Цели урока:
- познакомить с творчеством писателя;
- добиваться осознанного, выразительного чтения;
- воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.
Ход урока
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Знакомство с темой урока
Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг.
Исторический зал
Чуковский Корней Иванович (1882–1969): настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.
Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.
Загадки
Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(Коньки.)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа).
А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать.
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! –
Что это?
(Крапива.)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало.)
Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер.)
(Слайд – загадки Чуковского. Приложение.)
О сказочнике Чуковском
– Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.
– А вот другой случай:
Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!”. Так Корней Чуковский стал сказочником. (Слайд – сказочник – Чуковский.)
– Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр.)
Слушание сказки в исполнении автора и просмотр (Слайдшоу)
– Кто выучил отрывок из этого произведения?
– Чему учит нас эта сказка?
– А для чего нужно соблюдать чистоту?
Муха Цокотуха
– Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – ее именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. Кто выучил отрывок из этой сказки?
– Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Друзья познаются в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
Выставка книг, игра “Узнай сказку”
– Героями многих книг Чуковского является Крокодил. Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.
– А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
“Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше”.
(Телефон.)
– Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил.
(Бармалей.)
– Кто учил отрывки из этих произведений?
(Дети отвечают.)
– Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием “Бармалеева” и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный. – Кто учил отрывок из этой сказки?
– А каким становится Бармалей в конце сказки? (Добрым, добро побеждает зло.)
– А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное.
(Краденое солнце.)
– Кто приготовил отрывок из этой сказки?
– Долго – долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушеными грибами.
(Путаница.)
– А наши сказки тоже все перепутались. Помогите их угадать. (Слайдшоу “Угадай-ка”.)
– Кто может рассказать строчки из сказки “Айболит?
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.
Сказка “Цыпленок”
– Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку “Цыпленок” и подумаем, чему же она нас учит. (Слайдшоу.) (Приложение)
Стихи Чуковского – переводчик
– Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи.
Например такие:
“Федотка”
Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка.
Только папа, да дедушка с бабушкой.
– Кто подготовил стихи Чуковского?
Итог урока
– С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились?
– Герои книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Самым интересным для меня было…
- Мне было непонятно...
- Мне бы хотелось…
Телеграммы
- Ай! Ай! Ай!
Мой зайчик попал под трамвай! (Айболит.)
- Эй, пожарные, спешите!
Море синее тушите! (Путаница.)
- Ой! Ой! Ой!
Ой! Ой! Ой!
Воротитеся домой! (Федорино горе.).
- О! Спасите моржа!
Вчера проглотил он ежа! (Телефон.)
- Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите! (Муха Цокотуха.)
Домашнее музыкальное задание
(Волшебные сказки.)