Урок-путешествие "Однородные члены предложения", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами И, А, НО и без союзов;
  • Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы; умению анализировать; выделять сходство и различие, группировать, классифицировать, обосновывать логику доказательства; развивать речь и мышление;
  • Формировать нравственные, эстетические качества личности школьника.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма: урок – путешествие.

Оборудование: учебник “Русский язык” Иванов, рабочая тетрадь, индивидуальный – раздаточный материал, маршрут пути.

  1. Организационный момент.
  2. - Наш фрегат “Отличный” отправляется в плавание по океану “Русский язык”. Маршрут нашего пути на доске. Первый остров – “Чистописания”, второй – “Подумай”, третий – “Я сам”, четвёртый – бухта “Отдыха”, пятый – “Умная книга”, шестой – остров “Словарик”, седьмой – порт “Домашний”.

    Начинаем путешествие.

  3. Чистописание.

На доске записаны слова:

КАЧАЛСЯ ШУМЕЛ ЛЕС

  • Определите, какую букву мы будем писать на чистописании. (Л)

Пишу на доске с комментированием.

ЛлЛ ЛлЛ ЛлЛ

ле ли лю ля

ала ело ылы улу

  • В чём различие первой и второй строки? (в 1 – л`,во второй – л)
  • Отправляемся в плавание и на пути встречаем остров “Подумай”.
  1. Работа по теме урока.
  • Подумайте и составьте предложение из данных слов. (Лес качался, шумел.)

От ветра лес качался, шумел.

  • запишите предложение в тетрадь и у доски.
  • Что интересного в этом предложении: (однородные члены)
  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Подчеркните однородные члены, составьте схему.
  • Как связаны между собой однородные члены?
  • Составьте предложение так, чтобы в нём был союз И.

От ветра лес качался и шумел.

  • Запишите его в тетрадь и у доски.
  • Составьте схему.
  • Вспомните, когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?
  • Сегодня мы продолжим работу над темой “Однородные члены предложения”.

Задание.

  • На доске записаны предложения без знаков препинания. Надо подчеркнуть однородные члены, поставить знаки препинания.

Выполняется у доски.

ЯБЛОКИ БЫЛИ КРУПНЫЕ СОЧНЫЕ ВКУСНЫЕ

МЕДВЕДЬ ЗА ЛЕТО ОТЪЕЛСЯ ПРИГОТОВИЛ БЕРЛОГУ

ГРАЧ И СКВОРЕЦ – ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

  • Составьте схемы к данным предложениям.
  • Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?

Плывём к острову “Я сам”.

  • На этом острове выполняете задание самостоятельно, на карточках.

Задание.

Даны предложения без союзов. Подберите союз, где надо поставь знаки препинания. Составь схему.

ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

ЛЮБИТ КОШКА РЫБКУ В ВОДУ ЛЕЗТЬ НЕ ХОЧЕТ.

РЕБЯТА СЛЫШАЛИ СТУК ДВЕРЬ ОТКРЫТЬ ПОБОЯЛИСЬ.

Проверка по эталону.

(Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Любит кошка рыбку, а в воду лезть не хочет.

Ребята слышали стук, но дверь открыть побоялись.)

Задание.

-На доске схема предложения. Составьте устно предложение.

 , а

  • Наш фрегат держит курс на остров “Отдых”.
  1. Физкультминутка.

Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.

  • Мы отправляемся к острову “Умной книги”.
  1. Работа по учебнику.

Упражнение №1.

Продолжение ряда однородных членов. Выполняется письменно. Внимание на слова для справок.

Проверка: слова рать и аршин лишние, поскольку по смыслу не подходят ни одному из предложений. Значение слов: аршин – русская мера длины, рать –

 

  • Виднеется остров “Словарик”.
  1. Словарно – орфографическая работа.
  • На доске записаны с лова с пропущенными буквами.

М Л КО, В Р БЕЙ, В РОНА, Г РОД, К РОВА, М РОЗ, Х Р ШО, Д РОГА, М Л ТОК,

ОК Л .

  • Что объединяет данные слова? (Пропущена безударная гласная О, встречается сочетание –ОЛО-, -ОРО– )
  • Девочки пишут слова с сочетанием – оло-, а мальчики – оро-.

-Подплываем к острову “Домашний”.

  1. Домашнее задание.

Упражнение №2.

  • Наше плавание сегодня по бескрайнему океану “Русский язык” закончилось.
  1. Итог урока.
  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Как связаны между собой однородные члены?
  • Когда однородные члены разделяются запятой?

 

Маршрут фрегата “Отличный”.

Дополнительно.

Работа с сильными учениками.

По карточкам.

  • Составьте свои предложения, соответствующие схемам:

Работа с учениками, нуждающимися в педагогической поддержке.

По карточкам.

  • Соотнеси предложение со схемой.

МЫ СТОЯЛИ У КОСТРА И СМОТРЕЛИ НА ОГОНЬ.

БЕЛЫЙ И РОВНЫЙ СВЕТ НАПОЛНЯЛ КОМНАТУ.

ПТИЦА МЕДЛЕННО ПОДНЯЛАСЬ, НО НЕ УЛЕТЕЛА.