Цель:
- совершенствовать навыки количественного и
порядкового счета;
- довести до сознания детей закономерность: если
стало больше, значит, прибавляли; если стало
меньше, значит, вычитали;
- повторить состав чисел 4, 5, 6, 7;
- развивать логику, мышление, внимание,
воображение;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- прививать любовь к литературе.
Оборудование:
- картинки с изображением сказочных
героев;
- таблица с математическими правилами;
- таблицы с составом числа;
- геометрический материал;
- “Веселый поезд” (круговые примеры).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, девиз нашего урока: “Считай, смекай, отгадывай”. Урок – необычный. К нам сегодня пришли ваши старые знакомые - герои сказок и мультфильмов. Пришли они не с пустыми руками. Они все с собой принесли для вас математические задания. Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, а по каким, вы сами будете называть. И так, угадайте, как зовут нашего первого гостя.
III. Устный счет.У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына!
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? ( Буратино)
а) - Буратино уже ходил в школу к Мальвине. Но там он не изучил математические правила, которые успели выучить вы. Давайте ему расскажем их (на доске таблица).
а + 1 (если к числу прибавить 1, то
получится следующее число)
а – 1 (если из числа вычесть 1, то получится
предшествующее число)
а – а (если из числа вычесть это же число, то
получится 0)
а + 0 (если к какому-то числу прибавить 0, то
получится это же число)
а - 0 (если из какого-то числа вычесть 0, то
получится это же число)
в) - Угадайте следующего нашего гостя.
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
- Карлсон приготовил для вас игру, но чтобы с ней справиться, нам надо вспомнить состав чисел 4, 5, 6, 7 (таблички в виде домиков данных чисел).
Игра “Угадай-ка”.
4+3=7 (слагаемые перевернуты, дети отгадывают, какие там могли спрятаться числа. После того, как угадали, дети читают пример разными способами).
IV. Работа в тетрадях.
- Отгадайте, из какой сказки следующий наш гость?
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три поросенка”)
- Но к нам сегодня пришел на урок только Нуф-Нуф, т. к. он себе летом построил дом из камней, а его братья – Ниф-Ниф и Наф-Наф, с наступлением холодов замерзать стали, вот и не смогли прийти к нам в гости. Они утепляют сегодня свои домики. Ведь зима-то не за горами.
Нуф-Нуф хочет посмотреть ваши тетрадочки. Давайте покажем ему, как мы уже научились писать.
- Посмотрите, что у вас прописано? (Числа 67 и 76).
- Дайте характеристику каждого числа.
- Из каких цифр состоит?
- Почему называют двузначным?
- Чем эти числа похожи и чем отличаются друг от друга?
V. Арифметический диктант.- Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее ….(лиса).
- Вы много знаете сказок. Вспомните названия тех сказок, где одной из героинь является лиса. (Дети называют сказки).
- Лиса у нас не простая, а математическая. Она приготовила для вас очень трудное задание. Сейчас будем писать арифметический диктант.
Дети открывают тетради со словами:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
а) - Какое число предшествует числу 6?
- Какое число следует за числом 6?
- 3 увеличить на 1.
- 7 уменьшить на 2.
- запишите число, которое на 2 больше 4.
- чему равна сумма чисел 5 и 2.
- первое слагаемое 3, второе – такое же. Запишите сумму.
в) Взаимопроверка.
VI. Физкультминутка.- Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел? (утята). Они очень любят петь и танцевать. Сегодня они приглашают вас на танец маленьких утят. (Танец утят под музыку).
VII. Решение примеров и неравенств.- Следующая наша гостья, прежде чем попасть к нам на урок, очень испугалась в лесу. Она со страха даже имя свое забыла. Давайте подскажем, как ее зовут.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Ну-ка, скажи нам имя ее. (Красная Шапочка)
- Красная Шапочка принесла с собой примеры и неравенства. Сейчас мы их будем решать. Надо записать их в два столбика. В первом будут равенства, а во втором - неравенства.
4-1*1 |
7-1*6 |
2+2*4 |
2+2*6 |
7-1*5 |
3+2*7 |
2+2*6 |
4-1*3 |
- К нам спешит веселый друг и поет песенку.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
У меня румяный бок
А зовусь я… ( Колобок).
- Какой формы наш Колобок?
- А какие еще вы знаете геометрические фигуры?
- Колобок сам с виду то простоват, а задание приготовил трудное. Вам надо в ромбике провести один отрезок так, чтобы:
1-ый ряд – получилось два треугольника.
2-ой ряд – получился один треугольник и многоугольник.
3-ий ряд – получилось два четырехугольника.
IX. Итог урока.- Наш урок подходит к концу. Нашим сказочным героям пора возвращаться в свои сказки, да вот беда, у поезда вагоны перепутались и теперь надо помочь машинисту собрать состав. Для этого нам необходимо решить круговые примеры.
7 – 3 |
4+2 6 – 1 |
5 – 4 |
1+3 |
4 – 2 |
2+5 |
- Почему в ответе получилось 7? (потому что примеры круговые)
- Прочитайте, какое слово получилось? (Молодцы!)