Экологический утренник "Берегите землю!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • прививать бережное отношение к природе;
  • воспитывать любовь к родному краю;
  • способствовать развитию творческих способностей.

Оформление:

Запись песни “Мы едем, едем, едем”, голоса птиц, танец лягушат, “Ай да береза”, муляжи грибов, Красная книга, песенка “Улыбка”, макет избушки, выставка поделок из природного материала, костюмы: лягушонка, березы.

Действующие лица:

Ведущий.
Хозяйка леса.
Лягушка.
Белочка.
Аленушка.
Иванушка.
Дядя Ваня.

Ход утренника

Хозяйка леса:

Всех на праздник мы зовем.
Потанцуем и споем
В синеву, в синеву
Песенка летит.
Веселей, веселей солнышко светит.

Ведущий: Сегодня ребята мы все вместе совершим путешествие в природу.

(Звучит песня “Мы едем, едем, едем”. Все выстраиваются по-цепочке. Звучат голоса птиц.)

1-й чтец:

Здравствуй лес дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на зоре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

2-й чтец:

Здравствуй, поле и лесок
Здравствуй, небо ясное
Здравствуй, речка и песок
Здравствуй лес прекрасный.

(Исполняется “танец Лягушат”.)

Хозяйка леса: Ребята посмотрите, танцуют лягушата. Два танцуют, а один сидит. Ты, почему не веселишься? Посмотри, как весело отплясывают твои братишки.

Лягушонок: Тут недавно… (плачет), они обижали (плачет).

Хозяйка леса: Ребята лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались почему. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу. Хочешь, они тебе расскажут об этом?

3-й чтец:

Берегите землю.
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на ветке землянике,
На тропинках солнечные блики,
На камнях танцующего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным раздольем,
Ласточку, мелькающую в жито,
Берегите землю! Берегите!

Хозяйка леса: Вот видишь, эти ребята настоящие друзья природы. Я думаю, они еще много знают о природе.

Лягушонок: Тогда я им загадаю загадки.

Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)

Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету
Растет, цветет она все лето
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда.
(Трава.)

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает.
(Дождь.)

Есть один такой цветок
Не вместить его в венок
На него подуй слегка –
Был цветок, и нет цветка.
(Одуванчик.)

Лягушонок: Молодцы! Порадовали вы меня. Много знаете о природе. Берегите ее. Развеселился я с вами, а теперь мне пора.

(Появляется береза.)

Хозяйка леса: Кто ты?

Береза: Угадайте?

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег
Кудрява, а не волос.

Хозяйка леса: Ребята вы угадали, кто это?

Дети: Береза.

Береза: Правильно.

Хозяйка леса: Ребята, а давайте споем нашей березке песню.

(Все встают в хоровод, в середине Березка. Звучит песня “Ай да береза” (сл. Агаджанова, муз. Т. Потпненко).)

Мы вокруг березки ходим, встанем в хоровод.
Радостно и звонко каждый запоет.

Припев:

Ай да березка, белый ствол
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем
У березки стройной пляску заведем.

Припев.

К вечеру мы дружно, скажем ей, прощай!
Ты без нас березка в поле не скучай.

Припев.

Хозяйка леса: Вот теперь действительно можно сказать, что лес, это самое прекрасное место на земле.

(Появляется Аленушка.)

Аленушка: Здравствуйте, ребята! Не поможете ли вы в беде моей? Собирала я грибы да дикие яблоки, а братец мой, Иванушка, убежал куда-то и не откликается. Может он среди вас?

Дети: Нет, его здесь не было.

Аленушка: Где же он, шалун такой? Может сам прибежит. Усталая, посижу и грибы переберу. Помогите мне отделить съедобные грибы от поганок.

1-й чтец:

Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки.
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся.
Раз поганки здесь растут
Значит белый тоже тут.

2-й чтец:

А под елкой, а под елкой, кто-то спрятался в иголках.
В темной шляпке набекрень, боровик укрылся в тень.

3-й чтец:

А лисички и волнушки – те подальше от опушки.
Водят яркий хоровод, кто увидит – тот возьмет.

4-й чтец:

А веселые ребята – тонконогие опята,
Притаились возле пня, и кричат “Ищи меня”!

5-й чтец:

Нам и лето, нам и осень, чудеса всегда приносит.
Но грибы, что дарит лес, это чудо из чудес!

Проводится игра “Сбор грибов”.

На полу рассыпаны муляжи грибов. Два ребенка с завязанными глазами собирают грибы в корзинки. После окончания сбора грибы считаются. Победил тот, у кого больше в корзине.

(Появляется Иванушка.)

Иванушка: Как весело! Сколько ребят! (Подходит к выставке поделок.) А что это за поделки? Кто их смастерил?

Хозяйка леса: Это работы ребят. Какая тебе больше всего нравится?

Иванушка: Да они все красивые! Нельзя даже глаз отвести.

1-й ребенок: Ой, смотрите, ползет жук!

2-й ребенок: Фу, какой противный, сейчас я его. /хочет раздавить жука/

Хозяйка леса: Стой, давай у ребят спросим, можно ли давить жуков?

Дети: Нет, они приносят пользу лесу, перерабатывают отмершую траву. Есть еще жуки, которые уничтожают вредителей.

1-й чтец:

Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски
Но в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком
Я с ним третий год знаком
Это счастье если жук
И тебе не враг, а друг.

Хозяйка леса: Ловить, давить, собирать для коллекции жуков мы не будем, а лучше поиграем.

Проводится игра “Жук-жучище”.

Иванушка: Ребята, когда я шел по лесу, то видел избушку, пойдемте посмотрим.

Хозяйка леса: Я знаю эту избушку.

Лапы елок прикрыли избушку.
Где живет дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку –
Всех приветливо встретит старик
Дядя Вася про птиц нам расскажет
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.

(Все подходят к домику. Выходит дядя Вася, садится на пенек и начинает свой рассказ.)

Дядя Вася:

Лес не только для нашей забавы.
Он – богатство нашей страны
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орех и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сочка.
Люби цветы, леса
Простор полей –
Все, что зовется Родиной своей!

Хозяйка леса: А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?

1-й чтец: Лес – наше богатство!

2-й чтец: Лес – дом для зверей и птиц.

3-й чтец: Лес – кладовая, отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы!

4-й чтец: Лес – зеленый наряд нашей планеты!

Хозяйка леса: Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей. Знаете ли вы, что каждая сова уничтожает за один год 1 тысячу грызунов? А если учесть, что каждая мышь съест в год 1 кг зерна, то значит. одна сова спасает в год тонну зерна. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. Летучая мышь, за час своей охоты съедает 160–170 комаров.

Природа – это наше богатство, ее надо беречь.

1-й чтец:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

2-й чтец:

Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

(Из Красной книги зачитываются о редких растениях и животных.)

Хозяйка леса: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы! В лесах, степях, горах, живут разные животные – будем охранять наши леса, степи, горы! А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину! Скажем хором: “До свидания поле, до свидания лес, тихое раздолье полное чудес! А на прощание давайте все вместе споем песенку “Улыбка”.