Обобщающий урок-игра по теме "Я знаю край родной"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Край родной – часть большой страны».

Задачи:

  1. Сформировать представления учащихся о родном крае;
  2. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;
  3. Воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю.

Оборудование: карта Кемеровской области, фотографии и рисунки с изображением природы родного края, видеомагнитофон, журнал под редакцией учащихся, жетоны, тесты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Звучит гимн Кузбасса.

У. - Почему сегодня наш урок начался так необычно? Почему прозвучал гимн Кузбасса?
Д. - Потому что будем говорить о нашем родном крае.
У. - На уроке вам, ребята, предстоит интересное и увлекательное путешествие по Кузбассу; вы познакомитесь с природой родного края, с её поверхностью и полезными ископаемыми, реками и озерами, растительностью и животным миром, научитесь любить и охранять землю.

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.

3.Работа по теме урока

У. - Путешествовать по родному краю нам поможет журнал под названием «Кузбасс - наш край родной». О нашем крае сложено много стихов и песен.

 

1 страница журнала - «Поэтическая»

1 ученик
Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс
Люблю его твёрдую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвёздную россыпь
В его молодых городах.

2 ученик
И сталью и углём богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
По сердцу мне снежные горы,
Синь рек, заливные луга,
Колхозных угодий просторы,
Зелёная вечно тайга.

3 ученик
Люблю твою звонкую стужу,
Бодрящую свежесть ветров
Люблю я широкую душу
Моих дорогих земляков.
Застенчивый, с виду суровый
Здесь славною жизнью живёт
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ.

У. - Сколько лет исполнилось Кемеровской области 26 января 2008г.?
Д. - 65лет

2 страница- викторина «Мой край родной»

У. - Викторина проходит между командами ребят. Ответы оцениваются жетонами.

  1. Покажите на карте границы области, её областной  центр (г. Кемерово).
  2. Почему нашу область называют Кузбассом?(в самом центре её расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю)
  3. Какие горные хребты занимают большую часть области?(на востоке территорию Кузбасса занимают горы Кузнецкого Алатау, южную часть занимает Горная Шория, на западе протянулась цепь холмов и пологих возвышенностей Салаирского кряжа). (рис.№1)
  4. Назовите соседей Кемеровской области?(на юге и юго-западе наша область граничит с Алтайским краем, на западе- с Новосибирской областью, на севере-с Томской областью, на востоке- с Красноярским краем).
  5. Назовите и покажите на карте наиболее крупные реки Кузбасса (Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш).
  6. Назовите самое крупное озеро области (озеро Большой Берчикуль).

У. - Послушаем сообщения детей 1 команды о реках Кузбасса.
Ученик1. - Самая большая и полноводная -река Томь. Она берёт начало маленькими ручейками на склоне одной из вершин Кузнецкого Алатау. 840 километров пройдёт река, прежде чем её воды вольются в Обь. В Томь впадает более100 крупных рек и речек, которые также берут начало из горных снежников, болот и озёр. Летом по Томи ходят мелководные катера и баржи. По ней сплавляют лес. Она является основным источником питьевой воды для городов и сёл Кузбасса. Её воду используют для своих нужд заводы и фабрики.
Ученик 2. - Вторая по величине река – Кия. Она также берёт начало в Кузнецком Алатау, где течёт по глубокому ущелью, образованному красивыми известковыми скалами. На крупных порогах и перекатах вода бурлит и шумит так, что заглушает голос человека. Особенно живописны берега Кии в районе Белокаменного плеса. После выхода на равнину река течёт спокойно. (рис. №2)
Ученик 3. - Из равнинных рек области самая крупная – Иня. Её длина 660 километров. Иня имеет медленное течение, широкую долину и низкие берега. На Ине в районе города Белово построена крупная электростанция, которая работает на местном каменном угле. Для электростанции требуется много воды, поэтому здесь построили плотину. Образовалось водохранилище – Беловское море – замечательное место отдыха.
Ученик 4. - Самое большое озеро в нашей области – Большой Берчикуль – лежит в северных предгорьях КузнецкогоАлатау. Его длина восемь, а ширина более четырёх километров. Озеро имеет красивые живописные берега, оно богато рыбой: щукой, окунем. Люди стараются сохранить воды рек и озёр нашегокрая свежими и чистыми.
У. - Что обозначено на карте условными знаками чёрного цвета?(месторождения полезных ископаемых) Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых.

3 страница- «Подземные сокровища Кузбасса»

У. - Проведём аукцион между командами. Чья команда последней назовёт полезное ископаемое, станет победителем аукциона.
Д. - Каменный уголь, бурый уголь, железная руда, марганцевая руда, алюминиевая руда,золото, полиметаллические руды, глина, песок, известняк, фосфориты, гранит, мрамор, тальк.
У. - Капитанам команд было дано домашнее задание приготовить  рассказ о каком –либо полезном ископаемом.
Капитан 1команды. - Главное богатство земли Кузнецкой – каменный уголь. Основные его запасы находятся в Кузнецком каменноугольном бассейне. Они огромны. Если весь каменный уголь Кузбасса высыпать в железнодорожные вагоны, то получился бы состав длиной, равной расстоянию от Земли до Солнца и обратно. Кузнецкие угли отличаются высоким качеством, при горении он даёт много тепла. Из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Впервые залежи каменно угля были обнаружены на территории нашего края рудознатцем Михайлой Волковым в 1721 году. На одной из площадей областного центра установлен памятник Михайле Волкову.
Капитан 2 команды. - Для развития металлургии в области имеются крупные месторождения железной руды. Горная Шория славится запасами железных руд. Местные жители шорцы ещё в глубокой древности добывали железную руду, плавили железо, из которого ковали кольчуги, лопаты и мечи. В настоящее время в Горной Шории работают рудники по добыче железных руд. Одна из гор так и называется Темиртау, что значит «железная гора». На металлургических заводах из руды получают чугун, сталь.
Капитан 3 команды. - Богаты недра Кузбасса и рудами цветных металлов, из которых получают алюминий, цинк, свинец, серебро и др. металлы. Цветная металлургия Кузбасса представлена предприятиями: Новокузнецкий алюминиевый завод, Беловский цинковый завод, нефелиновый рудник.
Капитан 4 команды. - Ценным полезным ископаемым является золото. Рудное золото добывают в горах Кузнецкого Алатау, в Горной Шории по берегам рек – рассыпное золото. Золотые рудники действуют в Мариинской тайге. Горной Шории и на Салаирском кряже. Кузбасс по праву носит звание «стальное сердце» Сибири.

