Цели урока
- Сформировать знания об основных формах рельефа края: создать образ Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа.
- Изучить состав полезных ископаемых края, их размещение.
- Выяснить, какие формы рельефа образовались в результате хозяйственной деятельности человека на территории Таманского полуострова.
- Формирование умения работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; а также умений конкретизировать и систематизировать знания.
- Воспитание любви к Родине, чувства прекрасного.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал: физическая и тектоническая карты, индивидуальный рабочий лист урока (Приложение 2);настенная физическая ката Краснодарского края; видеофрагмент «Тхач» («Живые легенды» студия ЮДИКС»),автор Д. Слесаренко).
Тип урока: с элементами практической работы.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие
Слайд 1. «Тема урока»
Слайд 2. «Цели урока»
Определение темы и целей урока, концентрация внимания учащихся на индивидуальный раздаточный материал (Приложение 2), формы работы на уроке и еёоценивание.
2. Проверка знаний:
Работа с физической картой Краснодарского края у доски.
- В какой части России находится Краснодарский край, покажите его на карте России?
- С какими субъектами РФ (областями, краями) граничит?
- Граничит ли край с зарубежными государствами? Если да, то какими?
- Назовите крайние точки края, покажите их на карте.
3. Изучение новой темы:
Учитель: Итак, приступим к изучению новой темы «Рельеф и полезные ископаемые края».
Слайд 3.«Эпиграф»
Здесь миллионы лет назад
Огромное море плескалось,
Но время шло, а нынче оно
В поэзии скал лишь осталось».
Актуализация знаний:
Миллионы лет назад на территории Краснодарского края располагался огромный океан Тетис. Сейчас в это трудно поверить, потому что разнообразие природных условий настолько необычно, что удержать в мысленном взоре все ландшафты края очень нелегко даже старожилу и знатоку. Но мы всё же попробуем разобраться в разнообразии рельефа края.
- Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).
- Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).
- Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).
- Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).
Слайд 4. «Тектоническая карта-схема»
Совершенно верно: разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края.
Задание классу: выполните задание 1 рабочего листа. (Чтение задания вслух. Работа с тектонической картой на слайде и в атласе, а также с рис.1 рабочего листа. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель помогает в случае затруднения наводящими вопросами).
Вопросы к заданию:
- Какая структура расположена на север территории края, а какая на юге?
- Какая часть края древнее, южная или северная?
- Какие ещё тектонические структуры имеются на территории?
Учитель:
Скифская плита лежит в основании равнин и предгорий края. Её возраст от 250 до 470 миллионов лет. Активные тектонические движения закончились 300 миллионов лет назад. Сверху она перекрыта мощным слоем осадочных пород мезозойской и кайнозойской эры. Южный край плиты претерпел погружения, погружается незаметно и сейчас, образуя единый обширный нефтегазоносный прогиб (Концентрирует внимание на тектоническую карту).
Мы выяснили, какие тектонические структуры лежат в основании территории края, а теперь выясним, какие формы рельефа соответствуют данным структурам.
Задание классу: проанализируйте физическую карту края и назовите крупную равнину, расположенную на ней: выполните задание 2 рабочего листа. (Учащиеся анализируют физическую карту, отвечают: Азово-Кубанская равнина и Кавказские горы. Показывают на физической карте у доски, подписывают формы рельефа в контурной карте рабочего листа).
Слайд 5. «Азово-Кубанская равнина»
Учитель: (Работа со слайдом). Что собой представляет Азово-Кубанская равнина? Во-первых, она является продолжением Восточно-Европейской равнины на севере и на востоке прерывается отрогами Ставропольской возвышенности. Её высота = 156 м над уровнем моря. Азово-Кубанская равнина наклонена к Азовскому морю и на юг. Скажите, какие низменности она включает и где они расположены. (Прикубанскую, Приазовскую и Закубанскую равнину). Обратите внимание, что Приазовская низменность опускается на 2 - 3 мм в год.
Задание классу: выполнение задание 2 и подпишите элементы рельефа в контурную карту.
(Учащиеся продолжают выполнять задание 2 в контурной карте)
Слайд 6. «Грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова»
Учитель: (Работа со слайдом).
Нужно отметить, что уникальным на западе Азово-Кубанской равнины является грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова.
А чем он уникален? (Наличие вулканических процессов).
Гряды – это купола вздымания, увенчанные грязевыми вулканами. Самая длинная гряда – Центральная (40м).
200 лет назад Таманского полуострова не было, а существовали 5 островов, разделённые протоками и проливами: Малый и Большой Кандаур, Киммерийский, Фанагория и Гермонасса. Затем они были соединены наносами реки Кубань и морскими отложениями.
Слайд 7. «На полуострове насчитывается около 30 …»
На полуострове насчитывается около 30 вулканов. Назовите известные вам вулканы края? (Ученики называют, если нет, то называет их учитель: Карабетова, Миска, Гнилая, Цымбалы).
Самый высокий грязевой вулкан - Карабетова гора.
А какой вулкан, причём единственный, находится за пределами полуострова? (Шуго – 8 км от ст. Варениковской)
Выбрасываемая на поверхность камнеобразная светло-серого цвета грязь с пузырьками нефтяных газов и сероводорода, называется сопочная брекчия. Газы воспламеняются и взрываются. Огонь гаснет после дождя или засыпки землёй. Острые на язык кубанские казаки назвали грязевые вулканы Таманского полуострова за их деятельность «блеваками», «гнилыми горами».
