Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример тому.
Себастьян Брандт.
Тема. «Отрадно ли в доме твоём…»
Цель. Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.
Задача. Раскрыть значение межличностного общения в семье в развитии личностных качеств ребенка.
Форма проведения: информационно-аналитический лекторий.
Повестка собрания.
- Информация по теме собрания «Отрадно ли в доме твоём…».
- Результаты диагностики межличностных отношений в семье.
- План работы проекта «Я и моя семья».
- Итоги успеваемости за 3 четверть.
- Режим дня на каникулах. Техника безопасности в каникулярное время.
- Разное.
Ход собрания
1. Выступление по теме собрания
«Живут в тебе двое: Дух и Душа.
Мирно ли в доме твоём?
Хозяин ли Дух над телом своим?
Светла ли хозяйка – Душа?
Семь – я ли в семье твоей? Мирно ли в ней?
Отрадно ли в доме твоём?
Земля наша древняя, матушка Русь, -
Родная ли мать тебе?».
Сегодня мы с вами поговорим о семейном воспитании. Каждый из нас желает видеть своего ребёнка умным, внимательным, отзывчивым, ласковым, одним словом воспитанным. Но как этого добиться? Вот в чем вопрос.
Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению. Послушайте притчу.
Народная сказка-притча о Человеке-Пустоцвете
Любил тот человек петь, веселиться, но не мог долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий сад, с цветущего сада в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:
- Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками.
Удивился отец таким мудрым речам своего сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб.
- Может быть, это вы посадили дуб?
Склонил отец голову, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:
- Может быть, вы вырастили колос?
Ещё ниже опустил отец голову, молчит. Пришёл сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
- Отец, скажите мудрое слово…
А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не может. Ещё ниже опустил голову, молчит…
Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не даёт.
Как величайшее горе, бойтесь родители войти в жизнь пустоцветом. Чтобы не было стыдно перед сыном или дочерью за бесцельно прожитую жизнь. Мало родить, нужно ещё воспитать, воспитать личность значимую.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит общения. В суете повседневной жизни мы нередко не успеваем поговорить друг с другом о воспитании своих детей. Даже когда выпадает свободная минута – не всегда начнём разговор без предлога, без особого повода.
Тест «Давайте поговорим» (родители заполняют дома заранее)
Предлагаемый тест, может быть, поможет вам устранить препятствия на пути к разговору о воспитании.
папы |
|
мамы |
- надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей; |
||
- с детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей; |
||
- самостоятельность детей допустима в строгих пределах; |
||
- нельзя детей посвящать в разногласия взрослых; |
||
- надо требовать от детей немедленного повиновения; |
||
- нужно быть последовательным в своих требованиях к ребенку; |
||
- детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, |
Напротив позиций поставьте знак «+» или «-».
2. Результаты диагностики межличностных отношений в семье.
Детская проективная методика Рене Жиля. Энциклопедия психологических тестов.
Исследование сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятие внутрисемейных отношений. Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми. (Энциклопедия популярных психологических тестов. – Издательство «Арнадия», 1997. – 304 с., ил.)
1) Детям был предложен тест «Где себя нарисовать?»
Каждому ученику был дан лист с рисунком.
Пояснение учителя: «Вот стол, за которым сидят мама, папа, дедушка и бабушка. Нарисуй где сядешь ты».
Анализ работ показал, из 14 учащихся – 21% сядут рядом с бабушкой, 14% сядут рядом с дедушкой, 0,7% -с папой, 21% - с мамой. Это самые лучшие отношения у ребенка с теми из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Все остальные - 43,3% сядут на некотором расстоянии от членов семьи. Родителям этих учащихся следует обратить внимание на то, всё ли благополучно в семье, во взаимоотношениях между детьми и родителями, так ли уж хорошо и уютно ребенку в семье.
2) Второй тест «Обозначь свою комнату»
Каждый ученик получил листок с рисунком.
Пояснение учителя: «Ты вместе со своей семьёй будешь проводить каникулы в гостях, которые имеют большой дом. Папа с мамой уже заняли комнату. Выбери комнату для себя».
Работы ребят показали следующий результат: из 7 учащихся 2 класса выбрали комнату рядом с родителями – 2 чел., вторую комнату-3 чел, третью и четвёртую комнату по 1 чел.
Папа и мама |
28% |
42% |
14% |
14% |
Вывод: большая часть детей «поселилась» на расстоянии от родителей. Эти дети не так близки и открыты своим родителям. Родителям этих ребят следует задуматься над этим. В какой то степени изменить своё отношение к ребёнку, пересмотреть свой стиль воспитания.
3) Третий тест «На отдыхе»
Тест выполняли 7 учащихся 2 класса.
Работы учащихся показали следующий результат:
В окружении родителей |
Вдалеке от родителей |
4 человека |
3 человека |
Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.
Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.
Заповеди для родителей
- Всегда внимательно слушайте ребенка.
- Есть дети, на которых не повлияешь наказаниями, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
- Будьте примером во всем.
- Не унижайте ребенка.
- Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребенка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдаленном.
- Избегайте в общении с ребенком выражений, которые вызывают у него неприятие.
- Не вымогайте обещаний.
- Не потакайте прихотям.
- Относитесь к ребенку как к личности. (Родительские собрания в 3 – 4 классах / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова.)
3. План работы проекта «Я и моя семья»
Не секрет, жизнь сегодня тяжела на селе. В семьях все больше напряженных ситуаций, которые порождают неблагополучие, нервозность от социальных проблем. Отсюда вытекает детская грубость, недисциплинированность, что вызывает неврозы, снижают и притупляют познавательные возможности учащихся. На этом фоне исчезает теплота и сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Вы знаете, что 2008 год объявлен «Годом семьи». Я составила проект совместной деятельности семьи и школы. Действие проекта рассчитано на весь год. Данный проект я представляю вам.
Цель проекта: объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.
1) Диагностика межличностных отношений в семье.
2) Родительское собрание «Отрадно ли в доме твоём…»
3) Поисково- исследовательская работа «Я и моя семья».(Альбом).
План:
а) визитная карточка ученика;
б) родословное древо;
в) семейные традиции;
г) портфолио ученика;
д) мир моих увлечений;
е) мои друзья;
ж) моё отношение к окружающей среде.
4) Домашний недельный контроль техники чтения.
5) Моя семья в рисунках
6) Воскресный день семейного чтения.
7) Спортивно-развлекательная игра «Папа, мама, я – очень дружная семья».
8) Познавательно-оздоровительное занятие «Сладкая парочка: Тульский самовар и Чашечка».
4. Итоги успеваемости за 3 четверть
5. Режим дня на каникулах. Инструктаж по технике безопасности на период весенних каникул. Разное
6. Решение собрания
Полученную информацию принять к сведению. Придерживаться заповедей семейного воспитания. Усилить подготовку к переводным итоговым работам. Принять активное участие в проекте «Я и моя семья».