Цели урока:
- формировать умение обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами;
- переносить слова с удвоенными согласными; способствовать развитию
- фонематического слуха; расширять словарный запас слов; учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.
Оборудование. Карточки со словами, загадки, рисунки ребусов, у учащихся – карточки с телеграммой.
1. Организационный момент.
Учитель.
Добрый день, ребята и уважаемые коллеги. Давайте улыбнемся, друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.
Мне очень не хочется и не нравится ставить плохие отметки. Чтобы избежать этой проблемы, мне нужна ваша помощь. В чем она должна заключаться?
Дети.
Хорошо работать и быть готовыми к уроку.
Учитель. Повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Я хочу учиться.Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2. Сообщение темы урока.
Игра на выбывание.
На доске.
Выбывает.
- 1 – красный (прилагательное, а все остальные существительные.)
- 2 – дожди (мн.ч., а все остальные ед.ч.)
- 3 – гнездо (ср.р., а все остальные ж.р.)
- 4 – сова (одушевленное, а все остальные неодушевленные)
Остались слова: масса и касса
Какая орфограмма в них встречается?
Учитель. Вспомните, изучали мы в этом году написание данной орфограммы?
Дети. Нет, но встречались каждый день при написании, классная работа.
Учитель. Так как же определим тему нашего урока?
На доске: Тема: “Написание слов с удвоенными согласными”
Учитель. Значит чему мы должны научиться на уроке?
Дети. Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Рассказ учителя.
В одном сказочном городе слов.
Высоко на горе в старом замке.
Живут, догадались кто?
Показ сказочного города с удвоенными согласными.
Дети. Слова с удвоенными согласными.
Учитель. А вот они и сами близнецы буквы, которые пишутся в этих словах.
3. Чистописание.
Бб, жж, рр, лл, мм, нн, сс, пп, кк
Учитель. А кто может назвать слова с удвоенными согласными?
Дети называют слова.
4. Доскажи словечко. (Приложение 1)
Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная …… (хоккей)С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу)Потрудился я вчера,
Голова болит с утра
И чихаю и охрип,
У меня, наверно … (грипп)В середине, по бокам
Цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее
По липовой …….. (аллее)По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все
Называется …….. (шоссе)Где доска и парты есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)
Учитель. Давайте запишем эти слова и выделим в них удвоенные согласные.
(Класс, касса, грипп, хоккей, шоссе, аллея). Разделим для переноса, вспомнив правило.
Учитель. В чем заключается особенность этих слов-отгадок?
Дети. В них пишется удвоенная согласная.
Учитель. Что можем сказать о произношении слова класс?
Какой напрашивается вывод?
ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго.
Учитель. Итак, в замке живут слова с удвоенными согласными. Все жители замка очень любят путешествовать и поэтому они вам прислали телеграмму.
5. Творческая работа.
У каждого ученика телеграмма.
В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город,
кассе, купили, в, билеты, они,
подошел, перрону, поезд, к,
быстро вагоны, пассажиры, вошли, в,
смотреть, окна, из, вагона, приятно
Учитель. Вы должны составить рассказ.
- Как озаглавить рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)
- Кто прочитает рассказ?
- Какие слова по теме вам встретились в рассказе?
- Разберем первое предложение по частям речи и по членам предложения.
- А зачем мы выполняли это упражнение?
- Чему учились, когда его выполняли?
- А с какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке?
6. Физминутка.
Учитель. Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания.
Если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.
(Русский, Алла, класс, рассол, ванна, хоккей, килограмм, группа)
(Солнца, лестница, известный, грустный)
7. Ребусы.
Учитель: Все жители замка жили дружно. Любили веселиться, играть и разгадывать ребусы. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
Учитель. Придумайте предложение с этими словами.
Дети составляют предложения. Записывают два лучших. Выделяют главные члены предложения.
Учитель. Но однажды они поссорились из-за того, что кто-то написал слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Если в доме много сора,
В доме может вспыхнуть ссора.
Учитель. Давайте их помирим и объясним зачем дается такое упражнение?
Дети.
Вывод. Если звук произносится без затруднения, то выясняется его лексическое значение, если сомневаемся в написании.
8. Итог урока.
Учитель. С какой целью мы выполняли все эти задания?
Дети. Научиться писать слова с удвоенными согласными.
Учитель. С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?
Учитель. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.
9. Оценивание.
Учитель. А сейчас каждый оценит себя. Как он работал на уроке? И на сколько усвоил материал.
- На “5” - встали ученики.
- На “4” - встали ученики.
А кто считает, что он недостаточно работал на уроке и не усвоил тему?
Дети. Нет таких?
Учитель. Хорошо мы на следующем уроке проверим выполнение самостоятельного задания.
10. Домашнее задание.