Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы старались сохранить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. Одной из задач выделили постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и как следствие повысить качество ВОП в ДОУ. Учитывая то, что наш Детский сад имеет приоритеты художественно – эстетического, физического и познавательного направления развития воспитанников. И в образовательной деятельности реализует общеобразовательную программу “Истоки” базис развития ребенка дошкольника и программы, обеспечивающие художественно-эстетическое направление развития воспитанников “Малыш”, “Гармония” и “Театр – творчество - дети” Выбрали свой путь обновления педагогического процесса.
Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Мы начали инновационную работу с глубокого всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагогов.
По результатам анкетирования нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:
- выявлены отношение их к исследовательской деятельности,
- творческий потенциал педагогов,
- произведена оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива,
- готовность педагогов к внедрению новых технологий и инноваций,
- изучение профессиональной готовности воспитателя к экспериментальной работе.
Результаты тестирования и анкетирования педагогов показали, что творческий потенциал достаточно высокий и коллектив готов к инновационной опытно-экспериментальной.
При анализе практического опыта дошкольного учреждения нами были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.
- Многим сотрудникам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применения в общей работе всего детского сада.
- Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог.
При условии понимания инновационной опытно-экспериментальной деятельности педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, в ДОУ были приглашены специалисты института повышения квалификации, на базе ДОУ проведены краткосрочные курсы повышения квалификации "Метод проектов в образовании" и семинар "Введение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс".
Учитывая тенденции социальных преобразований в обществе, интересы детей, запросы родителей, профессиональные возможности педагогов учреждения, определили зоны ближайшего развития для каждого участника педагогического процесса, приоритетные направления развития воспитанников и создали условия для их реализации.
Определили проблему, что на сегодняшний день все общеобразовательные программы созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических, географических (региональных) условий. Так возникла идея разработки проекта "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра". Цель которого - создание системы обучения детей дошкольного возраста по развитию познавательной активности, которую мы увидели в разработке и внедрении в ДОУ программы с нравственно – этической позицией “Корни”.
Проект был утвержден в КГУ ДПО НИПК и ПП, затем на научно-методическом Совете при Управлении общего и дошкольного образования администрации города Норильска и получил статус городской экспериментальной площадки.
Практическая ценность нашего исследования заключается в разработке и апробации программы “Корни”, и разработке к программе методических рекомендаций по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.
С учётом специфики инновационной деятельности воспитательно-образовательной работы в ДОУ разработали положения:
- о педагоге-экспериментаторе;
- о творческой группе педагогов;
- о научно-исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;
Еще на организационном этапе работы в проекте мы определили, что инновационная опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ будет реализовываться через "комплексы" развития, соответствующие основным разделам программы “ИСТОКИ” базис развития ребенка дошкольника: художественно-эстетический, физкультурно-оздоровительный, экспериментально-исследовательский и социальный, которые включают в себя материально-техническую базу, развивающую среду, современные педагогические технологии и методические разработки творческих групп и педагогов. Создание комплексов в ДОУ ставило следующую цель: инновационная деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности.
Здесь возникла необходимость расширения нормативно-правовой базы мы разработали положения о "комплексах" интеллектуальной, художественно-эстетической, физической направленности.
Исходя из анализа планов по самообразованию, повышение квалификации, обобщенного педагогического опыта нами были выявлены приоритетные направления работы педагогов и созданы творческие группы. Каждая творческая группа разработала подпроект и внедряет программу и деятельности комплекса, который является составной частью проекта и программы ДОУ.
На сегодняшний день в ДОУ в комплексе художественно-эстетического развития "Вдохновение" творческая группа педагогов реализует подпроекты "Развитие творческих способностей детей через театрализовано-игровую деятельность" и "Изобразительные средства и их роль в развитии творческих способностей" порграммы “Мы любим театр”, “Художник”.
В экспериментально-исследовательском комплексе творческой группой педагогов реализуется подпроект "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера" и программу “Юный эколог на Таймыре”.
