Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о строении вулкана, типах вулканов, гейзерах, горячих источниках, происхождении вулканов, географию размещения вулканов по Земле;
- ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов;
- рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках, гейзерах;
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с картами атласа;
- развитие устной речи;
- умения анализировать факты и делать выводы;
- развивать познавательную деятельность;
Воспитательные:
- развивать чувство прекрасного, содействовать нравственному, эстетическому воспитанию;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- учебники,
- атласы,
- мультимедеопрезентация - Приложение №1,
- раздаточный материал - Приложение №2
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причин образования вулканов с использованием мультимедеопродукта.
Методы:
- обьяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы вместе с вами, на сегодняшнем уроке продолжим удивительное путешествие по удивительному миру литосферы.
2. Изучение нового материала.
Ребята, вы уже знакомы со многими явлениями, которые происходят в природе?! Попробуйте отгадать, о каком явлении природы идет речь?
"В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил выбрасывающийся пепел в жидкую грязь. Под градом камней и пепла был погребён город".
Итак, какое явление природы описывается в отрывке? (вулкан)
Действительно, о вулкане, его извержении. Да не просто вулкана, а знаменитого с древних времен вулкана Везувия. Легендарная катастрофа 24 августа 79 года от Рождества Христова связана с извержением именно этого вулкана. Именно Везувий явился причиной гибели знаменитого итальянского города Помпея. Это событие было настолько неординарным, что нашло свое отражение в литературе и искусстве, например известный русский художник Карл Брюллов запечатлел это событие на знаменитой картине "Последний день Помпеи".
И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос "а почему это так страшно, из за чего"
Итак, тема сегодняшнего урока ("Вулканы")
3. Запишите на раздаточном материале тему сегодняшнего урока.
У древних греков был известен и знаменит мастер Гефест - покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузнеца бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем он был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнеце внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
К настоящему времени, благодаря изучению и исследованию, о вулканах уже очень многое известно. Появилась новая область науки - вулканология. Изучая вулканы, их извержение ученые познают внутреннее строение глубинных слоев Земли.
Действующий вулкан - грандиозное зрелище и грозное явление природы
Все процессы, связанные с движением вещества в мантии, земной коре и на её поверхности называют вулканизмом.
Давайте посмотрим, что собой представляет вулкан.
Вулкан это конус, под которым расположен очаг магмы. Через выводной канал - жерло - магма достигает поверхности и изливается через кратер. При соприкосновении с воздухом её температура и вязкость меняется, магма теряет газы и пары воды и превращается в лаву. Лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканическую гору, нарастающую с каждым новым извержением.
Поработайте с раздаточным материалом и отметьте основные части вулкана.
- Какие части вулкана вы отметили?
Давайте попробуем дать определения основным частям вулкана
Ребята, сидящие на 1 ряду дадут определение кратеру, на втором - жерлу, на третьем - конусу.
Справились с заданием?
Давайте проверим.
Давайте попробуем дать определению вулкану.
- Как вы считаете, как появляется вулкан?
Лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканическую гору, нарастающую с каждым новым извержением.
Форма вулкана изменяется при каждом извержении, но они не предсказуемы.
Бывает, что после подземных толчков, предшествующих вулканической активности, из кратера или трещины в земле вырываются клуб дыма, а затем начинается извержение. На следующий день высота конуса может достигать 30 м, через неделю 100 м, а в конце извержения 430 м. так в 1943 г. в Мексике возник вулкан Парикутин.
На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20 - 30 из них.
- Посмотрите внимательно на карту в вашем атласе на странице 27, скажите, где встречаются вулканы на Земле?
- Каким условным знаком обозначается вулкан?
- Где больше вулканов - на суше или на дне мирового океана? Почему? (океаническая земная кора более тонкая)
Главная зона вулканизма - Тихоокеанское вулканическое кольцо, самое большое скопление вулканов на Земле.
- Поработайте с физической картой полушарий, приведите пример вулкана, расположенного в этой зоне. (влк. Кракатау)
- Покажите его на карте. (к доске)
Вулканы могут извергаться периодически или постоянно, а могут "дремать" веками и тысячелетиями. Поэтому все вулканы на Земле делятся на действующие и потухшие.
Многие вулканы в наши дни "спят", но если человечество сохранило свидетельства об их извержении, их относят к действующим.
- Давайте найдем на карте действующие вулканы: Фудзияма, Килауэа, Этна. (показать на карте у доски)
Если об извержениях вулкана нет никаких сведений - он потухший.
- Найдите на карте потухший вулкан Килиманджаро.
Однако потухшие вулканы могут когда-нибудь проснуться, такие вулканы называются спящими. Это, например, Эльбрус.
