Цель урока: повторение материала.
Задачи урока:
- образовательная - повторить, углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся;
- развивающая:
- способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения;
- способствовать развитию логического мышления;
- развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;
- воспитательная:
- способствовать формированию научного мировоззрения;
- способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;
- пробуждение познавательного интереса к предмету;
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение(вопросы проецируются на экран с помощью проектора).
- Привести примеры инерции.(4балла)
- Привести примеры инерциальных систем отсчета.(5 баллов)
- Сформулировать 1 закон Ньютона.(3балла)
- Назвать условия, при которых изменяется скорость тела.(4 балла)
- Что называется инертностью?(3балла)
- Примеры проявления инертности.(4балла)
- Что такое масса? Эталон массы. Единицы массы.(3балла)
- Как измерить массу различными способами?(4 балла)
- Что такое сила? Единицы силы.(3 балла)
- Какая сила называется равнодействующей?(4 балла)
- Как измерить силу на практике?(3 балла)
- Сформулировать второй закон Ньютона. Записать формулу.(3 балла)
- Назвать особенности 2 закона Ньютона.(5 баллов)
- Сформулировать 3 закон Ньютона.(3 балла)
- Назвать особенности 3 закона Ньютона. Записать формулу.(5 баллов)
- Почему силы, с которыми взаимодействуют тела, не уравновешиваются?(5 баллов)
- Назовите 2 главные физические величины динамики.(4 балла)
- Существуют ли границы применимости законов Ньютона?(5 баллов)
III. Решение задач-минуток
- Автобус движется равномерно по выпуклому мосту. Выполняется ли в автобусе 1 закон Ньютона?
- Что более инертно: железная гиря массой 1кг или 1 литр воды, плотность которой 1000кг/м3?
- Какое из двух тел получает большее ускорение при одинаковом воздействии на них: арбуз массой 5 кг или волейбольный мяч массой 1кг, если диаметры тел одинаковы?
- По графику зависимости проекции скоростиVx движения тела от времени
(см. рисунок 1) определите, в какие промежутки времени равнодействующая всех сил,
действующих на тело:
а)равна 0;
б) не равна 0, и направлена в ту же сторону, что и скорость двигателя;
в) не равна 0 и направлена в сторону, противоположную скорости движения тела.Рис. 1
- На рисунке 2 изображен график зависимости проекции скорости движения тела от времени при
прямолинейном движении. Масса тела 2 кг. Чему равна проекция равнодействующей силы,
действующей на тело?
Рис. 2
IV. Работа в группах по карточкам (задания группам различной степени сложности)
Задачи для группы 1 (Приложение 1)
Задача 1
На рисунке 3 изображены силы, действующие на тело и землю. Какая сила будет являться противодействующей силе упругости (Fупр) по 3 закону Ньютона?
а)Fд
б)mg
Рис. 3
Задача 2.
Тело массой 1 кг движется прямолинейно. График зависимости проекции скорости тела от времени его движения представлен на рисунке 4. Определите проекцию равнодействующей силы, действующей на тело в следующие интервалы времени: 0-4 с; 4-8 с; 8-11 с.
Рис. 4
Задача3.
На одной чаше весов находится сосуд с водой, а на другой штатив, на котором подвешено алюминиевое тело массой 54 г, при этом весы находятся в равновесии. Если удлинив нить, погрузить гирю в воду, то равновесие весов нарушится. Какой груз надо положить на правую чашу весов, чтобы восстановить равновесие? (плотность алюминия 2700 кг/м3).
Задачи для группы 2 (Приложение 2)
Задача 1.
Буксирным тросом перемещают автомобиль массой 2,5 т по прямолинейному участку пути. Определите ускорение автомобиля, если сила тяги 5кН.
Задача 2.
Тело массой 2кг движется по прямолинейной траектории под действием равнодействующей силы. График движения представлен на рисунке 5. Чему равна проекция ускорения тела в следующие моменты времени: 0-20c; 20-35с; 35-50с?
Рис. 5
Задача3.
Нарушится ли равновесие весов, на чашах которых, уравновешены сосуд с водой и гиря, если в сосуд осторожно опустить металлический цилиндр, подвешенный на нити?
Рис. 6
Задачи для группы 3 (Приложение 3)
Задача 1.
На брусок, движущийся прямолинейно по горизонтальной поверхности, действует постоянная сила тяги, равная силе трения. Как движется брусок?
Задача 2.
Под действием силы в 20 Н тело движется с ускорением 0,4 м/с. С каким ускорением будет двигаться это тело под действием силы в 50 Н?
Задача 3.
На рисунке 7 дан график изменения проекции силы от времени для тела массой 50 кг. Определите ускорение тела в следующие промежутки времени: от 0 до 5с; от 6 до 8 с.
Рис. 7
V. Подведение итогов урока. Учащиеся проверяют правильность решения задач по таблицам (Приложение 4)
Учитель: Mеханика И.Ньютона была первой в истории физики, да и вообще науки, законченной теорией, правильно описывающей обширный класс явлений движения тел. Один из современников Ньютона так выразил свое восхищение этой теории в стихах, которые звучат в вольном переводе С.Маршака так:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон!»
VI. Определение д/з
Образец проверки ответов к задачам в группах
№ | фи | хи | ка | ми | я | зи |
---|---|---|---|---|---|---|
Задача 1 | 12 | 48 | 3456 | 23 | 690 | 1 |
Задача 2 | да | нет | нет | Не знаю | да | нет |
Задача 3 | 2 | 4 | 7 | 0 | 9 | 78 |
Слово фи-зи-ка
Карточка самооценки учащегося
Оценка | ||
---|---|---|
За вопросы | За задачи | Общая |