Особенности формирования языковой и коммуникативной личности в неязыковом вузе

Разделы: Русский язык


Формирующаяся в настоящее время проектная парадигма в образовании позволяет реализовать междисциплинарный и практико-ориентированный подход к организации образовательного пространства, способствующего инициации инновационной деятельности и новых образовательных практик.  Особым объектом педагогического проектирования является содержание образования как целевое и смысловое единство, определяющее опыт учебно-познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов – знаний, опыт продуктивной деятельности, фиксированный в форме способов ее осуществления – умений и навыков, опыт творческой деятельности, фиксированный  в форме освоенных приемов постановки реализации проблемных задач, опыт создания личностно значимой системы нравственно-мировоззренческих координат,  фиксированной в виде идеалов, убеждений, взглядов, принципов, составляющих «Я-концепцию» обучающихся.  Кроме того, в структурной цепочке результативности образования отечественные исследователи выделяют следующие позиции: грамотность, образованность, профессиональную компетентность, культуру и менталитет личности. Исходя из этого, реализация комплекса предусмотренных Государственным стандартом учебных дисциплин должна осуществляться таким образом, чтобы охватить все компоненты содержания образования: от концептуальных знаний до воспитания, от восприятия до понимания и освоения. В рамках традиционной лекционно-практической организации учебного процесса решить эти задачи невозможно, тогда как организация проектной деятельности на междисциплинарном уровне позволяет создать междисциплинарное  и единое речевое пространство и в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.  Причем интеграция в данном случае рассматривается не только как реализация междисциплинарных связей, но и как процесс интегрирования технологий, методов и форм обучения. Так,  в Концепции проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отмечается,  что в процессе разработки основных образовательных программ должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций, «вуз должен сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности» [Федеральный ГОСТ ВПО по направлению «Прикладная экономика», Проект, 2007, с.9]

Содержание курса «Русский язык и культура речи» определяется как законами построения монологического и диалогического текста, так и правилами всех языковых уровней, - фонетического (орфоэпия, орфография), лексического (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматического (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно должен формировать у студентов-нефилологов три вида коммуникативных компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и профессиональную. Это возможно при условии организации совместной учебной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на приобретение и обмен профессиональной и личностно-значимой информацией, установлении межличностных контактов и достижении коммуникативно-эффективных результатов.

В рамках данного курса студентам-первокурсникам была предложена работа над проектом «Альтернатива», цель которого – создание тестов по русскому языку по типу ЕГЭ с использованием информационного материала биографий известных русских художников. Для реализации этой цели обучающимся необходимо решение следующих задач:

  • Овладеть основами теории современного русского языка, риторики и культуры речи;
  • Научиться полноценно воспринимать речевую информацию, предъявляемую в устной и письменной форме;
  • Создать условия для преодоления психологической и речевой «зажатости» студентов;
  • Содействовать развитию личности студентов в процессе речетворчества, умению формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе, объективно оценивать уровень речевой подготовленности собеседников, адекватно реагировать на допущенные ошибки и недочеты;
  • Закрепить и расширить знания студентов о тексте, одновременно совершенствуя их умения фиксировать информацию различными способами, создавать вторичный и первичный текст на предложенную тему;
  • На основе комплексного риторического анализа текста создавать собственные аналитические тексты;
  • Овладеть приемами бесконфликтного делового общения и командной деятельности.

Для реализации проекта были созданы творческие группы, проведены мотивационные мероприятия, позволившие  актуализировать личную заинтересованность студентов в конечном результате: это не только тесты по русскому языку, которые будут использованы в процессе подготовки выпускников школ и абитуриентов к итоговым и вступительным испытаниям, но и языковые, коммуникативные, управленческие, учебно-познавательные компетенции.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему повышения качества образования за счет модернизации содержания, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования.

Компетентностный подход предполагает формирование интегративных качеств обучающихся, таких как общеучебные / общенаучные, коммуникативные  / инструментальные, профессиональные. 
В ходе изучения курса “Русский язык и культура речи” обучающиеся должны не просто укрепить знания, приобретенные в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи», но и научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения профессиональных целей посредством деловой коммуникации, что подразумевает  расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий,  а также  систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются, и обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, и различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что результат любой деятельности человека зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей человека, его мотивации, которая определяет целенаправленную активность, выбор средств и приемов деятельности для достижения результата. При этом потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях, которые ему необходимы для обеспечения жизнедеятельности. Мотив выступает в сознании человека как причина, определяющая направленность поведения или деятельности. Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, образующими мотивационный комплекс. Учебная деятельность побуждается как экстринсивными (внешними), так и интринсивными (внутренними, или прцессуально-содержательными) мотивами. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив адаптации, оценки, обязанности, престижа (социальные мотивы), отсутствие желания учиться, мотивы избегания (отрицательные мотивы). Тогда как внутренние мотивы связаны с содержанием учебного материала: мотив творческой самореализации, профессиональные, учебно-познавательные и коммуникативные мотивы. На разных этапах деятельности одни мотивы имеют ведущее значение и большую побудительную силу, чаще актуализируются, другие не столь значительно влияют на человека, по сути являются потенциальными, но могут при определенных обстоятельствах актуализироваться, стать ведущими, значимыми. Если внешняя мотивация выполняет стратегическую функцию, то внутренняя мотивация – тактическую, т.к. она стимулируется качеством учебной деятельности.

Необходимо отметить, что для успешной реализации любой деятельности, и учебной в частности, мотивационный комплекс является необходимым, но недостаточным условием. Немаловажным фактором является наличие и четкость контроля действия как некоего интегративного критерия эффективности деятельности субъекта. В практической психологии выделяют два вида контроля:

  • Ориентация субъекта на действие (когнитивная активность, направленная на альтернативный выбор и преодоление несоответствия между актуальными и достигаемыми позициями);
  • Ориентация субъекта на состояние  (когнитивная активность, направленная на субъективные состояния как таковые, локализованные в настоящем, прошлом или будущем).

Для педагогической практики учет этих факторов позволяет в определенной степени оптимизировать образовательный процесс, создавая для обучающихся зону ближайшего развития и проектируя ситуация успеха, в которых могут быть реализованы личностно-значимые потребности обучающихся и в некоторой степени их мотивационный комплекс.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5