Цель: воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за родную Республику.
Задачи:
- формировать представление о происхождении и истории государственных символов Казахстана;
- способствовать развитию познавательной активности, интеллекта, расширению кругозора учащихся;
- воспитывать национальное самосознание, толерантность.
Оформление: плакаты с надписями “Звездный час” и “Мой Казахстан!”, звезды разной формы, презентация (слайды с изображением природы), музыкальные записи.
Оборудование: маленькие жёлтые звезды, таблички с цифрами (для выбора правильного ответа), чистый лист бумаги, ручка, диплом для победителя, призы.
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
Объявление цели, правил игры.
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется меньше звезд, выбывают.
2. Представление участников игры и членов жюри.
3. Введение в игру.
Звучит песня “С чего начинается Родина?”
Учитель: История непредсказуема.
Порою громкое событие, будоражившее общество,
может скоро забыться и стать рядовым фактом
прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое
ординарное событие, самое обыденное явление
может при стечении обстоятельств иметь
поразительные последствия в жизни страны и
судьбе ее населения. Это положение хорошо
иллюстрирует история возникновения казахской
национальной государственности - Казахского
ханства. Казахское ханство было основано двумя
султанами - Гиреем и Джанибеком. Гирей-султан,
Джанибек-султан с подвластными им родами и
племенами покинули Узбекский улус и откочевали
на юго-восток.
Кто мог тогда предвидеть, что откочевка за
пределы страны группы недовольных верховной
властью родов и племен во главе с султанами
окажется судьбоносной. Между тем, история
сложилась так, что именно это событие стало
началом нынешнего Казахстана. Прошло несколько
лет. Гирей, Джанибек и их казачья вольница
вернулись в Узбекский улус и захватили верховную
власть в стране. С тех далеких пор и доныне
коренные жители этой огромной страны себя
называют казахами. Под этим же названием они были
известны у соседних народов. И в русских
документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их
государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. Так с
первых десятилетий ХVI века за страной
закрепилось название Казахстан ("Страна
казахов").
Презентация (слайды по тексту)
Ученик: Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря. Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, в прогретую землю падают золотым дождем семена. Пустыня покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков. А на севере республики еще бушуют снежные метели. Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень. Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые реки.
Ученик:
Ты слышишь?-
Песня!..
Вольная, степная
Звенит все громче
В небе голубом:
“Цвети, моя республика родная!
Мой Казахстан!
Ты мой родимый дом!”
Учитель: Наш Казахстан – большая страна. В ней проживает 15 миллионов человек. И каждый человек должен знать символы государства, гражданином которого он является – флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.
Ученик: Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Сегодня Флаг Республики Казахстан украшает административные здания, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.
Ученик: Герб – отличительный знак государства, города, изображаемый на монетах, печатях. Термин “герб” происходит от немецкого слова “ербо”. В переводе на казахский он означает понятие “танба” (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551 – 630 гг.). 4 июня 1992 года — день рождения государственного герба Республики Казахстан. Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шот-Амана Уалиханова.
Ученик: “Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Песня была написана в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым на слова Жумекена Нажимеденова. Статус Государственного гимна страны она приобрела в начале 2006 года. Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил внести поправки в текст песни: “В тексте гимна должна быть ярко выражена идея о том, что богатство казахстанской земли и народа открывает путь в лучшее будущее для наших потомков”. 11 января 2006 года песня впервые зазвучала в качестве Государственного гимна страны под сводами столичной резиденции “Акорда” в торжественный момент вступления Нурсултана Назарбаева в должность Президента Казахстана. Нурсултан Абишевич Назарбаев - соавтор текста действующего гимна Республики Казахстан.
Учитель: Сегодня мы проведем игру “Звездный час”, которая посвящается Казахстану и его символам.
Приглашаются участники игры
Участники читают собственные стихи о Казахстане. После этого начинаем игру.
1тур:
На доске записаны слова: гимн, солнце, цвет, небо, мир и благополучие, орел.
Вопрос 1: Главный элемент государственного флага Республики Казахстан.
(Цвет)
Вопрос 2: Что обозначает одноцветие флага?
(Это символ единства Казахстана)
Вопрос 3: Символом чего является голубой цвет нашего флага?
(Голубой цвет – символ неба. Небо – символ мира и благополучия)
Вопрос 4: Торжественная хвалебная песнь.
(Гимн)
2 тур:
Иллюстрации открываются после правильных ответов детей.
Вопрос 1: Образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане на государственном гербе республики?
(Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная части юрты)
Вопрос 2: Кто оберегает шанырак с двух сторон, выражает идею служения общему дому — Родине
(Тулпар - мифический конь)
Вопрос 3: Что расположено в нижней части герба?
(надпись )
Вопрос 4: Этот символ обозначает, что наши сердца и объятия открыты представителям
всех пяти континентов.
(Пятиконечная звезда)
3 тур:
Вывешиваются иллюстрации: солнце, степной орел, полоска национального орнамента, пятиконечная звезда, колосья пшеницы, тулпар.
Вопрос 1: Что является символ свободы, независимости, стремлением к цели на флаге нашей Республики?
(Степной орел)
Вопрос 2: Источник жизни и энергии, а на флаге символизирует богатство и изобилие.
(Солнце)
Вопрос 3: Магический код, в котором наши предки зашифровали свои знания о природе и устройстве мира.
(Полоска национального орнамента)
Вопрос 4: Что на флаге имеет форму зерна и является символом изобилия и благополучия?
(Лучи солнца)
Игра с болельщиками
1. Кто является автором флага? (Шакен Ниязбеков)
2. Назовите авторов герба. (Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов)
3. Назовите авторов гимна. (Музыка: Шамши Калдаякова,
слова: Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Абишевича Назарбаева)
4. Когда отмечается День Государственных символов Республики Казахстан?
(4 июня)
4 тур:
Вывешиваются даты: 22 сентября, 30 августа, 16 декабря, 25 октября, 24 января 1996 г., 9 мая.
Вопрос 1: Когда был принят Указ Президента “О Государственных символах
Республики Казахстан” – гимне, гербе и флаге?
(24 января 1996 года)
Вопрос 2: Когда мы отмечаем День Конституции Республики Казахстан?
(30 августа)
Вопрос 3: Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан?
(16 декабря)
Вопрос 4: Когда мы отмечаем День языков народов Казахстана?
(22 сентября)
Финал:
Играют два ученика.
Из букв слова “Казахстан” составить как можно больше имен существительных. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним.
Итоги и награждение.
Звучит песня “Здравствуй, столица!”
Учитель: На этом игра “Мой Казахстан” закончена. Надеюсь, что она не пройдет для вас бесследно, ведь историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.