Урок литературного краеведения по теме Л.В. Лапцуй "Радуга", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством ненецкого писателя, познакомить со стихотворением “Радуга”;
  • содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, развивать умение анализировать текст, находить в тексте эпитеты, сравнения, понимать замысел писателя;
  • воспитывать любовь к родному краю, уважение к культуре и традициям коренных народов.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Каждый охотник желает знать где сидит фазан

– знакома вам эта фраза?
– о чём она?
– что обозначает первая буква каждого слова?
– кто видел радугу? <Рисунок 1>
– вспомните свои ощущения, какое у вас было настроение?
– что такое радуга? когда она появляется?

(Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях)

<Рисунок 1>

3. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, а может кто-нибудь догадался как будет называться произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться

Тема урока: “Радуга” Леонид Васильевич Лапцуй (портрет) <Рисунок 2>

– Обратите внимание, какое доброе, открытое, улыбающееся лицо у этого человека
– А какие произведения Леонида Лапцуя вы можете назвать?
– О чём он пишет в своих произведениях?
– Вы правы, Леонид Лапцуй писал: “Тундра, я к тебе любви не прячу, да и разве может быть иначе”.

<Рисунок 2>

4. Первичное знакомство с текстом.

– Откройте учебник на странице …..
– Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Внимание: постарайтесь представить то, о чём говорится в стихотворении

– Кто-то может просто слушать, кто-то следить по учебнику, кому как удобно.
– Какие картины увидели?
– Какие разные картины предстали перед вами.
– Ребята, давайте выясним какую же радугу изобразил в своём стихотворении Леонид Лапцуй?

Цель урока: изучить, проанализировать стихотворение Леонида Лапцуя “Радуга”; выяснить какую радугу изобразил поэт в своём стихотворении.

– это главный вопрос нашего урока.

Прикрепить вопрос.

– ответить на него нам поможет последовательная работа с текстом.
– в ходе работы над стихотворением нам будут встречаться новые слова, их значение мы будем узнавать в словаре, который лежит перед каждым из вас.

Исполинский – необычайно большой

5. Повторное чтение. Анализ текста.

– Предлагаю вам прочитать 1 строфу и определить о каком периоде жизни вспоминает поэт;
– начинаем читать.

Чтение 1 строфы вслух

– Какой период жизни описывает поэт?
– Прочитайте 1-2 строчку, с чем сравнивает автор своё детство?
– Почему с островом? (остров – это участок суши, возможно детство для поэта-это островок его жизни)
– Как вы понимаете выражение “туманами повитым”? (детство уже прошло, оно где-то далеко, как будто в туманной дымке)
– С кем он сравнивает себя в детстве? Зачитайте
– Почему именно с этими животными? (он живёт в тундре, эти животные ему хорошо знакомы, он с детства любит их)
– Какое детство было у мальчика? почему?
– Автор пишет…(последние 4 строчки)
– А что такое аркан? (Приложение слайд 1)
– Посмотрите на слайд, чтобы точно закинуть аркан, необходимо правильно собрать его в кольца
– О чём мечтал автор, забрасывая аркан?
– А как вы понимаете строки: “добросить до дальнего, до выпуклого края?”
– В прямом или переносном значении употребил их автор? (забрасывая аркан, он хотел многому научиться, многого добиться в жизни).
– Прочитайте 2 строфу, подчеркните слова, которые обозначают названия красок.
– Возьмите в руки простые карандаши.
– Читаем вполголоса.

