Урок внеклассного чтения по теме "Произведения К.И. Чуковского для детей", 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить с творчеством писателя;
  • добиваться осознанного, выразительного чтения;
  • воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.

Ход урока

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

Знакомство с темой урока

Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг.

Исторический зал

Чуковский Корней Иванович (1882–1969): настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.

Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.

Загадки

Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(Коньки.)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа).

А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать.

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! –
Что это?
(Крапива.)

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало.)

Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер.)

(Слайд – загадки Чуковского. Приложение.)

О сказочнике Чуковском

– Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:

Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.

– А вот другой случай:

Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:

“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!”. Так Корней Чуковский стал сказочником. (Слайд – сказочник – Чуковский.)

– Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр.)

Слушание сказки в исполнении автора и просмотр (Слайдшоу)

– Кто выучил отрывок из этого произведения?

– Чему учит нас эта сказка?

– А для чего нужно соблюдать чистоту?

Муха Цокотуха

– Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – ее именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. Кто выучил отрывок из этой сказки?

– Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Друзья познаются в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.

Выставка книг, игра “Узнай сказку”

– Героями многих книг Чуковского является Крокодил. Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.

– А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
“Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше”.
(Телефон.)

– Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил.
(Бармалей.)

– Кто учил отрывки из этих произведений?

(Дети отвечают.)

– Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием “Бармалеева” и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный. – Кто учил отрывок из этой сказки?

– А каким становится Бармалей в конце сказки? (Добрым, добро побеждает зло.)

– А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное.
(Краденое солнце.)

– Кто приготовил отрывок из этой сказки?

– Долго – долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушеными грибами.
(Путаница.)

– А наши сказки тоже все перепутались. Помогите их угадать. (Слайдшоу “Угадай-ка”.)

– Кто может рассказать строчки из сказки “Айболит?

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

Сказка “Цыпленок”

– Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку “Цыпленок” и подумаем, чему же она нас учит. (Слайдшоу.) (Приложение)

Стихи Чуковского – переводчик

– Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи.

Например такие:

“Федотка”

Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка.
Только папа, да дедушка с бабушкой.

– Кто подготовил стихи Чуковского?

Итог урока

– С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились?

– Герои книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я понял, что…
  • Самым интересным для меня было…
  • Мне было непонятно...
  • Мне бы хотелось…

Телеграммы

  • Ай! Ай! Ай!
  • Мой зайчик попал под трамвай! (Айболит.)

  • Эй, пожарные, спешите!
  • Море синее тушите! (Путаница.)

  • Ой! Ой! Ой!
    Ой! Ой! Ой!
    Воротитеся домой! (Федорино горе.).
  • О! Спасите моржа!
    Вчера проглотил он ежа! (Телефон.)
  • Дорогие гости, помогите!
    Паука – злодея зарубите! (Муха Цокотуха.)

Домашнее музыкальное задание

(Волшебные сказки.)