Скажите, о чём свидетельствуют присутствие на полуострове вулканов и их активная деятельность? (О тектоническом глубинном процессе сдавливания, продолжает формироваться земная кора).
Итак, мы рассмотрели Азово-Кубанскую равнину и её элементы, обратите внимание, чтобы в контурной карте они были отмечены.
Слайд 8. «Вид на Главный Кавказский хребет»
Путешествуем на юг края, где открывается вид на Главный Кавказский хребет.
Задание классу: определите на физической карте, откуда начинаются хребты Западного Кавказа и самую высокую точку края. (От ст. Варениковской и г. Анапы, гора Цахвоа - 3345м).
Слайд 9. «Гора Цахвоа – 3345м»
Задание классу: обозначьте на контурной карте расположение горы Цахвоа.
Слайд 10. «Горы Кавказ растут 2 - 3 мм в год»
Кавказские горы имеют очень сложное географическое строение. Вздымаясь из океана Тетис, много раз горы разрушались и вновь затоплялись, чтобы подняться снова. Поднимались и опускались они блоками, поэтому древние и молодые горные породы распределяются неравномерно, более старые можно встретить вверху.
Центр Кавказа сложен гранитами, гнейсами, а периферия известняками, песчаниками, мергелями, доломитами. (Работа со слайдом: показать угол залегания горных пород).
Слайд 11. «Схема расположения основных хребтов Западного Кавказа»
Учитель: Хребты Кавказа расположены в основном параллельно друг другу. (Работа со слайдом: рассмотреть расположение хребтов и их названия).
В задании 2 на контурной карте отметьте Главный Водораздельный и Скалистый хребты.
Внешний облик хребтов Кавказа отличается друг от друга: склоны гор Главного и Скалистого хребтов обрывистые, скалистые, а вот склоны Передового хребта называются куэстами. Куэсты – это горы, одно сторона которых пологая, а другая крутая.
Сейчас совершим небольшую прогулку по Передовому хребту, обратите внимание на строение склонов гор. (2-х минутный просмотр видеофильма «Тхач»).
Анализ видеофильма, вопросы к фрагменту:
- Названия каких гор вы услышали? (Фишт, Оштен, Эльбрус, Тхач, Ачишбок, Абагул, Атамажи, Ассары)
- Какой склон Передового хребта пологий, почему? (северный, Передовой хребет – это куэсты)
Учитель: В силу сложного геологического строения территории Краснодарского края здесь сложились условие для образования различных групп полезных ископаемых.
Задание классу: выполните задание 3 рабочего листа. (Прочитать вслух.)
Проанализируйте физическую карту, определите полезные ископаемые с севера на юг. (Азово-Кубанская равнина - газ, на юге равнины в прогибах - нефть).
Слайд 12. «Нефть и газ» (Работа со слайдом).
Задание классу: определите, к какой группе полезных ископаемых относятся нефть и газ, запишите в таблицу. (Учащиеся заполняют таблицу).
Слайд 13. «Полезные ископаемые».
Учитель продолжает:
(Работа со слайдом: учитель обращает внимание на месторождения золота и ртути). Золото добывалось в 40-50 и прошлого века в основном на реках Большая и Малая Лаба. Залежи золота россыпные, коренных месторождений не выявлено.
За весь период добыто 1291,1 кг золота. В настоящее время официальная добыча золота не ведётся.
Хочу обратить внимание на месторождения ртути, их в крае четыре. Одно из них самое крупное (Сахалинское) давало 100% отечественной ртути. В 1994 году было прекращено из-за нерентабельности.
Задание классу: Определите группы происхождения золота и ртути, запишите в соответствующий столбик таблицы.(Учащиеся записывают).
Определите по физической карте, какие ещё месторождения полезных ископаемых существуют в крае? (Учащиеся называют: мергель, известняк, строительный камень). Определите их происхождение и запишите в таблицу.
Далее просматривают слайды:
Слайд 14. «Месторождение мергеля»
Слайд 15. «Известняк»
Слайд 16. «Строительный камень»
и обсуждают информацию
Учитель:
Каким способом добывают мергель, известняк и строительный камень? (Открытым, карьерным).
Как это влияет на изменение литосферы? (Обсуждение вопроса).
Слайд 17. «Хозяйственное влияние людей на литосферу»
Какие последствия возможны, если использовать грязевые вулканы в рекреационных целях таким образом? (Просмотр слайда и обсуждение вопроса).
4. Закрепление изученного материала:
- Заспорили как-то Кавказ и Азово-Кубанская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами, да и люди меня называют «седой Кавказ». А ты вся в зелёных травах и цветах, значит я старше тебя и мудрее». Прав ли Кавказ? Кто древнее?
- Можно ли Краснодарский край отнести к сейсмоопасным районам?
- Что такое куэсты?
- Какие виды хозяйственной деятельности могут изменить литосферу?
Слайд 18. «Домашнее задание»
- Учебник «География Краснодарского края» автор Терская И.А. § 2, 3, 4.
- Подготовить сообщение об изменении человеком литосферы на Таманском полуострове.
6. Рефлексия урока.
Используемая литература:
- И.А. Терская «География Краснодарского края. Природа. Экономика», учебник для 8 – 9 классов, «Перспективы образования», Краснодар 2003.
- «Особо охраняемые территории Таманского полуострова», Темрюкская станция натуралистов, Темрюк, 2000.