Вид урока: знакомство с новым материалом.
Тип урока: урок-экскурсия.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент
2. Словарная работа
На доске слово:
Родина |
– Ребята, как по-другому называется наша Родина?
Россия |
– Следующее слово спрятано в ребусе:
(столица)
– Государство, в котором мы живем – Россия.
– А что такое государство?
– Назовите столицу России.
-Запишите себе в словарь следующие слова:
Родина, Россия, столица, Москва.
-Сколько слогов в каждом слове, переносов?
3. Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части
– Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие по Москве.
(на доске рисунки с изображением Москвы)
– Прочитайте текст №1 (у каждого на парте), вставляя пропущенные слова.
– Можно назвать это текстом? Почему? Что такое текст?
– Запишите получившийся текст себе в тетрадь
“ …… – столица нашей Родины. Часто приезжают в…… друзья из разных стран. Вечером улицы и площади …… заливает море огней”.
– Выпишите столбиком слово “Москва” так, как оно звучит в предложениях.
Москва
Москву
Москвы
– Выделить изменяющуюся часть в рамочку
На доске плакат: “Изменяемая часть слова называется окончанием”.
- Распознавание форм одного и того же слова
На парте текст №2.
– Найдите в тексте существительное, которое называет один и тот же предмет.
В Москве много мостов. По мостам мчатся машины. Идут по мосту пешеходы.
– Выпишите их в столбик.
мостов
мостам
мосту
– Выделите ту часть слова, которая не изменяется.
– Как она называется.
– Что такое корень?
– Укажите ту часть слова, которая изменяется.
– Как она называется?
– Назовите начальную форму этого слова (мост).
– В слове “мост” – нулевое окончание
5. Игра (физкультминутка)
– Я называю существительное. Когда вы услышите существительное с нулевым окончанием, хлопните в ладоши.
– Девочки, конь, слоны, верблюд, окна, птицы, салют, пенал, двери, ученик.
- Наблюдение над ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении
- Синтаксический разбор
- Упражнения в распознавании форм одного и того же слова
– Прочитайте то, что написано на доске.
Люди любуются московскими мосты.
– Что вам здесь не нравится и почему?
– Связаны ли эти слова друг с другом по смыслу?
– Какое из этих слов по смыслу связано, а по форме нет?
– Что нужно сделать со словами “мосты”, чтобы оно и по форме было связано с другими словами? – Измените окончание.
– Что у нас получилось?
– Что такое предложение?
– Запишите предложение, выделите окончание. Как вы думаете, для чего служит окончание в слове “мостами”?
На доске: Окончание служит для связи слов в предложении.
Люди любуются московскими мостами.
– Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите части речи.
(По времени используются один или все три текста. Тексты на слух или на парте. По желанию учителя.)
-Вы прослушаете текст о музеях.
В Москве более 60 музеев – исторических, научных, военных, художественных, литературных. Самый посещаемый музей – Государственная Третьяковская галерея. В этом музее хранятся картины выдающихся художников.
– Выписываем однокоренные слова.
музеев
музей
музее
– Какое окончание в слове “музей”? Выделите в оставшихся словах изменяющуюся часть слова.
– Как она называется?
2.
– А сейчас отгадайте загадку:
“Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней”.
(книга)
– В следующем тексте речь пойдет о…
В Москве тысячи библиотек. Множество книг занимают полки библиотек. Здесь вы всегда отыщете нужную книгу. Кто-то возьмет книги, необходимые ему для работы, а кому-то она нужна для приятного и полезного отдыха.
Ученик у доски выписывает слова
книг
книгу
книги
– Выделите ту часть слова, которая изменяется.
– Как она называется?
– Что такое окончание?
– Какое окончание в слове “книг”?
– В Москве много учреждений, где люди могут отдохнуть, получить эстетическое удовольствие, расширить свой кругозор.
– Давайте вспомним, где мы с вами были? (дельфинарий, цирк, театр им. Сац ...).
3.
– Слушаем дальше рассказ о Москве и ее театрах.
Москва славится своими театрами. Многие люди стремятся попасть в Большой, Малый театры, Современник.
– Выпишем однокоренные слова.
театрами
театры
театру
– Выделите окончание.
– Что такое окончание?
– Для чего служит окончание?
9. Итог урока
– Чему вы учились сегодня на уроке?
– Какая часть слова называется окончанием? (Чтение хором с доски первого определения).
– Для чего служит окончание? (Чтение хором второго определения).
– Есть ли окончание существительных конь, стол? Как оно называется?
– Что еще понравилось на уроке?
– Что нового узнали?
– Ребята, кто знает, как называют людей, которые любят свою Родину, интересуются ее историей? (патриоты).
– Сегодня я умышленно не ставила вам оценки по ходу урока. Я очень довольна вашей работой, поэтому каждый из вас сейчас получит в руки оценку вашего труда. Пока я раздаю ваши оценки, вы прочтите про себя то, что написано на обратной стороне.
Чтение хором
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье мы найдем,
Его в рамочку возьмем.
– Я очень довольна вашей работой на уроке, поэтому домашнего задания сегодня не будет.