Урок изучения нового материала "Ветер". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Задачи урока:

  1. Продолжить формирование понятия об атмосфере как воздушной оболочке Земли. Сформировать элементарное понятие “ветер”, опираясь на представления учащихся; общеучебные навыки по наблюдению за ветром и атмосферным давлением.
  2. Использовать возможности предмета для развития логического мышления, зрительной памяти, умения выявлять причинно-следственные связи. Создать условия для выявления и реализации способностей ребят.
  3. Обучить элементарным практическим приемам определения направления и силы ветра.
  4. Увеличить двигательную активность детей на уроке (приклеивание листьев на “Дереве Мудрости”, составление схем “Ветер” и “Бриз”); создать условия, улучшающие зрительное восприятие учебного материала учащимися (размещение демонстрационного материала на различных поверхностях).

Оборудование урока:

Физическая карта полушарий; плакат “Дерево Мудрости”; набор листьев с заданиями для детей; опорный конспект “Ветер”; видео “Муссоны Дальнего Востока”, “Прогноз погоды”, “Ветряные мельницы”; таблички с терминами и словами (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята вы заметили, на доске прикреплено Дерево Мудрости. Когда вы входили в класс, ветерок проказник залетел в открытую дверь, и листочки с него разлетелись.

На листьях записаны вопросы. Ответив на них, мы поможем им вернуться на Дерево.

Начнем наш урок с небольшой загадки (беру первый листок). Попробуйте ее отгадать.

Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде-
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)

Молодцы! Справились с заданием! Первый листочек возвращаем на Дерево Мудрости. И тема нашего урока “Ветер”.

Цель нашего занятия выяснить, как образуется ветер, что является главной причиной его образования. Познакомимся со способами определения направления и силы ветра.

1. А сейчас мы повторим материал, который вы изучили на прошлом уроке. На оранжевых листьях записаны (смена позы на уроке; дети подходят, берут листочек) первые вопросы, на которые вы должны ответить.

  • Вспомните, что такое атмосферное давление?
  • Каким может быть атмосферное давление? В этом нам помогут листья Дерева Мудрости .

760 мм рт ст – нормальное атмосферное давление
763 мм рс тс – повышенное
759 мм рс тс – пониженное

После правильного ответа ученики возвращают листочки на “Дерево”.

  • На доске прикреплены таблички с названиями измерительных приборов. Вы должны назвать, что можно измерить с помощью каждого из них.

ТЕРМОМЕТР
БАРОМЕТР
АНЕРОИД
ОСАДКОМЕР

К этому списку мы еще добавим некоторые приборы в процессе работы на уроке.

После правильного ответа ученики возвращают листочки на “Дерево”.

II. Изучение нового материала

Мозговая атака.

Учитель: А теперь мы должны выяснить, что такое ветер и как он образуется. Я уверена , что эта тема для вас не новая. Вы все немного знаете о ветре.

Скажите, пожалуйста, каким может быть ветер?

Учащиеся: сильный, ураган, холодный, теплый, северный, западный и т.д.

Учитель: Подвожу итог и на доску прикрепляю таблички:

  • скорость (сила) ветра,
  • направление,
  • температура и влажность.

Учитель: Ребята, у нас с вами получился план урока.

А как вы думаете, что такое ветер?

Объяснение учителя: Воздух мы не видим, так как он прозрачен и бесцветен, но мы всегда можем сказать, что он есть, потому что чувствуем его движение.

Теперь мы выясним, как образуется ветер. Чтобы легче было работать высокое давление обозначим В, а низкое – Н. В процессе объяснения учитель составляет динамическую схему “Ветер” (рис. 1).

Рис. 1

– Итак, мы видим, что ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Главная причина возникновения ветра – разница в атмосферном давлении. Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.

Учитель: Опять обратимся к оранжевым листьям (смена позы на уроке для других детей) на которых указано атмосферное давление.

Определите, в какую сторону будет дуть ветер (если вы считаете что с вашей стороны, то должны будете подуть, если с моей то дую я)?

  • 769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст
  • 762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст
  • 758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Даны три пары цифр. Определите, при какой разности давления ветер будет сильнее? Почему ? ( задание для всех детей).

Учащиеся: 769 мм рт/ст > 758 мм рт/ст.

Учащиеся: 758 мм рт/ст < 761 мм рт/ст.

Учащиеся: 762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст. Ветер не образуется, так как разница в атмосферном давлении равна 0.

Учащиеся: В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.

После правильного ответа ученики возвращают листочки на “Дерево”.

Учитель: Подвожу итог. Правило: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер.

III. Объяснение нового материала

Учитель:: Каковы причины различия в давлении? Рассмотрим это на примере ветра, который образуется на берегу моря и называется бризом.

Суша днем нагревается быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее теплый воздух расширяется и, поднимается вверх, где растекается в стороны. Поэтому над сушей образуется область низкого давления. Море днем нагревается хуже, поэтому образуется область высокого давления. Более холодный и плотный воздух с моря дует на сушу. Образуется дневной бриз (рисунок 2). Ночью – наоборот.

Рис. 2

На берегах морей, крупных озер в течение суток ветер меняет направление два раза. Днем он дует с моря на сушу, а ночью с суши на море. Такой прибрежный ветер называется бризом. Он образуется потому, что над морем и сушей образуется разница в атмосферном давлении. На доску прикрепляю табличку с термином “бриз”. По этой же причине летним днем из леса веет прохладой на поле, появляется ветерок на берегу большой реки.

