Цели:
- продолжить знакомство с творчеством ненецкого писателя, познакомить со стихотворением “Радуга”;
- содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, развивать умение анализировать текст, находить в тексте эпитеты, сравнения, понимать замысел писателя;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к культуре и традициям коренных народов.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Каждый охотник желает знать где сидит фазан
– знакома вам эта фраза?
– о чём она?
– что обозначает первая буква каждого слова?
– кто видел радугу? <Рисунок 1>
– вспомните свои ощущения, какое у вас было
настроение?
– что такое радуга? когда она появляется?
(Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях)
<Рисунок 1>
3. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, а может кто-нибудь догадался как будет называться произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться
Тема урока: “Радуга” Леонид Васильевич Лапцуй (портрет) <Рисунок 2>
– Обратите внимание, какое доброе,
открытое, улыбающееся лицо у этого человека
– А какие произведения Леонида Лапцуя вы
можете назвать?
– О чём он пишет в своих произведениях?
– Вы правы, Леонид Лапцуй писал: “Тундра, я к тебе
любви не прячу, да и разве может быть иначе”.
<Рисунок 2>
4. Первичное знакомство с текстом.
– Откройте учебник на странице …..
– Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Внимание: постарайтесь представить то, о чём говорится в стихотворении
– Кто-то может просто слушать, кто-то следить по
учебнику, кому как удобно.
– Какие картины увидели?
– Какие разные картины предстали перед вами.
– Ребята, давайте выясним какую же радугу
изобразил в своём стихотворении Леонид Лапцуй?
Цель урока: изучить, проанализировать стихотворение Леонида Лапцуя “Радуга”; выяснить какую радугу изобразил поэт в своём стихотворении.
– это главный вопрос нашего урока.
Прикрепить вопрос.
– ответить на него нам поможет
последовательная работа с текстом.
– в ходе работы над стихотворением нам будут
встречаться новые слова, их значение мы будем
узнавать в словаре, который лежит перед каждым из
вас.
Исполинский – необычайно большой
5. Повторное чтение. Анализ текста.
– Предлагаю вам прочитать 1 строфу и определить
о каком периоде жизни вспоминает поэт;
– начинаем читать.
Чтение 1 строфы вслух
– Какой период жизни описывает поэт?
– Прочитайте 1-2 строчку, с чем сравнивает автор
своё детство?
– Почему с островом? (остров – это участок суши,
возможно детство для поэта-это островок его
жизни)
– Как вы понимаете выражение “туманами
повитым”? (детство уже прошло, оно где-то далеко,
как будто в туманной дымке)
– С кем он сравнивает себя в детстве? Зачитайте
– Почему именно с этими животными? (он живёт в
тундре, эти животные ему хорошо знакомы, он с
детства любит их)
– Какое детство было у мальчика? почему?
– Автор пишет…(последние 4 строчки)
– А что такое аркан? (Приложение
слайд 1)
– Посмотрите на слайд, чтобы точно закинуть
аркан, необходимо правильно собрать его в кольца
– О чём мечтал автор, забрасывая аркан?
– А как вы понимаете строки: “добросить до
дальнего, до выпуклого края?”
– В прямом или переносном значении употребил их
автор? (забрасывая аркан, он хотел многому
научиться, многого добиться в жизни).
– Прочитайте 2 строфу, подчеркните слова, которые
обозначают названия красок.
– Возьмите в руки простые карандаши.
– Читаем вполголоса.
Чтение детьми 2 строфы
– Прочитайте вслух, выделите голосом
подчёркнутые слова.
– Какими красками рисует автор эти строки?
– Посмотрите на палитру красок, вот красный,
лиловый, каштановый, багровый, что вы о них можете
сказать? Похожи эти цвета? все эти краски
являются оттенками красного цвета
<Рисунок 3>
– Что поэт рисует этими красками? (северное
сияние)
– Как вы понимаете слова “даль загоралась”?