Физкультминутка.

По родному краю дружно мы шагам.
Справа от нас зеленый луг,
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку скок
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над берёзами светит нам
Мы рады ягодам, грибам.

 

У. - Куда же мы с вами пришли? (в лес)

Более половины территории области покрыто таёжными лесами. Удивителен растительный и животный мир Кузбасса. Широко используются дары леса. Жители заготавливают кедровые орехи, папоротник – орляк, ягоды, грибы. Развит промысел пушных зверей: соболя, норки, белки. Щедро природа отдаёт человеку свои богатства и в ответ требует бережного отношения к ней.

4 страница – «Охрана природы Кузбасса»

У.- Разгадайте кроссворд.

1. Мех наш прочен, мех наш ценен:
Шубу сшил – 100 лет носи.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)
2. Петь люблю рассветной жизнью,
И влюблён я в песнь свою
Так, что ничего не слышу,
Если только запою.(Глухарь)
3. Всем больным я помогаю,
Их лечить не устаю,
Каждый год свои рога я
На лекарство отдаю.(Марал)
4. Если даже буду хворым.
Мне не нужно докторов
Съем лукошко мухоморов
Окажусь опять здоров.(Лось)
5. С давних пор живу в Сибири,
Без Сибири не могу,
Самым пышным мехом в мире
Я прославил всю тайгу.(Соболь)
6. Потрудившись красным летом,
Подо льдом в реке сидим
И как вкусные конфеты,
Зиму всю дрова едим.(Бобр)

 

У. - Из-за ценного меха соболь был на грани полного исчезновения те места, где оставались эти зверьки, были объявлены заповедными, а на соболей запретили всякую охоту. Поголовье соболей скоро увеличилось. Прошло ещё несколько лет и соболь вновь стал промысловым зверем.
- Как вы думаете, что объединяет животных кроссворда?
Д. - Они все занесены в Красную книгу.
У. - Почему?
Д. - Эти животные редкие, взяты под охрану. Некоторые животные были полностью уничтожены в наших лесах. Не стало бобра и куницы, сократилось количество соболей и лосей.
У. - Знаете ли вы, что делают люди Кузбасса для охраны природы?
1 команда. - Люди Кузбасса проявили заботу о сохранении ценных зверей. На территории области созданы заказники, в которых охраняются животные. Были завезены ценные пушные звери: баргузинский соболь, ондатра, норка, бобры.
2 команда. - Бобры раньше встречались по берегам таёжных и лесных рек, но неумеренная охота привела к их полному истреблению. В 1960году было решено восстановить поголовье бобров в Кемеровской области. Из Воронежского заповедника к нам были завезены первые партии бобров. Их выпустили на севере области на речке Антибес. Здесь был создан первый бобровый заказник Кузбасса.
3 команда. - В охране нуждаются не только завезённые из других районов страны животные, но и такие исконные обитатели области, как лось, лиса, заяц и даже- медведь. Охота на многих животных ограничена или полностью запрещена, установлены сроки  охоты, введена охрана молодняка. Зимой, когда не хватает корма, в лесничествах животных подкармливают.
4 команда. - Для охраны природы в Кемеровской области образованы:
 - Заповедник «Кузнецкий Алатау (просмотр фрагмента видеофильма)
 - Шорский природный национальный парк.
 - Музей – заповедник «Томская писаница» (уникальный памятник истории народов Евразии, представлены образцы наскальной живописи. Многие рисунки уникальны и относятся к шедеврам первобытного искусства)
У. - Почему нужно охранять и обогащать растительный и животный мир?
Д. - Чтобы не нарушать природные сообщества, экологическое равновесие природы).
У. - Наше путешествие завершается. Осталась последняя страничка журнала.

5 страница – «Что я узнал о Кузбассе?» (тест)

Тест.

1. Какой город является центром нашей области?
А) Новокузнецк
Б) Мариинск
К) Кемерово

2. Какие горы Кузбасса самые древние и находятся на западе нашей области?
У) Салаирский кряж
Е) Кузнецкий Алатау
Г) Горная Шория

3. Выберите самую большую и полноводную реку Кузбасса.
А) Яя
З) Томь
Б) Кия

4. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
А) железная руда
Б) каменный уголь
В) золото

5. По берегам какой реки промывают золотой песок?
А) Кия
Б) Чулым
В) Иня

6. Какое животное Кузбасса занесено в Красную книгу?
А) заяц
Б) лиса
С) бобр

7. Какой заповедник нашей области является музеем наскальной живописи?
А) Кузнецкий Алатау
С) Томская писаница
Б) Шорский природный национальный парк

У. - Если у вас получилось слово « Кузбасс» значит, тест выполнили правильно.

4. Итог урока.

Что на уроке понравилось больше всего?

Где пригодятся вам эти знания?

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.


Рисунок 1


Рисунок 2