Цель: закрепить свойства нахождения корня квадратного из произведения и частного.
Задачи:
Обобщающие - закрепить понятие арифметического квадратного корня, свойства квадратного корня, корень из произведения и частного, закрепление и повторение знаний свойств функций и их графиков:.
Развивающие – развитие вычислительных навыков и творческих способностей, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, формировать умение анализировать явление, описанное на графическом языке, привитие интереса к науке математике.
Воспитательные – формировать умение коллективной работы, развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при построении графика.
План урока:
- Организация – 3 мин.
- «Умники и умницы» – 10 мин.
- КВН и «Царь горы» – 3 мин.
- «Поле чудес» – 15 мин.
- «Колесо истории» – 5 мин.
- Итоги и награждение – 5 мин. Резерв – 4 мин.
Оборудование:
- Четыре (шесть) карточки с заданиями по нахождению корня квадратного из произведения и частного на 3 варианта и в жюри с ответами. (приложение1).
- Карточки 4 шт. с заданиями к математической эстафете. (приложение2).
- «Страницы» ОРТ.
- Магнитофон, запись вступительных частей на телевизионные программы: «Поле чудес», «Колесо истории», «Умники и умницы», «КВН Конкурс капитанов», «Царь горы», «Звездный час».
- Буквы на «Поле чудес» с ответами на другой стороне. (приложение 3).
- Магнитные доски, 3 шт.
Оформление доски:
- Тема урока: «Квадратный корень из произведения и частного».
- Число дата.
- Задания для капитанов.
- Магнитные доски для букв.
Задание командам:
Класс разбивается на 3 команды по 8 человек, за неделю до урока командам дается задание:
- Выбрать название, капитана команды.
- Приготовить на больших листах графики функций: повторить их свойства.
- Приготовить выступления: «Из истории жизни…» математиков: Н.И. Лобачевский, Блез Паскаль, Франсуа Виет.
Ход урока
1. Организация – 3 мин.
Учитель: - Сегодня, ребята, у нас урок – путешествие по играм ОРТ.
- Путешествуя, на каждой станции, мы должны выполнить алгебраическое задание по теме: «Квадратный корень из произведения и частного». Также на уроке повторим с вами свойства функций: .
- Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. Все, кто любит тайны, загадки, приключения. Все, кто любознательны, трудолюбивы, настойчивы.
- Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость и тогда победа будет за вами. Успехов Вам!
Представление команд: название, капитаны.
(Например: команда «Парабола», капитан: Коротких Саша).
Представление жюри:
Ученицы и ученики 11 класса.
Оценка наивысшая – 3 балла.
2. Умники и умницы – 10 мин.
Звучит музыка – вступление из этой передачи.
Учитель: - Отправляемся на передачу, (на доске вешается страничка передачи «Умники и умницы»). На этой передаче показывают свои знания. Расскажите и вы о своих функциях.
Ответы учеников:
1 команда, у = х2.
Графиком функции является парабола.Свойства:
|
2 команда, .
Графиком является гипербола.Имеет смысл только при х ≠ 0.
Свойства:
|
3 команда, .
Графиком является ветвь параболы.Имеет смысл только при x > 0.
Свойства:
|
Во время ответов учитель внимательно следит за речью детей.
Максимальная оценка – 7 баллов.
3. КВН, конкурс капитанов. Царь горы - 3мин.
Звучит музыка – вступление из этих передач.
Учитель: - А теперь командам придется разделиться, капитаны будут выполнять свое задание, а команды отправятся на игру «Царь горы». На доске вывешиваются страницы игр.
Задание капитанам на доске:
1 2 3
-(2)•(-1)•0•1•...•7•8
5 - 4•0 + 10•1 - 3
Учитель: - Мне кажется, что все приведенные выражения имеют смысл. Согласны ли вы со мной?
Ответы:
- 2 и 4 не имеют смысл, т.к. корень из отрицательного числа и деление на 0 не существуют.
- 2 и 3 не имеют смысла.
