"Рельеф и полезные ископаемые Краснодарского края, изменения человеком литосферы своей местности", география, 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока

  1. Сформировать знания об основных формах рельефа края: создать образ Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа.
  2. Изучить состав полезных ископаемых края, их размещение.
  3. Выяснить, какие формы рельефа образовались в результате хозяйственной деятельности человека на территории Таманского полуострова.
  4. Формирование умения работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; а также умений конкретизировать и систематизировать знания.
  5. Воспитание любви к Родине, чувства прекрасного.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал: физическая и тектоническая карты, индивидуальный рабочий лист урока (Приложение 2);настенная физическая ката Краснодарского края; видеофрагмент «Тхач» («Живые легенды» студия ЮДИКС»),автор Д. Слесаренко).

Тип урока: с элементами практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие

Слайд 1. «Тема урока»

Слайд 2. «Цели урока»

Определение темы и целей урока, концентрация внимания учащихся на индивидуальный раздаточный материал (Приложение 2), формы работы на уроке и еёоценивание.

2. Проверка знаний:

Работа с физической картой Краснодарского края у доски.

  • В какой части России находится Краснодарский край, покажите его на карте России?
  • С какими субъектами РФ (областями, краями) граничит?
  • Граничит ли край с зарубежными государствами? Если да, то какими?
  • Назовите крайние точки края, покажите их на карте.

3. Изучение новой темы:

Учитель: Итак, приступим к изучению новой темы «Рельеф и полезные ископаемые края».

Слайд 3.«Эпиграф»

Здесь миллионы лет назад
Огромное море плескалось,
Но время шло, а нынче оно
В поэзии скал лишь осталось».

Актуализация знаний:

Миллионы лет назад на территории Краснодарского края располагался огромный океан Тетис. Сейчас в это трудно поверить, потому что разнообразие природных условий настолько необычно, что удержать в мысленном взоре все ландшафты края очень нелегко даже старожилу и знатоку. Но мы всё же попробуем разобраться в разнообразии рельефа края.

  1. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).
  2. Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).
  3. Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).
  4. Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).

Слайд 4. «Тектоническая карта-схема»

Совершенно верно: разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края.

Задание классу: выполните задание 1 рабочего листа. (Чтение задания вслух. Работа с тектонической картой на слайде и в атласе, а также с рис.1 рабочего листа. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель помогает в случае затруднения наводящими вопросами).

Вопросы к заданию:

  • Какая структура расположена на север территории края, а какая на юге?
  • Какая часть края древнее, южная или северная?
  • Какие ещё тектонические структуры имеются на территории?

Учитель:

Скифская плита лежит в основании равнин и предгорий края. Её возраст от 250 до 470 миллионов лет. Активные тектонические движения закончились 300 миллионов лет назад. Сверху она перекрыта мощным слоем осадочных пород мезозойской и кайнозойской эры. Южный край плиты претерпел погружения, погружается незаметно и сейчас, образуя единый обширный нефтегазоносный прогиб (Концентрирует внимание на тектоническую карту).

Мы выяснили, какие тектонические структуры лежат в основании территории края, а теперь выясним, какие формы рельефа соответствуют данным структурам.

Задание классу: проанализируйте физическую карту края и назовите крупную равнину, расположенную на ней: выполните задание 2 рабочего листа. (Учащиеся анализируют физическую карту, отвечают: Азово-Кубанская равнина и Кавказские горы. Показывают на физической карте у доски, подписывают формы рельефа в контурной карте рабочего листа).

Слайд 5. «Азово-Кубанская равнина»

Учитель: (Работа со слайдом). Что собой представляет Азово-Кубанская равнина? Во-первых, она является продолжением Восточно-Европейской равнины на севере и на востоке прерывается отрогами Ставропольской возвышенности. Её высота = 156 м над уровнем моря. Азово-Кубанская равнина наклонена к Азовскому морю и на юг. Скажите, какие низменности она включает и где они расположены. (Прикубанскую, Приазовскую и Закубанскую равнину). Обратите внимание, что Приазовская низменность опускается на 2 - 3 мм в год.

Задание классу: выполнение задание 2 и подпишите элементы рельефа в контурную карту.

(Учащиеся продолжают выполнять задание 2 в контурной карте)

Слайд 6. «Грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова»

Учитель: (Работа со слайдом).

Нужно отметить, что уникальным на западе Азово-Кубанской равнины является грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова.

А чем он уникален? (Наличие вулканических процессов).

Гряды – это купола вздымания, увенчанные грязевыми вулканами. Самая длинная гряда – Центральная (40м).

200 лет назад Таманского полуострова не было, а существовали 5 островов, разделённые протоками и проливами: Малый и Большой Кандаур, Киммерийский, Фанагория и Гермонасса. Затем они были соединены наносами реки Кубань и морскими отложениями.

Слайд 7. «На полуострове насчитывается около 30 …»

На полуострове насчитывается около 30 вулканов. Назовите известные вам вулканы края? (Ученики называют, если нет, то называет их учитель: Карабетова, Миска, Гнилая, Цымбалы).

Самый высокий грязевой вулкан - Карабетова гора.

А какой вулкан, причём единственный, находится за пределами полуострова? (Шуго – 8 км от ст. Варениковской)

Выбрасываемая на поверхность камнеобразная светло-серого цвета грязь с пузырьками нефтяных газов и сероводорода, называется сопочная брекчия. Газы воспламеняются и взрываются. Огонь гаснет после дождя или засыпки землёй. Острые на язык кубанские казаки назвали грязевые вулканы Таманского полуострова за их деятельность «блеваками», «гнилыми горами».

