Цели урока:
- Через образное мышление добиться целостного восприятия взаимодействия факторов среды и человека.
- Развитие умственных способностей и познавательных интересов к семье, к людям на планете.
Задачи:
- Рассмотреть многообразие рас и выявить сформировавшие их причины.
- Расширить представления детей о родственных связях.
- Воспитывает уважительное отношение между родственниками.
Автор: учитель начальных классов МОУ”Гимназия № 1”г.Сосновоборска Красноярского края Лариса Юрьевна Кожокарь.
Ход урока
1. Актуализация первичного опыта.
У.: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и с тем, как он влияет на развитие человека.
(На демонстрационном столе стоят бюсты первобытных людей).
– Ребята, вам знакомы эти представители ?
– Кто они? (Ответы детей)
(Ранее на уроках мы рассматривали их).
– А вот эти люди знакомы вам? (Стоят бюсты представителей трёх рас).
(Ответы детей)
– А на какие группы мы могли бы разделить их?
Учащиеся выходят и делят по-разному.
2. Восприятие новых знаний.
– Конечно, ребята, все вы правы по-своему, но сегодня нам на уроке более близка группировка, которую предложила нам Соня. (Дети предлагали следующие группы:
“русские и нерусские”,”светлая кожа и тёмная”,”разные волосы, глаза, цвет кожи”.
– Хотите узнать, как правильно и грамотно называется эта группировка?
– Раса.
– Попытайтесь, ребята, сами сделать вывод, что же такое раса.
(Предложения ребят: “это люди с одинаковыми волосами”, “это группа людей похожих цветом кожи, волосами”)
– Молодцы! Вы мне очень помогли. Раса – это группа людей, с определёнными внешними признаками, которые передаются из поколения в поколение.
– А почему появились эти признаки? (ответы детей)
– Верно, на все внешние признаки влияют климатические условия, в которых живут представители этих рас.
– Но ведь у этих представителей должно быть название. Кто мне поможет?
(С помощью детей выясняем названия рас: негроидная раса, монголоидная (азиатская), европеоидная расы.)
– А как вы думаете, где преимущественно живут представители этих рас?
(На доске висит карта полушарий, ребята прикрепляют картинки, на которых изображены представители этих рас. См. приложение <Рисунок 1, 2, 3>)
3. Связь учебного материала с жизненным опытом учащихся.
– Ребята, представьте такую жизненную ситуацию: к нам в класс пришел новенький мальчик-негр. Как вы его встретите?
(Ребята высказывают своё мнение на эту ситуацию)
– А сможете ли вы сразу определить, какой он будет человек– хороший или плохой. Как вы это выясните?
– Хорошо, спасибо, молодцы.
Физминутка (описание физминутки см. в приложении)
4. Работа по учебнику в группах.
– Откройте учебник (Н.Дмитриева “Мы и окружающий мир” 1-й класс) на странице 30-31 и помогите мне ответить на вопрос: Что разного в этих картинках и что их объединяет? Для этого я вас попрошу разойтись по своим группам. (Свои группы дети знают. Выслушивается мнения групп.)
– Ребята, а почему на странице 31 нарисовано так много народу? (Семья)
– А что значит для вас семья?
– Как вы понимаете слово “родственники”?
– Каких родственников вы знаете? (На доске появляется запись: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.
– Я так хотела увидеть ваших родственников и попросила вас принести свои семейные фотографии, спасибо. (Беседа по фотографиям)
– А почему на фотографии Ксюши бабушка сидит?
– Как мы должны относиться к старшим, к младшим?
5. Ролевая игра.
– А сейчас посмотрите сценку о жизненной ситуации, которую покажут вам девочки.(Бабушка подметает и просит внучку ей помочь. А внучка читает книгу и просит, что бы бабушка ей не мешала читать интересную книгу.)
– Ваше мнение ребята?
– А вы делаете как внучка?
6. Обобщение полученных знаний.
– Подходит к концу наш урок, и как всегда в наш “Мешочек знаний” мы складываем то, что нового и интересного узнали на уроке.
7. Рефлексия.
– У каждого на столах по два “глобусика” (см. Приложение, <Рисунок 4>) в красной кепке и зеленой. Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы не стеснялись отвечать, вопросы вас не затрудняли, то вы положите “глобусика”в зеленой кепке в тот конверт, где девочка улыбается, а если затруднялись, что-то было непонятно, то положите”глобусика”в конверт с мальчиком.
– Большое спасибо, ребята, за работу на уроке. Молодцы!