Инновационная составляющая деятельности ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы старались сохранить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. Одной из задач выделили постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и как следствие повысить качество ВОП в ДОУ. Учитывая то, что наш Детский сад имеет приоритеты художественно – эстетического, физического и познавательного направления развития воспитанников. И в образовательной деятельности реализует общеобразовательную программу “Истоки” базис развития ребенка дошкольника и программы, обеспечивающие художественно-эстетическое направление развития воспитанников “Малыш”, “Гармония” и “Театр – творчество - дети” Выбрали свой путь обновления педагогического процесса.

Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Мы начали инновационную работу с глубокого всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагогов.

По результатам анкетирования нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:

  • выявлены отношение их к исследовательской деятельности,
  • творческий потенциал педагогов,
  • произведена оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива,
  • готовность педагогов к внедрению новых технологий и инноваций,
  • изучение профессиональной готовности воспитателя к экспериментальной работе.

Результаты тестирования и анкетирования педагогов показали, что творческий потенциал достаточно высокий и коллектив готов к инновационной опытно-экспериментальной.

При анализе практического опыта дошкольного учреждения нами были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.

  1. Многим сотрудникам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применения в общей работе всего детского сада.
  2. Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог.

При условии понимания инновационной опытно-экспериментальной деятельности педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, в ДОУ были приглашены специалисты института повышения квалификации, на базе ДОУ проведены краткосрочные курсы повышения квалификации "Метод проектов в образовании" и семинар "Введение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс".

Учитывая тенденции социальных преобразований в обществе, интересы детей, запросы родителей, профессиональные возможности педагогов учреждения, определили зоны ближайшего развития для каждого участника педагогического процесса, приоритетные направления развития воспитанников и создали условия для их реализации.

Определили проблему, что на сегодняшний день все общеобразовательные программы созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических, географических (региональных) условий. Так возникла идея разработки проекта "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра". Цель которого - создание системы обучения детей дошкольного возраста по развитию познавательной активности, которую мы увидели в разработке и внедрении в ДОУ программы с нравственно – этической позицией “Корни”.

Проект был утвержден в КГУ ДПО НИПК и ПП, затем на научно-методическом Совете при Управлении общего и дошкольного образования администрации города Норильска и получил статус городской экспериментальной площадки.

Практическая ценность нашего исследования заключается в разработке и апробации программы “Корни”, и разработке к программе методических рекомендаций по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра.

С учётом специфики инновационной деятельности воспитательно-образовательной работы в ДОУ разработали положения:

  • о педагоге-экспериментаторе;
  • о творческой группе педагогов;
  • о научно-исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;

Еще на организационном этапе работы в проекте мы определили, что инновационная опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ будет реализовываться через "комплексы" развития, соответствующие основным разделам программы “ИСТОКИ” базис развития ребенка дошкольника: художественно-эстетический, физкультурно-оздоровительный, экспериментально-исследовательский и социальный, которые включают в себя материально-техническую базу, развивающую среду, современные педагогические технологии и методические разработки творческих групп и педагогов. Создание комплексов в ДОУ ставило следующую цель: инновационная деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности.

Здесь возникла необходимость расширения нормативно-правовой базы мы разработали положения о "комплексах" интеллектуальной, художественно-эстетической, физической направленности.

Исходя из анализа планов по самообразованию, повышение квалификации, обобщенного педагогического опыта нами были выявлены приоритетные направления работы педагогов и созданы творческие группы. Каждая творческая группа разработала подпроект и внедряет программу и деятельности комплекса, который является составной частью проекта и программы ДОУ.

На сегодняшний день в ДОУ в комплексе художественно-эстетического развития "Вдохновение" творческая группа педагогов реализует подпроекты "Развитие творческих способностей детей через театрализовано-игровую деятельность" и "Изобразительные средства и их роль в развитии творческих способностей" порграммы “Мы любим театр”, “Художник”.

В экспериментально-исследовательском комплексе творческой группой педагогов реализуется подпроект "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера" и программу “Юный эколог на Таймыре”.