В физкультурно-оздоровительном комплексе "Крепыш" реализуется подпроект "Развитие целостного, телесно-духовного организма ребёнка, посредством приобщения его к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту" и внедряются программы “Олимпиец” и “Здоровейка”.
В комплексе граждановедения "Родник" творческая группа педагогов реализует подпроект "Формирование образа малой Родины у детей дошкольного возраста" и программа “Знакомство с Таймыром”.
Каждая творческая группа разработала модель деятельности “комплекса”.
Нами изучен теоретический аспект развития познавательной активности у дошкольников, разработаны материалы по развитию познавательной активности.
Педагоги и специалисты активно осваивают новые методики и технологии развития познавательной активности дошкольников.
Для расширения образовательного пространства ДОУ в рамках реализации проекта создана и действует модель взаимодействия с соцокультурными центрами и образовательного учреждениями города на договорной основе.
В рамках диагностического этапа работы над исследовательским проектом нами были составлены:
- тестовые материалы и проведён контрольный срез по выявлению уровня познавательной активности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- анкеты для родителей по выявлению познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.)
- выявлен уровень познавательной активности дошкольников в ДОУ и учреждения.
На практическом этапе исследовательской деятельности, который завершился в мае 2008 года мы:
- осуществляли реализацию программ работы “комплексов”;
- отследили промежуточные результаты проведения контрольных срезов познавательной активности и уровни усвоения детьми разделов программы “Истоки” и “Корни”.
Провели корректировку программ работы “комплексов”, методов, приемов работы с детьми и родителями для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста:
- разработали рекомендации для педагогов к программе “Корни” “Организованная деятельность с детьми дошкольного возраста”, которые будут способствовать улучшению познавательной активности;
- и готовы к публикации учебно-методические рекомендации для педагогов работающих, по проблеме внедрения национального регионального компонента в образовательную практику ДОУ “Ознакомление дошкольников с Таймыром”;
- разработали сборник конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев спортивных развлечений, досугов с детьми и родителями по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
При завершении каждого этапа мы отслеживаем рост познавательной активности детей и творческий потенциал педагогов ДОУ, а так же выявляем взаимозависимость роста познавательной активности детей от роста творческого потенциала педагогов ДОУ. Изучаем возникающие у педагогов проблемы при реализации программ.
Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Воспитанники принимают активное участие в региональных, городских конкурсах, смотрах, соревнованиях награждены дипломами и тд.
Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи.
Инновационная деятельность способсвует и профессиональному росту педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ 100% охват педагогов курсами повышения квалификации.
Инновационная деятельность ДОУ пропагандируется в СМИ на “Канале-7” норильской государственной теле-радио компании, где педагоги демонстрируют свое педагогическое мастерство при проведении занятий и развлечений с детьми в “комплексах” развития ребенка и др. Свой опыт работы представляют на городском методическом объединении педагогов и научно-практических конференциях в КГУ ДПО НМИПК и ПП г. Норильска и всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, педагоги ДОУ участники конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей образовательных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Дети” и др.
Наш педагогический коллектив не останавливается на достигнутом. Развивая приоритетное физическое направление развития воспитанников, в тесном сотрудничестве с МОУ СОШ № 29 с февраля 2008 г действует экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва “Создание здоровье развивающей среды в образовательном пространстве школа–детский сад”. Реализация данного проекта позволяет обеспечить не только преемственность дошкольного образовательного учреждения, но и даст возможность нашему коллективу совместно с педагогами школы повысить качество образовательных услуг по вопросам сохранения психофизического здоровья воспитанников.
Отрадно отметить, что именно в ходе инновационной работы в процессе работы над своими исследовательскими проектами у педагогов нашего учреждения, стали меняться направления деятельности, отношения к себе, к коллегам, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого.
Инновационная опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ поспособствовала не только объединению педагогических работников для работы в комплексах при разработке подпроектов, имеющих определенные цели, но и позволила сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников. Так же обеспечивает существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие повышение качества содержания воспитательно-образовательной работы и не идет в разрез с программами, реализуемыми в ДОУ.