Таким же ярким примером образования ветра над большими пространствами суши и океана, является образование муссонов. На зеленых листьях записаны вопросы, на которые вы должны будете ответить после просмотра небольшого видеофрагмента (“Муссоны Дальнего Востока”).

  • Что означает слово “муссон”?
  • В каком направлении муссоны дуют зимой, и какими свойствами обладают?
  • В каком направлении муссоны дуют летом, и какими свойствами обладают?
  • Приведите примеры, в каких районах земного шара образуются муссоны.
  • Назовите общую причину образования ветров.

После правильного ответа ученики возвращают листочки на “Дерево”.

Ответы детей: Летом материк нагревается быстрее, чем океан (область пониженного давления). Над океаном образуется область высокого давления. Поэтому ветер дует с океана на сушу. Летний муссон приносит много влаги в виде дождя.

Ответы детей: Зимой суша быстро остывает, а океан сохраняет тепло. Поэтому ветер дует с суши. Зимой холодная, безоблачная, сухая погода.

Ответы детей: Муссоны распространены в юго-восточной части Евразии. В России муссоны выражены на юге Дальнего Востока.

Учитель: Итак, мы с вами доказали, что ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого. Он дует с разной силой.

  • Посмотрите в окно и скажите, есть ли сегодня ветер (чередование режимов работы с доской, книгой, телевизором, окном, что способствует профилактике близорукости)?
  • Сильный он или нет?
  • Как мы на первый взгляд можем определить силу ветра?
  • О скорости ветра можно судить по местным признакам: по отклонению деревьев, дыма из труб.

Ученые силу ветра определяют с помощью прибора АНЕМОМЕТРА (прикрепляю на доску табличку с термином).

Учитель дает дополнительную информацию: Фрэнсис Бофорт в 1806 году впервые предложил оценивать скорость (силу) ветра в баллах.

Учитель: На полу лежат красные листья. Давайте посмотрим, какое задание они приготовили для нас.

Что такое штиль и ураган? И как их силу оценивают по шкале Бофорта?

Откройте форзац в конце учебника. Посмотрите первый рисунок и скажите, что такое штиль и ураган.

Ответы детей: Штиль – полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 1 м/сек (0 баллов).

Ответы детей: Ураган – очень сильный ветер со скоростью более 29 м/сек., вызывающий сильные разрушения. Смерч, торнадо – скорость может достигать до 195м/сек. Этого достаточно, чтобы с корнем вырвать дерево.

После правильного ответа ученики возвращают листочки на “Дерево”.

Учитель: Один листочек у нас необычный. Он серого цвета. Этот листочек приготовил задания для мини групп.

Интерактивное упражнение для мини групп “Как называют ураганы?”

Класс делю на 4 группы (по две соседние парты). Группы получают текст и вопрос, на который они должны ответить (Приложение 2).

После ответов групп учитель возвращают листочек на “Дерево”.

Учитель: Мы видим, что ветер дует с разной силой.

Учитель: Красно-желтый лист с заданием для всего класса: Каждый день по телевидению мы слушаем прогноз погоды. Диктор использует такие понятия, как “северный” или “южный” и др. Объясните, почему диктор дает ветру такие названия. Например, “южный”.

Ответ детей: Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.

Учитель дает дополнительную информацию: “В каждой местности есть свои, преобладающие по силе и направлению ветры. А самое ветреное место на Земле в Антарктиде”.

  • Если это южный ветер, каким будет его основное свойство.
  • С помощью какого прибора можно узнать направление ветра.

Флюгер – прибор для определения направления ветра (прикрепляю табличку на доску).

IV. Закрепление изученного материала

Значение ветра для человека (вопросы на желтых листьях).

  1. Все вы знаете “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

В этих строках автор показывает значение ветра. Поясните, его значение в природе.

  1. По направлению ветра можно предсказать, как изменится погода. Поясните суть русской поговорки.
  • Сивер до полуночи потянет, шубу с кафтаном в одно место стянет.
  1. Просмотр видеофрагмента “Ветряные мельницы” (видеофрагмент из “Новостей” о сохранившихся деревянных ветряных мельницах в Нидерландах). Силу ветра с давних пор использовал человек. Столетия назад люди строили ветряные мельницы, пользовались парусными судами.

Сейчас в Голландии с помощью ветряных двигателей получают электрический ток для небольших населенных пунктов.

V. Итог урока

Учитель: Посмотрите, как изменилось наше “Дерево Мудрости”. Эта пышная крона дерева говорит о том, что вы молодцы, правильно ответили на все вопросы и поэтому получаете оценки “отлично”.

Дети замечают, что на доске остался еще один листочек.

VI. Домашнее задание

На красно-зеленом листочке записано домашнее задание: п.38. Класс разделила на две группы, которым даю дополнительное творческое задание.

  1. А знаете ли вы, где дуют следующие ветры: самум, фен, “гнилой” ветер?
  2. Найдите загадку или пословицу о ветре, которую вы сможете использовать на следующем уроке.

Запишите вопрос на листочке, чтобы крона нашего Дерева Мудрости стала еще пышнее.