Ведущий: Готовясь к балу, каждая команда выбрала для своих соперников по 2 химических вопроса. Вопросы написаны на листках бумаги, которые свернуты как конфетка – “фанты”. Все “фанты” перед балом мы с королевой тщательно перемешали и заложили в барабан для лото. И сейчас мы эти “фанты” разыграем.
Ведущий крутит барабан лото. Королева Химия вынимает по одному “фанты” и зачитывает вопросы, команды по очереди отвечают. Чтобы заготовленные вопросы не достались той команде, которая их составляла, при подготовке к балу с капитанами команд заранее обговариваются цвета “фантов”: вопросы для 1 команды – на желтой бумаге, для 2 команды – на зеленой бумаге, а для 3 команды – на синей.
Примеры вопросов для “фантов”
- Какой металл вызывает “лихорадку”? (золото)
- Какой элемент называют “элементом мысли”? (фосфор)
- Какой металл придает крови красный цвет? (железо)
- Какой химический элемент Бернару Куртуа согласно легенде помог открыть кот? (йод)
- Какой металл погубил Древний Рим? (свинец)
- Какое молоко нельзя пить? (известковое)
- Какой сахар нельзя есть? (свинцовый)
- Почему у некоторых морских животных кровь голубого цвета? (в ней присутствуют ионы меди в качестве комплексообразователя)
- Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (негашеную известь – CaO)
- Какой элемент составляет основу органической жизни на Земле? (углерод)
- Какой металл может “болеть чумой”? (олово)
- Какое органическое вещество называют “чашей смерти”? (метанол)
Если команда отвечает на вопрос неправильно, право ответа переходит ко второй команде. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если верный ответ не получен ни от одной из команд-соперников, его озвучивает команда, заготовившая этот вопрос, и получает 2 балла.
Жюри оценивает эрудицию игроков команд и заполняет призовыми баллами таблицу:
Команда |
Вопросы |
Сумма баллов |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
Ведущий: Все “фанты” удачно разыграны. И мы объявляем тур второй “Приглашение на танец”.
На игровых столах каждой команды находятся таблички с именами:
- Мистер Нитрат Серебра.
- Мисс Поваренная Соль.
- Мистер Сульфат Меди (II).
- Мисс Щелочь КОН.
- Мистер Карбонат Натрия.
- Мисс Серная Кислота и т.п.
Игрокам каждой команды предлагается:
- распределив химические имена между собой, пригласить даму или кавалера на танец, соблюдая условие – реакция ионного обмена между партнерами по танцу должна протекать до конца (1 балл за правильный выбор);
- в процессе танца пантомимой изобразить, что произойдет при “химической встрече” партнеров по танцу: выпадет осадок, выделится газ, образуется вода (до 3 баллов на усмотрение жюри);
- воспользовавшись реактивами, находящимися на столе лаборанта, продемонстрировать гостям королевы Химии данную реакцию ионного обмена и обратить внимание зрителей на наблюдаемый результат (1 балл за каждую проведенную с соблюдением ТБ реакцию);
- составить на доске молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение данной реакции (по баллу за каждое уравнение).
В зависимости от общего времени, отведенного на химический вечер, от каждой команды в зачет принимаются от одного до трех танцев. Жюри оценивает 2 тур, заполняя таблицу:
Команда |
Правильный выбор партнера |
Артистичность при изображении пантомимы |
Проведение химического эксперимента |
Составление молекулярного уравнения |
Составление ионных уравнений |
Сумма баллов |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
Ведущий: Королева Химия в восхищении от танцев гостей и объявляет тур третий “Маска, откройся!” На бал королевы сегодня явились 5 гостей, чьи лица скрыты под маской. Гости эти очень известны в химическом мире.
Химия: Сейчас каждая Маска по очереди предстанет перед игроками команд и расскажет о себе.
В процессе рассказа командам предлагается определить химическую особу, скрывающуюся под маской. При появлении ответа капитан команды поднимает руку и высказывает предположение. Если оно верно, команда зарабатывает 5 баллов, и перед игроками предстает следующая Маска. Если предположение ошибочно, право на ответ получают команды-соперницы согласно очередности поднятой руки капитана.
(Под масками могут скрываться Золото, Медь, Ртуть, Фосфор, Кремний и т.п.)
