Цель:
- закрепить и обобщить знания об имени существительном;
- развивать наблюдательность, память, речь учащихся; воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- плакат с деревом,
- плоды с названиями частей речи,
- картинки животных,
- перфокарты,
- сигнальные карточки,
- плакат с текстом,
- картина леса,
- лукошки,
- Эколобок,
- костёр,
- мусор,
- эмблемы Эколобка,
- три грибочка,
- предметные картинки,
- тесты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
- Дети! Сегодня мы идём в поход. Догадались куда?
/Вывешиваю дерево./
- Это чудо-дерево. А чтобы на нём выросли плоды, нужно вспомнить изученные вами части речи. Назовите их.
/Дети называют изученные части речи, учитель крепит к дереву плоды с названиями частей речи/
- Вот сколько частей речи вы уже знаете. А сегодня мы будем повторять одну из них. Отгадайте, какую?
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- Правильно. Сегодня на уроке мы повторим имя существительное и его грамматические признаки.
3. Нахождение имён существительных в тексте.
- Чтобы не заблудиться в лесу, дорогу нам будет указывать Эколобок - защитник природы.
/Вывешиваю на доску Эколобка/
- Эколобок разговаривать не умеет, поэтому написал на плакате. Давайте прочитаем, что он хотел сказать.
/Вывешиваю плакат. Дети читают./
Сегодня ты гость природы. Не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в чужом доме. В нём много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Найдите в тексте имена существительные. Докажите. Какой вывод можно сделать?
/Вывешиваю кластер. Приложение 1./
4. Словарная работа.
- Катится Эколобок, катится, а навстречу ему лесные жители. Отгадайте, кто? Все отгадки - словарные слова.
1)
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
2)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока)
3)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц )
- Вспомните, как пишутся эти слова. Там, где опасные места, выросли грибочки.
за ц
м дведь
с рока
- Покажите пропущенные буквы сигнальными карточками. Запишите слова в столбик. Какой частью речи являются эти слова? Как вы определили? Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Сделайте вывод.
/Дополняю кластер/
- Определите род имён существительных. /Проверка/
- Как изменяются имена существительные? Укажите число имён существительных. В каком числе стоят имена существительные? Измените их так, чтобы они стояли во множественном числе. Запишите их во второй столбик.
/Взаимопроверка/
5. Физминутка.
1. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от неё
Никуда не денешься.
2. И. п. - руки вверх, в замок. Наклоны туловища - "рубить дрова".
Занимаешься костром -
Поработай топором.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
3. И. п. - о. с. Махи руками вверх и вниз.
Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
6. Самостоятельная работа.
- Катится Эколобок, катится и вдруг на дорожке увидел лукошки.
- Повторим род имён существительных. Три человека будут собирать картинки в лукошко. Наполнить лукошко надо картинками со словами нужного рода. А остальные дети будут работать по перфокартам - карточкам с окошками. Напротив каждого слова поставьте крестик в том окошке, какого оно рода.
/Самоконтроль./
7. Работа по развитию речи. Составление предложения из слов.
- Катится Эколобок, катится и прикатился на зелёную полянку.
- Ой, ребята, что случилось с Эколобком? Какой-то он больной. А почему?
/Ответы детей./
- Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принёс лесу и его обитателям. Видно не знает он правил Эколобка. Давайте поможем лесной поляне, очистим её от мусора. Может и Эколобок поправится.
/На доске выставлены слова: солнечной, на, появилась, зелёная, полянке, травка. Дети составляют из слов предложение. Проводится игра "Зажги огоньки" (повторение изученных орфограмм). Письмо по памяти./
8. Физминутка.
4. И. п. - руки к плечам. Полуприседы, руки в стороны.
А туристские заданья -
Все сплошные приседанья.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
5. И. п. - руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево.
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
6. Ходьба на месте.
На спине огромный дом,
Ходит с нами он пешком.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
9. Разбор слов по составу.
- Посмотрите, ребята, поправился ли наш Эколобок? Почему? (Нет, потому что в лесу развели костёр и не потушили)
- Чем опасен костёр в лесу? Ответы детей.
- Чтобы потушить костёр, нужно выполнить задания, записанные на язычках пламени.
/Разбор слов по составу: тропка, лесник, поход, ягодка, грибок, гнёздышко.
Ученики по очереди разбирают эти слова у доски и в тетрадях./
- Посмотрите, с Эколобком произошло чудо. Какие вы молодцы! Помогли не только Эколобку, но и природе.
- Катится Эколобок, катится. Ой, ребята, на пути три тропинки впереди.
10. Разноуровневое задание. Работа по учебнику ( с.125, упр. 545)
- Сравните тропинки. Поэтому и задания на них тоже разного уровня. Каждый оценит свои знания сам, выбрав свою тропинку.
Выписать 5 имён существительных из текста.
На "3" - длинная тропинка - указать род имён
существительных.
- Встретимся в школе.
/Дети работают самостоятельно/
11. Дополнительный материал.
Тесты по теме " Имя существительное". Приложение 2.
1. Имя существительное обозначает
а) признак предмета
б) действие предмета
в) предмет
Ключ: в
2. Имя существительное отвечает на вопросы
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
Ключ: б
3. К именам существительным относятся:
а) конфета, слон
б) весёлый, домашняя
в) скачет, поёт
Ключ: а
4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:
а) что?
б) кто?
в) что делает?
Ключ: б
5. К неодушевлённым именам существительным относятся:
а) собака, девочка
б) корова, стул
в) пенал, школа
Ключ: в
6. Имена существительные единственного числа:
а) дятел, заяц
б) дятлы, зайцы
в) дятел, зайцы
Ключ: а
7. Имена существительные среднего рода:
а) стул, пальто
б) пальто, перо
в) цветок, окно
Ключ: б
8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные
а) среднего рода
б) женского рода
в) мужского рода
Ключ: б
12. Итог урока.
13. Рефлексия.
- Ребята, какая была погода на уроке?
/Вывешиваю три облака./
- Какое облако вам больше всего понравилось?
14. Выставление оценок. Вручение эмблем Эколобка.
15. Домашнее задание. С.130, упр.571.