Цель:
- Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами И, А, НО и без союзов;
- Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы; умению анализировать; выделять сходство и различие, группировать, классифицировать, обосновывать логику доказательства; развивать речь и мышление;
- Формировать нравственные, эстетические качества личности школьника.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма: урок – путешествие.
Оборудование: учебник “Русский язык” Иванов, рабочая тетрадь, индивидуальный – раздаточный материал, маршрут пути.
- Организационный момент.
- Чистописание.
- Наш фрегат “Отличный” отправляется в плавание по океану “Русский язык”. Маршрут нашего пути на доске. Первый остров – “Чистописания”, второй – “Подумай”, третий – “Я сам”, четвёртый – бухта “Отдыха”, пятый – “Умная книга”, шестой – остров “Словарик”, седьмой – порт “Домашний”.
Начинаем путешествие.
На доске записаны слова:
КАЧАЛСЯ ШУМЕЛ ЛЕС
- Определите, какую букву мы будем писать на чистописании. (Л)
Пишу на доске с комментированием.
ЛлЛ ЛлЛ ЛлЛ
ле ли лю ля
ала ело ылы улу
- В чём различие первой и второй строки? (в 1 – л`,во второй – л)
- Отправляемся в плавание и на пути встречаем остров “Подумай”.
- Работа по теме урока.
- Подумайте и составьте предложение из данных слов. (Лес качался, шумел.)
От ветра лес качался, шумел.
- запишите предложение в тетрадь и у доски.
- Что интересного в этом предложении: (однородные члены)
- Какие члены предложения называются однородными?
- Подчеркните однородные члены, составьте схему.
- Как связаны между собой однородные члены?
- Составьте предложение так, чтобы в нём был союз И.
От ветра лес качался и шумел.
- Запишите его в тетрадь и у доски.
- Составьте схему.
- Вспомните, когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?
- Сегодня мы продолжим работу над темой “Однородные члены предложения”.
Задание.
- На доске записаны предложения без знаков препинания. Надо подчеркнуть однородные члены, поставить знаки препинания.
Выполняется у доски.
ЯБЛОКИ БЫЛИ КРУПНЫЕ СОЧНЫЕ ВКУСНЫЕ
МЕДВЕДЬ ЗА ЛЕТО ОТЪЕЛСЯ ПРИГОТОВИЛ БЕРЛОГУ
ГРАЧ И СКВОРЕЦ – ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
- Составьте схемы к данным предложениям.
- Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?
Плывём к острову “Я сам”.
- На этом острове выполняете задание самостоятельно, на карточках.
Задание.
Даны предложения без союзов. Подберите союз, где надо поставь знаки препинания. Составь схему.
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
ЛЮБИТ КОШКА РЫБКУ В ВОДУ ЛЕЗТЬ НЕ ХОЧЕТ.
РЕБЯТА СЛЫШАЛИ СТУК ДВЕРЬ ОТКРЫТЬ ПОБОЯЛИСЬ.
Проверка по эталону.
(Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Любит кошка рыбку, а в воду лезть не хочет.
Ребята слышали стук, но дверь открыть побоялись.)
Задание.
-На доске схема предложения. Составьте устно предложение.
, а
- Наш фрегат держит курс на остров “Отдых”.
- Физкультминутка.
Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
- Мы отправляемся к острову “Умной книги”.
- Работа по учебнику.
Упражнение №1.
Продолжение ряда однородных членов. Выполняется письменно. Внимание на слова для справок.
Проверка: слова рать и аршин лишние, поскольку по смыслу не подходят ни одному из предложений. Значение слов: аршин – русская мера длины, рать –
- Виднеется остров “Словарик”.
- Словарно – орфографическая работа.
- На доске записаны с лова с пропущенными буквами.
М Л КО, В Р БЕЙ, В РОНА, Г РОД, К РОВА, М РОЗ, Х Р ШО, Д РОГА, М Л ТОК,
ОК Л .
- Что объединяет данные слова? (Пропущена безударная гласная О, встречается сочетание –ОЛО-, -ОРО– )
- Девочки пишут слова с сочетанием – оло-, а мальчики – оро-.
-Подплываем к острову “Домашний”.
- Домашнее задание.
Упражнение №2.
- Наше плавание сегодня по бескрайнему океану “Русский язык” закончилось.
- Итог урока.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как связаны между собой однородные члены?
- Когда однородные члены разделяются запятой?
Маршрут фрегата “Отличный”.
Дополнительно.
Работа с сильными учениками.
По карточкам.
- Составьте свои предложения, соответствующие схемам:
Работа с учениками, нуждающимися в педагогической поддержке.
По карточкам.
- Соотнеси предложение со схемой.
МЫ СТОЯЛИ У КОСТРА И СМОТРЕЛИ НА ОГОНЬ.
БЕЛЫЙ И РОВНЫЙ СВЕТ НАПОЛНЯЛ КОМНАТУ.
ПТИЦА МЕДЛЕННО ПОДНЯЛАСЬ, НО НЕ УЛЕТЕЛА.