Урок русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • закрепить и обобщить знания об имени существительном;
  • развивать наблюдательность, память, речь учащихся; воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • плакат с деревом,
  • плоды с названиями частей речи,
  • картинки животных,
  • перфокарты,
  • сигнальные карточки,
  • плакат с текстом,
  • картина леса,
  • лукошки,
  • Эколобок,
  • костёр,
  • мусор,
  • эмблемы Эколобка,
  • три грибочка,
  • предметные картинки,
  • тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

- Дети! Сегодня мы идём в поход. Догадались куда?

/Вывешиваю дерево./

- Это чудо-дерево. А чтобы на нём выросли плоды, нужно вспомнить изученные вами части речи. Назовите их.

/Дети называют изученные части речи, учитель крепит к дереву плоды с названиями частей речи/

- Вот сколько частей речи вы уже знаете. А сегодня мы будем повторять одну из них. Отгадайте, какую?

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- Правильно. Сегодня на уроке мы повторим имя существительное и его грамматические признаки.

3. Нахождение имён существительных в тексте.

- Чтобы не заблудиться в лесу, дорогу нам будет указывать Эколобок - защитник природы.

/Вывешиваю на доску Эколобка/

- Эколобок разговаривать не умеет, поэтому написал на плакате. Давайте прочитаем, что он хотел сказать.

/Вывешиваю плакат. Дети читают./

Сегодня ты гость природы. Не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в чужом доме. В нём много своих жильцов и правил. Выполняй их!

- Найдите в тексте имена существительные. Докажите. Какой вывод можно сделать?

/Вывешиваю кластер. Приложение 1./

4. Словарная работа.

- Катится Эколобок, катится, а навстречу ему лесные жители. Отгадайте, кто? Все отгадки - словарные слова.

1)

Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу.
(Медведь)

2)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока)

3)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц )

- Вспомните, как пишутся эти слова. Там, где опасные места, выросли грибочки.

за     ц

м     дведь

с     рока

- Покажите пропущенные буквы сигнальными карточками. Запишите слова в столбик. Какой частью речи являются эти слова? Как вы определили? Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Сделайте вывод.

/Дополняю кластер/

- Определите род имён существительных. /Проверка/

- Как изменяются имена существительные? Укажите число имён существительных. В каком числе стоят имена существительные? Измените их так, чтобы они стояли во множественном числе. Запишите их во второй столбик.

/Взаимопроверка/

5. Физминутка.

1. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.

Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от неё
Никуда не денешься.

2. И. п. - руки вверх, в замок. Наклоны туловища - "рубить дрова".

Занимаешься костром -
Поработай топором.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

3. И. п. - о. с. Махи руками вверх и вниз.

Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

6. Самостоятельная работа.

- Катится Эколобок, катится и вдруг на дорожке увидел лукошки.

- Повторим род имён существительных. Три человека будут собирать картинки в лукошко. Наполнить лукошко надо картинками со словами нужного рода. А остальные дети будут работать по перфокартам - карточкам с окошками. Напротив каждого слова поставьте крестик в том окошке, какого оно рода.

/Самоконтроль./

7. Работа по развитию речи. Составление предложения из слов.

- Катится Эколобок, катится и прикатился на зелёную полянку.

- Ой, ребята, что случилось с Эколобком? Какой-то он больной. А почему?

/Ответы детей./

- Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принёс лесу и его обитателям. Видно не знает он правил Эколобка. Давайте поможем лесной поляне, очистим её от мусора. Может и Эколобок поправится.

/На доске выставлены слова: солнечной, на, появилась, зелёная, полянке, травка. Дети составляют из слов предложение. Проводится игра "Зажги огоньки" (повторение изученных орфограмм). Письмо по памяти./

8. Физминутка.

4. И. п. - руки к плечам. Полуприседы, руки в стороны.

А туристские заданья -
Все сплошные приседанья.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

5. И. п. - руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево.

Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

6. Ходьба на месте.

На спине огромный дом,
Ходит с нами он пешком.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.

9. Разбор слов по составу.

- Посмотрите, ребята, поправился ли наш Эколобок? Почему? (Нет, потому что в лесу развели костёр и не потушили)

- Чем опасен костёр в лесу? Ответы детей.

- Чтобы потушить костёр, нужно выполнить задания, записанные на язычках пламени.

/Разбор слов по составу: тропка, лесник, поход, ягодка, грибок, гнёздышко.

Ученики по очереди разбирают эти слова у доски и в тетрадях./

- Посмотрите, с Эколобком произошло чудо. Какие вы молодцы! Помогли не только Эколобку, но и природе.

- Катится Эколобок, катится. Ой, ребята, на пути три тропинки впереди.

10. Разноуровневое задание. Работа по учебнику ( с.125, упр. 545)

- Сравните тропинки. Поэтому и задания на них тоже разного уровня. Каждый оценит свои знания сам, выбрав свою тропинку.

Выписать 5 имён существительных из текста.

  • На "3" - длинная тропинка - указать род имён существительных.
  • На "4" - средняя тропинка - указать род и число имён существительных.
  • На "5" - короткая тропинка - указать род, число, одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

- Встретимся в школе.

/Дети работают самостоятельно/

11. Дополнительный материал.

Тесты по теме " Имя существительное". Приложение 2.

1. Имя существительное обозначает

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет

Ключ: в

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

Ключ: б

3. К именам существительным относятся:

а) конфета, слон

б) весёлый, домашняя

в) скачет, поёт

Ключ: а

4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

а) что?

б) кто?

в) что делает?

Ключ: б

5. К неодушевлённым именам существительным относятся:

а) собака, девочка

б) корова, стул

в) пенал, школа

Ключ: в

6. Имена существительные единственного числа:

а) дятел, заяц

б) дятлы, зайцы

в) дятел, зайцы

Ключ: а

7. Имена существительные среднего рода:

а) стул, пальто

б) пальто, перо

в) цветок, окно

Ключ: б

8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

а) среднего рода

б) женского рода

в) мужского рода

Ключ: б

12. Итог урока.

13. Рефлексия.

- Ребята, какая была погода на уроке?

/Вывешиваю три облака./

- Какое облако вам больше всего понравилось?

14. Выставление оценок. Вручение эмблем Эколобка.

15. Домашнее задание. С.130, упр.571.

Приложение 1

Приложение 2