- Заполните схему в раздаточном материале, приведите примеры.
- Мы сейчас с вами видели разные вулканы, что можно сказать о внешнем виде вулканов?
Форма вулкана зависит от состава магмы, вязкости и быстроты её застывания. Вулканы из густой лавы принимают форму правильного конуса. У него крутые склоны и "срезанная" вершина. Типичные вулканические конусы есть на Камчатке.
Вулканы из жидкой лавы имеют пологие склоны и напоминают щит - это щитовые вулканы. Жидкая лава растекается на большие расстояния и застывая, образует горы с пологими склонами. К этому типу относятся вулканы Гавайских островов.
Это самые высокие в мире горы, подножия которых лежат на дне океана, а вершины возвышаются над водой. Общая площадь одной из этих гор от её подножия до вершины составляет 10203 м.
Если потоки жидкой лавы широко растекаются по поверхности, то иногда они застывают в виде обширных лавовых полей.
В районах действия вулканов из-под земли, по трещинам, на поверхность выходят горячие подземные воды.
Подземные воды здесь насыщены газами и солями, поэтому становятся газированными и минеральными.
Повсеместно, встречаются воды, нагревшиеся от очага магмы до высокой температуры и называемые термальными.
С подземными водами в районах активного вулканизма связано удивительное природное явление - гейзеры.
- На что похож гейзер? (фонтан)
Гейзер - это периодически действующие природные фонтаны, выбрасывающие горячую воду и пар.
Ребята, вы согласны, что вулканы и явления характерные для них - явления грандиозные, опасные.
Когда начинается извержение вулкана, уже ничего нельзя сделать. Единственной возможностью для спасения людей является экстренная эвакуация из районов извержения. По - этому, так важно заблаговременное извещение об извержении вулкана, а для этого надо постоянно изучать и наблюдать за вулканами. В последние годы вулканологи благодаря новым методам наблюдений могут предсказать деятельность вулканов.
Но, несмотря на многочисленные опасности от вулканов, жизнь вблизи вулкана всегда кипит. Это объясняется тем, что вулкан дает человеку много полезного.
Почва в этих районах очень богата питательными веществами, поэтому люди здесь с древних времен разбивали поля и виноградники.
Различные горные породы (базальт, различные руды, сера и т.д.) образуются благодаря вулканам. Человек использует в своей практической жизни эти горные породы. Например - базальт - идеальный вариант для укладки мостовой.
Ценным вулканическим продуктом является пемза, очень легкая, не тонущая в воде, и поэтому, использующаяся в качестве теплоизолятора.
При изготовлении скульптур используется белый мрамор, который образуется под действием давления и высокой температуры магмы глубоко под землей.
В Южной Америки близ вулкана у г.Кимберли 130 лет тому назад были найдены алмазы. Сейчас там находится знаменитый алмазный рудник Кимберли, который когда-то был кратером вулкана.
В таких шахтах и добывают самый твердый на Земле минерал - алмаз.
В столице Исландии, Рейкьявике, с населением 90 000 жителей дымоходную трубу увидеть можно редко, несмотря на то, что Исландия находится у Северного полярного круга. Это объясняется тем, что для отопления исландцы уже несколько десятилетий используют бьющую из под земли горячую воду.
На Земле огромное количество вулканов, самыми знаменитыми являются:
- Везувий - на языке местных племен название означает "пар".
- Стромболи - своеобразный маяк Средиземного моря, на протяжении нескольких тысячелетий через каждые полтора часа выбрасывает раскаленные газы, вулканический пепел, вулканические бомбы (продукты вулканической деятельности) на высоту в несколько метров.
- Килиманджаро - один из величайших потухших вулканов мира, по представлению местных народов "гора злых духов".
- Попокатепель - до 2000 года был излюбленным маршрутом альпинистов, но в 2000г. вулкан "вспомнил", что он вулкан.
- Ключевская Сопка - самый высокий вулкан России.
- Кракатау - действующий вулкан Индонезии, известный извержением огромной силы в августе 1883 г., которое разрушило большую часть конуса. Морская волна достигла 20 м. погибли десятки тысяч человек.
- Фудзияма - "Священная гора" для японцев. Действующий вулкан Японии с поразительной красоты конусом идеальной формы.
4. Закрепление изученного. Рефлексия.
Ребята мы посмотрели с вами на разные вулканы, давайте после просмотра увиденного попробуем выразить свое отношение к ним в форме написания синквейна.
Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
- 1 строчка - тема называется одним существительным
- 2 строчка - описание темы двумя прилагательными
- 3 строчка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
- 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- 5 строчка - слово, которое повторяет суть темы.
Работа по составлению синквейна.
Ответы учащихся.
Молодцы! Вы сегодня отлично поработали на уроке.