(изменилась, стала разноцветной)
– Посмотрите на слайд, когда на небе появляется
северное сияние, оно действительно загорается
тысячью цветов (Приложение слайд 2)
– Найдите и зачитайте какое тонкое сравнение
использовал автор, с чем он сравнил северное
сияние? (с покрывалом).
– Под покрывалом поэт подразумевает большой
разноцветный национальный платок , который носят
ненецкие девушки.
– Через какие строки выражает автор любовь к
своему краю, зачитайте-как вы понимаете
выражение: “любуется рот раскрыв”?
– Посмотрите как Леонид Лапцуй любит свой край,
он восхищается его красотой, любуется раскрыв
рот.
– На ваш взгляд соответствует детство и юность
поэта этим краскам? почему?
<Рисунок 4>
Физминутка
– Встаньте на минутку.
– В детстве ненецкие дети в играх учатся многому,
что пригодится им в жизни, давайте мы с вами тоже
немного поиграем и поучимся забрасывать аркан,
чтобы наш аркан полетел далеко необходимо
правильно собрать его в кольца, собираем, а
теперь размахиваемся и забрасываем
далеко-далеко, ну-ка у кого аркан улетел дальше
всех, давайте попробуем ещё раз, молодцы,
понравилось?
– Найдите в 3 строфе ответ на вопрос: “о чём
предупреждала мать маленького поэта”.
Чтение детьми 3 строфы про себя.
– О чём предупреждала мать сына? Зачитайте.
– Посмотрите какой радостный красный цвет в
детстве, почему теперь его надо остерегаться?
– С чем автор сравнивает этот цвет? тоже красный
цвет, но уже совершенно другой.
– Надвигалось тяжёлое грозовое время для страны.
– Вслушайтесь в эти строки, почувствуйте
настроение.
Чтение 6 строк 4 строфы учителем.
– Какое настроение передаёт он в этих строках?
– О каком сиянии говорит автор? (о войне)
– Началась ВОВ
– Что вы знаете об этой войне? (Приложение
слайд 3)
– Вся страна полыхала в страшном огне войны, все
шли на фронт. Жители тундры: каждый охотник,
каждый рыбак принимали участие в защите Родины.
Вся непосильная мужская работа легла на плечи
женщин и школьников-подростков. Леониду Лапцую
было тогда 9 лет. Вспоминая о том времени, он
писал: “Мы трудились самоотверженно. Помогали
фронту. И в тылу жизнь не обходилась без жертв:
болезни и голод уносили жизни многих моих
друзей”.
– Какими красками рисует автор это время? Какую
краску подразумевает он под словом яростно?
– Соответствуют ли эти краски военному времени?
<Рисунок 5>
Почему?
– На фронте и в тылу всеми усилиями народ
приближал победу… и она наступила.
– Давайте обратимся к строкам, в которых автор
говорит о победе, как мы будем их читать? (Читаем
хором)
– Что такое эпоха? Давайте обратимся к нашему
словарю, прочитайте значение этого слова.
– Значение какого слова вам ещё непонятно в этих
строках? (сполохи) найдите и зачитайте его
значение.
– О какой новой солнечной эпохе говорит автор?
– Много лет прошло, но память о войне жива в наших
сердцах, в сердцах ветеранов этой войны, каждый
год наша страна празднует День Победы, во всех
городах запускают победный салют, посмотрите
какой он красивый (Приложение
слайд 4), кто видел победный салют в нашем
городе? в нашем городе тоже проживают ветераны
ВОВ, которые скоро будут принимать поздравления
с праздником Защитников Отечества.
Физминутка
Леонид Лапцуй говорит о светлой солнечной эпохе.
Давайте отдохнём и попробуем дотянуться до солнышка, до первого лучика, до второго и т.д. кто выше всех, попробуем ещё раз…
– Продолжаем работу, предлагаю над 5 строфой
поработать в группах.
– У каждой группы есть своё задание, внимательно
прочитайте его, обсудите и приготовьтесь
отвечать.
– Читая эту строфу, вам встретятся непонятные
слова, не забудьте обратиться к словарю.
– Повернулись к своим группам, приступили к
работе.