Скажите, о чём свидетельствуют присутствие на полуострове вулканов и их активная деятельность? (О тектоническом глубинном процессе сдавливания, продолжает формироваться земная кора).

Итак, мы рассмотрели Азово-Кубанскую равнину и её элементы, обратите внимание, чтобы в контурной карте они были отмечены.

Слайд 8. «Вид на Главный Кавказский хребет»

Путешествуем на юг края, где открывается вид на Главный Кавказский хребет.

Задание классу: определите на физической карте, откуда начинаются хребты Западного Кавказа и самую высокую точку края. (От ст. Варениковской и г. Анапы, гора Цахвоа - 3345м).

Слайд 9. «Гора Цахвоа – 3345м»

Задание классу: обозначьте на контурной карте расположение горы Цахвоа.

Слайд 10. «Горы Кавказ растут 2 - 3 мм в год»

Кавказские горы имеют очень сложное географическое строение. Вздымаясь из океана Тетис, много раз горы разрушались и вновь затоплялись, чтобы подняться снова. Поднимались и опускались они блоками, поэтому древние и молодые горные породы распределяются неравномерно, более старые можно встретить вверху.

Центр Кавказа сложен гранитами, гнейсами, а периферия известняками, песчаниками, мергелями, доломитами. (Работа со слайдом: показать угол залегания горных пород).

Слайд 11. «Схема расположения основных хребтов Западного Кавказа»

Учитель: Хребты Кавказа расположены в основном параллельно друг другу. (Работа со слайдом: рассмотреть расположение хребтов и их названия).

В задании 2 на контурной карте отметьте Главный Водораздельный и Скалистый хребты.

Внешний облик хребтов Кавказа отличается друг от друга: склоны гор Главного и Скалистого хребтов обрывистые, скалистые, а вот склоны Передового хребта называются куэстами. Куэсты – это горы, одно сторона которых пологая, а другая крутая.

Сейчас совершим небольшую прогулку по Передовому хребту, обратите внимание на строение склонов гор. (2-х минутный просмотр видеофильма «Тхач»).

Анализ видеофильма, вопросы к фрагменту:

  1. Названия каких гор вы услышали? (Фишт, Оштен, Эльбрус, Тхач, Ачишбок, Абагул, Атамажи, Ассары)
  2. Какой склон Передового хребта пологий, почему? (северный, Передовой хребет – это куэсты)

Учитель: В силу сложного геологического строения территории Краснодарского края здесь сложились условие для образования различных групп полезных ископаемых.

Задание классу: выполните задание 3 рабочего листа. (Прочитать вслух.)

Проанализируйте физическую карту, определите полезные ископаемые с севера на юг. (Азово-Кубанская равнина - газ, на юге равнины в прогибах - нефть).

Слайд 12. «Нефть и газ» (Работа со слайдом).

Задание классу: определите, к какой группе полезных ископаемых относятся нефть и газ, запишите в таблицу. (Учащиеся заполняют таблицу).

Слайд 13. «Полезные ископаемые».

Учитель продолжает:

(Работа со слайдом: учитель обращает внимание на месторождения золота и ртути). Золото добывалось в 40-50 и прошлого века в основном на реках Большая и Малая Лаба. Залежи золота россыпные, коренных месторождений не выявлено.

За весь период добыто 1291,1 кг золота. В настоящее время официальная добыча золота не ведётся.

Хочу обратить внимание на месторождения ртути, их в крае четыре. Одно из них самое крупное (Сахалинское) давало 100% отечественной ртути. В 1994 году было прекращено из-за нерентабельности.

Задание классу: Определите группы происхождения золота и ртути, запишите в соответствующий столбик таблицы.(Учащиеся записывают).

Определите по физической карте, какие ещё месторождения полезных ископаемых существуют в крае? (Учащиеся называют: мергель, известняк, строительный камень). Определите их происхождение и запишите в таблицу.

Далее просматривают слайды:

Слайд 14. «Месторождение мергеля»

Слайд 15. «Известняк»

Слайд 16. «Строительный камень»

и обсуждают информацию

Учитель:

Каким способом добывают мергель, известняк и строительный камень? (Открытым, карьерным).

Как это влияет на изменение литосферы? (Обсуждение вопроса).

Слайд 17. «Хозяйственное влияние людей на литосферу»

Какие последствия возможны, если использовать грязевые вулканы в рекреационных целях таким образом? (Просмотр слайда и обсуждение вопроса).

4. Закрепление изученного материала:

  1. Заспорили как-то Кавказ и Азово-Кубанская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами, да и люди меня называют «седой Кавказ». А ты вся в зелёных травах и цветах, значит я старше тебя и мудрее». Прав ли Кавказ? Кто древнее?
  2. Можно ли Краснодарский край отнести к сейсмоопасным районам?
  3. Что такое куэсты?
  4. Какие виды хозяйственной деятельности могут изменить литосферу?

Слайд 18. «Домашнее задание»

  1. Учебник «География Краснодарского края» автор Терская И.А. § 2, 3, 4.
  2. Подготовить сообщение об изменении человеком литосферы на Таманском полуострове.

6. Рефлексия урока.

Используемая литература:

  1. И.А. Терская «География Краснодарского края. Природа. Экономика», учебник для 8 – 9 классов, «Перспективы образования», Краснодар 2003.
  2. «Особо охраняемые территории Таманского полуострова», Темрюкская станция натуралистов, Темрюк, 2000.