В физкультурно-оздоровительном комплексе "Крепыш" реализуется подпроект "Развитие целостного, телесно-духовного организма ребёнка, посредством приобщения его к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту" и внедряются программы “Олимпиец” и “Здоровейка”.

В комплексе граждановедения "Родник" творческая группа педагогов реализует подпроект "Формирование образа малой Родины у детей дошкольного возраста" и программа “Знакомство с Таймыром”.

Каждая творческая группа разработала модель деятельности “комплекса”.

Нами изучен теоретический аспект развития познавательной активности у дошкольников, разработаны материалы по развитию познавательной активности.

Педагоги и специалисты активно осваивают новые методики и технологии развития познавательной активности дошкольников.

Для расширения образовательного пространства ДОУ в рамках реализации проекта создана и действует модель взаимодействия с соцокультурными центрами и образовательного учреждениями города на договорной основе.

В рамках диагностического этапа работы над исследовательским проектом нами были составлены:

  • тестовые материалы и проведён контрольный срез по выявлению уровня познавательной активности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности;
  • анкеты для родителей по выявлению познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице, пр.)
  • выявлен уровень познавательной активности дошкольников в ДОУ и учреждения.

На практическом этапе исследовательской деятельности, который завершился в мае 2008 года мы:

  • осуществляли реализацию программ работы “комплексов”;
  • отследили промежуточные результаты проведения контрольных срезов познавательной активности и уровни усвоения детьми разделов программы “Истоки” и “Корни”.

Провели корректировку программ работы “комплексов”, методов, приемов работы с детьми и родителями для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста:

  • разработали рекомендации для педагогов к программе “Корни” “Организованная деятельность с детьми дошкольного возраста”, которые будут способствовать улучшению познавательной активности;
  • и готовы к публикации учебно-методические рекомендации для педагогов работающих, по проблеме внедрения национального регионального компонента в образовательную практику ДОУ “Ознакомление дошкольников с Таймыром”;
  • разработали сборник конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев спортивных развлечений, досугов с детьми и родителями по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

При завершении каждого этапа мы отслеживаем рост познавательной активности детей и творческий потенциал педагогов ДОУ, а так же выявляем взаимозависимость роста познавательной активности детей от роста творческого потенциала педагогов ДОУ. Изучаем возникающие у педагогов проблемы при реализации программ.

Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Воспитанники принимают активное участие в региональных, городских конкурсах, смотрах, соревнованиях награждены дипломами и тд.

Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи.

Инновационная деятельность способсвует и профессиональному росту педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ 100% охват педагогов курсами повышения квалификации.

Инновационная деятельность ДОУ пропагандируется в СМИ на “Канале-7” норильской государственной теле-радио компании, где педагоги демонстрируют свое педагогическое мастерство при проведении занятий и развлечений с детьми в “комплексах” развития ребенка и др. Свой опыт работы представляют на городском методическом объединении педагогов и научно-практических конференциях в КГУ ДПО НМИПК и ПП г. Норильска и всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, педагоги ДОУ участники конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей образовательных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Дети” и др.

Наш педагогический коллектив не останавливается на достигнутом. Развивая приоритетное физическое направление развития воспитанников, в тесном сотрудничестве с МОУ СОШ № 29 с февраля 2008 г действует экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва “Создание здоровье развивающей среды в образовательном пространстве школа–детский сад”. Реализация данного проекта позволяет обеспечить не только преемственность дошкольного образовательного учреждения, но и даст возможность нашему коллективу совместно с педагогами школы повысить качество образовательных услуг по вопросам сохранения психофизического здоровья воспитанников.

Отрадно отметить, что именно в ходе инновационной работы в процессе работы над своими исследовательскими проектами у педагогов нашего учреждения, стали меняться направления деятельности, отношения к себе, к коллегам, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого.

Инновационная опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ поспособствовала не только объединению педагогических работников для работы в комплексах при разработке подпроектов, имеющих определенные цели, но и позволила сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников. Так же обеспечивает существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие повышение качества содержания воспитательно-образовательной работы и не идет в разрез с программами, реализуемыми в ДОУ.

Презентация