Чтение детьми 5 строфы
– Вы выполнили задание, давайте проверим.
– Какие незнакомые слова вам встретились?
давайте прочитаем значение в словарях
1-2 группа (Приложение слайд 5)
– О каком полярном сиянии говорит в этих строках автор?
(О полярном сиянии победы, радости, новой жизни)
3-4 группы (Приложение слайд 6)
– Как относится автор к природе?
– В каких строках видна любовь поэта к природе,
родному краю? Зачитайте.
(Говоря о победе, поэт не забывает о своём крае, на протяжении всего стихотворения и в этих строках тоже прослеживается любовь автора к природе).
5 группа (Приложение слайд 7)
– Как вы считаете одинаковое значение имеет
слово аркан вначале и в конце стихотворения.
– Найдите эти строки, зачитайте, сравните.
Докажите своё мнение.
(В детстве арканом поэт учился ловить оленей, в конце стихотворения поэт повзрослел, стал писать стихи и теперь в переносном значении аркан – это поэтическое слово, которым славит поэт достижения страны, достижения народа)Ю
6 группа (Приложение слайд 8)
– Выберите из двух рисунков полярное сияние,
которое описывает автор. Докажите.
– Давайте сделаем вывод о чём же эти строки?
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
(О жизни нашего края, Ямала после войны, о том, что теперь перед каждым человеком открыты все дороги, мир на земле, летят в космос ракеты, и всё это дело рук человека).
– Леонид Лапцуй писал:
“Тот кто не ленится ходить шагами длинными,
Он многого достигнет в жизни многогранной”.
6. Итог.
– Ребята, посмотрите на доску какие краски
использовал поэт вспоминая о детстве?
– А вот военное время, а здесь какие краски
использует Леонид Лапцуй?
– И вот победа, какие здесь понадобились автору
краски?
– Вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале
урока: какую радугу изобразил поэт в своём
стихотворении.
– Похожа ли радуга Леонида Васильевича Лапцуя на
радугу, которая бывает в небе? Почему?
(Жизнь поэта наполнена красками, каждый цвет соответствует определённому этапу его жизни, это многоцветие его жизни, это его радуга жизни).
– Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали
вопрос нашего урока рассыпался, мы нашли на него
ответ?
– А сейчас я предлагаю вам поработать над
выразительностью чтения 1 строфы.
– Вспомните, о каком периоде жизни вспоминает
поэт в 1 строфе.
– С какой интонацией надо читать эти строки?
– А с какой громкостью?
– Какой темп нужно использовать при чтении?
– Кто хочет попробовать прочитать выразительно
первую строфу этого стихотворения?
Творческая работа
– Мы с вами выяснили какую радугу изобразил
поэт в своём стихотворении.
– А сейчас я предлагаю вам пофантазировать,
каждому нарисовать свою радугу жизни, она может
быть необычной формы, выберите свои цвета, на
партах у вас лежат листы бумаги и мелки,
пофантазируйте, нарисуйте свою радугу жизни, на
это у вас есть 2 минуты.
– Закончили, давайте прикрепим ваши радуги на
доску (открепите жёлтую часть скотча, прикрепите
свою радугу на доску).
– Видите какая яркая палитра красок, на небе
бывает одна радуга, у Леонида Лапцуя своя радуга,
у каждого из вас своя, особенная радуга, не
похожая на другие, а вместе это огромная радуга,
радуга вашей жизни.
Д/З.
– Наш урок подходит к концу, на уроке мы с вами
увидели какими красками рисовал поэт, дома я
предлагаю ещё раз прочитать это стихотворение,
постарайтесь услышать звуки этого произведения,
а может кто-то почувствует даже запахи.
– Мне хочется присоединиться к вашим радугам и
прикрепить свою, этой радугой я хочу показать
своё отношение к нашему уроку, мне понравилось
как вы работали, Саше……….. я хочу поставить
оценку “5”.
– Свою радугу каждый из вас оставит на память о
встрече с творчеством ненецкого поэта Леонида
Лапцуя.
– Молодцы, спасибо за урок. (Приложение слайд 9).