- 1 и 2 не имеют смысла.
Оценивается в 5 баллов.
Учитель: - Все остальные участники отправляются на игру «Царь горы», пока думают капитаны.
- Посмотрим, какая из команд вперед правильно выполнит задание: (приложение2).
((√100 + √64 - √81 + 2√9 - √144) · 3√4 + √8 · √2) : 4 = 11
Пока команды вычисляют, проверяем капитанов.
Конкурс «Царь горы» оценивается в 6 баллов.
Жюри подводит итоги за конкурсы.
4. Поле чудес – 15 мин.
Звучит музыка вступление к передаче «Поле чудес». На доске вешается страница «Поле чудес».
Учитель: - Вы должны узнать, о каких математиках идет речь.
Задание 1 команде:
Учитель: - Многие знаменитые математики мира на протяжении 20-ти веков старались решить проблему «Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через данную точку».
Задания | Ответы | |
---|---|---|
60 | Л | |
108 | О | |
0,15 | Б | |
6 | А | |
Ч | ||
Е | ||
270 | В | |
28 | С | |
К | ||
0,5 | И | |
0,6 | Й |
Задание 2 команде:
Учитель: - Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные сложной тайнописью. Один математик смог найти ключ к шифру. Инквизиция объявила математика дьяволом. Приговорила к сожжению на костре. Но он был лучшим адвокатом в городе и люди спрятали его, не выдав властям.
Задания | Ответы | |
---|---|---|
80 | Ф | |
105 | Р | |
0,12 | А | |
5,4 | Н | |
С | ||
У | ||
240 | А | |
48 | В | |
3 | И | |
0,7 | Е | |
1,5 | Т |
Задание 3 команде:
Учитель: - Он настолько рано стал интересоваться математикой, что отец запретил ему. Самостоятельно нашел доказательство теорем Евклида в 14 лет, а в 15 лет написал трактат о конических сечениях. В 16 лет доказал теорему, которую cейчас изучают в институтах и университетах.
Задания | Ответы | |
---|---|---|
40 | Б | |
104 | Л | |
0,11 | Е | |
37,8 | З | |
5 | П | |
А | ||
560 | С | |
30 | К | |
А | ||
1,5 | Л | |
1,25 | Ь |
Учитель: - Чтобы узнать фамилии этих ученых надо выполнить задания. (задания - приложение1, ответы - приложение3)
- На парте учителя лежат карточки с ответами. Найдите свою карточку и прикрепите к магнитной доске с номером вашей команды.
Оценивание конкурса – 10 баллов.
5. Колесо истории.
Включается музыка из передачи «Колесо истории». На доске прикрепляется страница «Колесо истории».
Учитель: - А теперь отправимся на передачу «Колесо истории», посмотрим, как вы выполнили домашнее задание: приготовить истории жизни Лобачевского, Паскаля и Виета. Выслушаем Вас.
- Франсуа Виет
- Блез Паскаль
- Н.И. Лобачевский
Рефераты ребят прилагаются.
Оценка – 3 балла.
6. Итог урока - 5 мин.
Учитель: - Итак, жюри подводит итоги.
Награждается выигравшая команда. Это могут быть медальки, сделанные своими руками.
- Давайте подведем итог урока, ответив на вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Понравился ли вам урок?
- Чем мы занимались на уроке?
- Хотелось бы закончить урок словами княгини Галицыной Евдокии Ивановны, женщиной, которую любил А.С. Пушкин (закончила школу с золотой медалью, организовала салон встречи ученых, но любимая наука – математика, которую и преподавала в университетах).
Гармония чисел, гармония линий,
мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада
кружева формул – сердцу награда.
Но путь к ней не ровен –
От впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум блекущий,
Тот путь бесконечный осилит идущий.
Резерв - 4 мин.
Если останется время, можно отправиться на игру «Звездный час».
За 1 мин надо составить как можно больше слов в единственном числе и именительном падеже из словосочетания:
КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ
Выигрывает та команда, которая составит больше слов.