Чтение детьми 2 строфы

– Прочитайте вслух, выделите голосом подчёркнутые слова.
– Какими красками рисует автор эти строки?
– Посмотрите на палитру красок, вот красный, лиловый, каштановый, багровый, что вы о них можете сказать? Похожи эти цвета? все эти краски являются оттенками красного цвета

<Рисунок 3>

– Что поэт рисует этими красками? (северное сияние)
– Как вы понимаете слова “даль загоралась”? (изменилась, стала разноцветной)
– Посмотрите на слайд, когда на небе появляется северное сияние, оно действительно загорается тысячью цветов (Приложение слайд 2)
– Найдите и зачитайте какое тонкое сравнение использовал автор, с чем он сравнил северное сияние? (с покрывалом).
– Под покрывалом поэт подразумевает большой разноцветный национальный платок , который носят ненецкие девушки.
– Через какие строки выражает автор любовь к своему краю, зачитайте-как вы понимаете выражение: “любуется рот раскрыв”?
– Посмотрите как Леонид Лапцуй любит свой край, он восхищается его красотой, любуется раскрыв рот.
– На ваш взгляд соответствует детство и юность поэта этим краскам? почему?

<Рисунок 4>

Физминутка

– Встаньте на минутку.
– В детстве ненецкие дети в играх учатся многому, что пригодится им в жизни, давайте мы с вами тоже немного поиграем и поучимся забрасывать аркан, чтобы наш аркан полетел далеко необходимо правильно собрать его в кольца, собираем, а теперь размахиваемся и забрасываем далеко-далеко, ну-ка у кого аркан улетел дальше всех, давайте попробуем ещё раз, молодцы, понравилось?
– Найдите в 3 строфе ответ на вопрос: “о чём предупреждала мать маленького поэта”.

Чтение детьми 3 строфы про себя.

– О чём предупреждала мать сына? Зачитайте.
– Посмотрите какой радостный красный цвет в детстве, почему теперь его надо остерегаться?
– С чем автор сравнивает этот цвет? тоже красный цвет, но уже совершенно другой.
– Надвигалось тяжёлое грозовое время для страны.
– Вслушайтесь в эти строки, почувствуйте настроение.

Чтение 6 строк 4 строфы учителем.

– Какое настроение передаёт он в этих строках?
– О каком сиянии говорит автор? (о войне)
– Началась ВОВ
– Что вы знаете об этой войне? (Приложение слайд 3)
– Вся страна полыхала в страшном огне войны, все шли на фронт. Жители тундры: каждый охотник, каждый рыбак принимали участие в защите Родины. Вся непосильная мужская работа легла на плечи женщин и школьников-подростков. Леониду Лапцую было тогда 9 лет. Вспоминая о том времени, он писал: “Мы трудились самоотверженно. Помогали фронту. И в тылу жизнь не обходилась без жертв: болезни и голод уносили жизни многих моих друзей”.
– Какими красками рисует автор это время? Какую краску подразумевает он под словом яростно?
– Соответствуют ли эти краски военному времени?

<Рисунок 5>

Почему?

– На фронте и в тылу всеми усилиями народ приближал победу… и она наступила.
– Давайте обратимся к строкам, в которых автор говорит о победе, как мы будем их читать? (Читаем хором)
– Что такое эпоха? Давайте обратимся к нашему словарю, прочитайте значение этого слова.
– Значение какого слова вам ещё непонятно в этих строках? (сполохи) найдите и зачитайте его значение.
– О какой новой солнечной эпохе говорит автор?
– Много лет прошло, но память о войне жива в наших сердцах, в сердцах ветеранов этой войны, каждый год наша страна празднует День Победы, во всех городах запускают победный салют, посмотрите какой он красивый (Приложение слайд 4), кто видел победный салют в нашем городе? в нашем городе тоже проживают ветераны ВОВ, которые скоро будут принимать поздравления с праздником Защитников Отечества.

Физминутка

Леонид Лапцуй говорит о светлой солнечной эпохе.

Давайте отдохнём и попробуем дотянуться до солнышка, до первого лучика, до второго и т.д. кто выше всех, попробуем ещё раз…

– Продолжаем работу, предлагаю над 5 строфой поработать в группах.
– У каждой группы есть своё задание, внимательно прочитайте его, обсудите и приготовьтесь отвечать.
– Читая эту строфу, вам встретятся непонятные слова, не забудьте обратиться к словарю.
– Повернулись к своим группам, приступили к работе.