Примерный рассказ Маски о себе
Мое латинское имя сходно с названием острова Кипр. Я не менее красива, чем Золото. Мой род очень древний, ему примерно 7000 лет. С моей помощью 5000 лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается общая слабость организма. Кто я? (медь)
Жюри оценивает результативность команд при открывании имен замаскированных гостей и вносит полученные командами баллы в таблицу:
Команда |
Маска |
Сумма баллов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
Ведущий: Королева Химия счастлива от того, насколько хорошо все команды знают ее химических подданных, и объявляет тур четвертый “Химический полиглот”.
Химия: Я приглашаю подойти к королевскому столу учащихся 9-з классов по одному от каждой команды. Вы уже больше года изучаете мою науку и, наверное, неплохо владеете химическим языком. А насколько Вы в этом успешны, мы сейчас проверим!
Ведущий: Игрокам команд, приглашенным королевой Химией, предлагается по очереди вытянуть из колбы свиток с пословицей или поговоркой, записанной химическим языком, и перевести текст на русский язык. Каждая правильно переведенная фраза оценивается жюри в один балл.
Примеры химических текстов свитков
- Не все то аурум, что металлическим блеском обладает (не все то золото, что блестит);
- Куй феррум, пока температура высока (куй железо, пока горячо);
- Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине (недосол – на столе, пересол – на спине);
- Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного (уходит как вода в песок);
- Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о (алмаз чистой воды);
- Слово – аргентум, молчание – аурум (слово – серебро, молчание – золото);
- Явлению чрезмерного употребления це-два-аш-пять-о-аш – бой! (пьянству – бой!);
- Лопнул как шар из водного раствора натриевых или калиевых солей высших карбоновых кислот (лопнул как мыльный пузырь);
- Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор).
Жюри оценивает точность перевода и заносит баллы в таблицу:
Команда |
Свиток |
Сумма баллов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
Ведущий: Все игроки блестяще справились с химическим переводом, и королева объявляет тур пятый “Загадки химического Сфинкса”.
Химия: Я приглашаю к королевскому трону капитанов – самых лучших знатоков моей науки от каждой команды. На моем балу для капитанов припасено одно из труднейших испытаний: на королевском столе стоит шкатулка, в которой для каждого из Вас лежит папирус с тремя загадками химического Сфинкса.
Капитаны по очереди вытягивают папирус из шкатулки, вслух зачитывают загадку и в течение 30 секунд думают над ответом. Правильный ответ приносит капитану 3 балла. Если капитан затрудняется с ответом, он может взять помощь команды. Но при правильном ответе в этом случае команда получит только 2 балла. Если ни капитан, ни команда не находят правильной разгадки, право ответа на этот вопрос по очереди получают команды-соперницы, правильная версия которых принесет им 1 балл.
Примеры “Загадок химического Сфинкса”
- Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем остальным гостям было обидно до слез – ведь им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего же были изготовлены вилки для почетных гостей? (из алюминия);
- В организме человека его содержится около 3 г. Из них примерно 2 г – в крови. Первоначально единственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержавшие его в чистом виде. На языке многих народов его называют “небесным камнем”. О чем идет речь? (о железе);
- Какое отношение имеет слово “пломба” к химии? (раньше образующуюся в зубе полость стоматологи заполняли свинцом – плюмбумом, а заполненную полость называли “плюмба”; со временем слово “плюмба” трансформировалось в “пломба”).
Жюри подводит итоги конкурса капитанов, заполняя таблицу:
Капитан команды |
Загадка Сфинкса |
Сумма баллов |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
||||
2 |
||||
3 |
Ведущий: Подходит к концу наш химический бал, и я предлагаю жюри огласить суммарный итог прошедших на балу конкурсов.
Жюри подсчитывают результативность каждой команды, заполняя таблицу:
Команда |
Тур |
Сумма баллов |
Место в зачете |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
Химия: Дорогие друзья! Я счастлива от встречи с каждым из Вас. Я горжусь Вашими знаниями и хочу наградить наиболее отличившихся на моем балу.
Королева вручает дипломы I, II, III степени командам, а также награждает памятными дипломами самых эрудированных, самых артистичных и т.п. гостей бала.