Урок окружающего мира по теме "Мы разные по внешнему миру и по возрасту", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Через образное мышление добиться целостного восприятия взаимодействия факторов среды и человека.
  2. Развитие умственных способностей и познавательных интересов к семье, к людям на планете.

Задачи:

  1. Рассмотреть многообразие рас и выявить сформировавшие их причины.
  2. Расширить представления детей о родственных связях.
  3. Воспитывает уважительное отношение между родственниками.

Автор: учитель начальных классов МОУ”Гимназия № 1”г.Сосновоборска Красноярского края Лариса Юрьевна Кожокарь.

Ход урока

1. Актуализация первичного опыта.

У.: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и с тем, как он влияет на развитие человека.

(На демонстрационном столе стоят бюсты первобытных людей).

– Ребята, вам знакомы эти представители ?

– Кто они? (Ответы детей)

(Ранее на уроках мы рассматривали их).

– А вот эти люди знакомы вам? (Стоят бюсты представителей трёх рас).

(Ответы детей)

– А на какие группы мы могли бы разделить их?

Учащиеся выходят и делят по-разному.

2. Восприятие новых знаний.

– Конечно, ребята, все вы правы по-своему, но сегодня нам на уроке более близка группировка, которую предложила нам Соня. (Дети предлагали следующие группы:

“русские и нерусские”,”светлая кожа и тёмная”,”разные волосы, глаза, цвет кожи”.

– Хотите узнать, как правильно и грамотно называется эта группировка?

– Раса.

– Попытайтесь, ребята, сами сделать вывод, что же такое раса.

(Предложения ребят: “это люди с одинаковыми волосами”, “это группа людей похожих цветом кожи, волосами”)

– Молодцы! Вы мне очень помогли. Раса – это группа людей, с определёнными внешними признаками, которые передаются из поколения в поколение.

– А почему появились эти признаки? (ответы детей)

– Верно, на все внешние признаки влияют климатические условия, в которых живут представители этих рас.

– Но ведь у этих представителей должно быть название. Кто мне поможет?

(С помощью детей выясняем названия рас: негроидная раса, монголоидная (азиатская), европеоидная расы.)

– А как вы думаете, где преимущественно живут представители этих рас?

(На доске висит карта полушарий, ребята прикрепляют картинки, на которых изображены представители этих рас. См. приложение <Рисунок 1, 2, 3>)

3. Связь учебного материала с жизненным опытом учащихся.

– Ребята, представьте такую жизненную ситуацию: к нам в класс пришел новенький мальчик-негр. Как вы его встретите?

(Ребята высказывают своё мнение на эту ситуацию)

– А сможете ли вы сразу определить, какой он будет человек– хороший или плохой. Как вы это выясните?

– Хорошо, спасибо, молодцы.

Физминутка (описание физминутки см. в приложении)

4. Работа по учебнику в группах.

– Откройте учебник (Н.Дмитриева “Мы и окружающий мир” 1-й класс) на странице 30-31 и помогите мне ответить на вопрос: Что разного в этих картинках и что их объединяет? Для этого я вас попрошу разойтись по своим группам. (Свои группы дети знают. Выслушивается мнения групп.)

– Ребята, а почему на странице 31 нарисовано так много народу? (Семья)

– А что значит для вас семья?

– Как вы понимаете слово “родственники”?

– Каких родственников вы знаете? (На доске появляется запись: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.

– Я так хотела увидеть ваших родственников и попросила вас принести свои семейные фотографии, спасибо. (Беседа по фотографиям)

– А почему на фотографии Ксюши бабушка сидит?

– Как мы должны относиться к старшим, к младшим?

5. Ролевая игра.

– А сейчас посмотрите сценку о жизненной ситуации, которую покажут вам девочки.(Бабушка подметает и просит внучку ей помочь. А внучка читает книгу и просит, что бы бабушка ей не мешала читать интересную книгу.)

– Ваше мнение ребята?

– А вы делаете как внучка?

6. Обобщение полученных знаний.

– Подходит к концу наш урок, и как всегда в наш “Мешочек знаний” мы складываем то, что нового и интересного узнали на уроке.

7. Рефлексия.

– У каждого на столах по два “глобусика” (см. Приложение, <Рисунок 4>) в красной кепке и зеленой. Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы не стеснялись отвечать, вопросы вас не затрудняли, то вы положите “глобусика”в зеленой кепке в тот конверт, где девочка улыбается, а если затруднялись, что-то было непонятно, то положите”глобусика”в конверт с мальчиком.

– Большое спасибо, ребята, за работу на уроке. Молодцы!