Чтение детьми 5 строфы

– Вы выполнили задание, давайте проверим.
– Какие незнакомые слова вам встретились? давайте прочитаем значение в словарях

1-2 группа (Приложение слайд 5)

– О каком полярном сиянии говорит в этих строках автор?

(О полярном сиянии победы, радости, новой жизни)

3-4 группы (Приложение слайд 6)

– Как относится автор к природе?
– В каких строках видна любовь поэта к природе, родному краю? Зачитайте.

(Говоря о победе, поэт не забывает о своём крае, на протяжении всего стихотворения и в этих строках тоже прослеживается любовь автора к природе).

5 группа (Приложение слайд 7)

– Как вы считаете одинаковое значение имеет слово аркан вначале и в конце стихотворения.
– Найдите эти строки, зачитайте, сравните. Докажите своё мнение.

(В детстве арканом поэт учился ловить оленей, в конце стихотворения поэт повзрослел, стал писать стихи и теперь в переносном значении аркан – это поэтическое слово, которым славит поэт достижения страны, достижения народа)Ю

6 группа (Приложение слайд 8)

– Выберите из двух рисунков полярное сияние, которое описывает автор. Докажите.
– Давайте сделаем вывод о чём же эти строки?

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

(О жизни нашего края, Ямала после войны, о том, что теперь перед каждым человеком открыты все дороги, мир на земле, летят в космос ракеты, и всё это дело рук человека).

– Леонид Лапцуй писал:

“Тот кто не ленится ходить шагами длинными,
Он многого достигнет в жизни многогранной”.

6. Итог.

– Ребята, посмотрите на доску какие краски использовал поэт вспоминая о детстве?
– А вот военное время, а здесь какие краски использует Леонид Лапцуй?
– И вот победа, какие здесь понадобились автору краски?
– Вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока: какую радугу изобразил поэт в своём стихотворении.
– Похожа ли радуга Леонида Васильевича Лапцуя на радугу, которая бывает в небе? Почему?

(Жизнь поэта наполнена красками, каждый цвет соответствует определённому этапу его жизни, это многоцветие его жизни, это его радуга жизни).

– Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали вопрос нашего урока рассыпался, мы нашли на него ответ?
– А сейчас я предлагаю вам поработать над выразительностью чтения 1 строфы.
– Вспомните, о каком периоде жизни вспоминает поэт в 1 строфе.
– С какой интонацией надо читать эти строки?
– А с какой громкостью?
– Какой темп нужно использовать при чтении?
– Кто хочет попробовать прочитать выразительно первую строфу этого стихотворения?

Творческая работа

– Мы с вами выяснили какую радугу изобразил поэт в своём стихотворении.
– А сейчас я предлагаю вам пофантазировать, каждому нарисовать свою радугу жизни, она может быть необычной формы, выберите свои цвета, на партах у вас лежат листы бумаги и мелки, пофантазируйте, нарисуйте свою радугу жизни, на это у вас есть 2 минуты.
– Закончили, давайте прикрепим ваши радуги на доску (открепите жёлтую часть скотча, прикрепите свою радугу на доску).
– Видите какая яркая палитра красок, на небе бывает одна радуга, у Леонида Лапцуя своя радуга, у каждого из вас своя, особенная радуга, не похожая на другие, а вместе это огромная радуга, радуга вашей жизни.

Д/З.

– Наш урок подходит к концу, на уроке мы с вами увидели какими красками рисовал поэт, дома я предлагаю ещё раз прочитать это стихотворение, постарайтесь услышать звуки этого произведения, а может кто-то почувствует даже запахи.
– Мне хочется присоединиться к вашим радугам и прикрепить свою, этой радугой я хочу показать своё отношение к нашему уроку, мне понравилось как вы работали, Саше……….. я хочу поставить оценку “5”.
– Свою радугу каждый из вас оставит на память о встрече с творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

– Молодцы, спасибо за урок. (Приложение слайд 9).