Система образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В последнее десятилетие в России происходила коренная перестройка жизнедеятельности и функционирования общества и государства. Она потребовала пересмотра основных целей и задач образовательной деятельности. Новые приоритеты развития российского образования нашли отражение во многих важных документах, принятых правительством РФ. В них подчеркивается, что курс образования взят не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных ЗУН, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Эти направления связаны не только с изменениями условий жизни в нашей стране, но и с общемировыми тенденциями. Поэтому одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся. Новые требования к гражданам, требуют развития дополнительных качеств от образованной личности. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединения и сообщества, способности будущего члена общества к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.
На наш взгляд в этом направлении особое внимание заслуживает личностно-ориентированная направленность образования, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения. С одной стороны, личностно ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. С другой стороны, основная проблема как личностно ориентированного обучение, так и формирования всесторонне развитой личности состоит в том, что входит в понятие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Применительно к интересующей нас проблеме это означает, что личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом. Об ученике судят по его успехам, выраженной в оценке. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценивать реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами. Речь идет об оценочной политике. Оценочная система, особенно в 1 классе, имеет травмирующий характер, что способствует возникновению психологического дискомфорта, а это приводит, как известно, к тревожности и, возможно, даже к ухудшению здоровья [6].
Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более одаренных [5]. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Выходом из подобной ситуации мы считаем не введение индивидуального оценочного плана, предлагаемого министерством, а эмоциональное воспитание школьников - умение правильно относиться к победам и поражениям, исправлять ошибки. Говоря о младшем школьном возрасте, нельзя забывать о том, что школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития. Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других)/ В возрасте 6-8 лет вести себя правильно означает - вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне, чтобы не упускать своего, а в 8-12 - отвечать ожиданиям других; доставлять другим радость, чтобы другие хорошо обо мне думали, и сам я хорошо о себе думал. Из плоского, одномерного Я ребенка возникает объемный внутренний мир взрослого. Так рождается совесть человека. У ученика появляется возможность саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания, т.е. он перестает бездумно подражать окружающим, а начинает сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним, и так формируется самооценка [4] (Приложение 1).
Поэтому мы начали искать принципиально иной подход к оцениванию, как дополнение к традиционному оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.
Расскажем об оценивании, с использованием личностно-социального подхода, как это понимает наш педагогический коллектив. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволяет преодолеть недостатки существующей системы оценивания и дополнить ее. Целью нашего знакомства с особенностями педагогической практики безотметочного обучения явилось выявление связи самооценки и мотивации, использование эффективных методов и приемов оценивания, способствующих успешности обучения детей в школе. Осуществить полный переход на безотметочное обучение мы не считаем возможным. Более того, это не гуманно по отношению к детям, поскольку, закончив начальную школу, дети переходят в среднее звено, где их знания оцениваются уже по обычной пятибалльной шкале. Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии, но в течение 3-х лет (2001-2004 уч. годы ) мы используем отдельные формы и методы безотметочного обучения (метод взаимного рецензирования, метод групповых оценок, самооценивание, проигрывание роли учителя, оценивание своей работы перед проверкой учителя, защита своего проекта, бальное оценивание и т.д.) [1].Оцениванию должны подлежать не только ЗУН, но и оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни [5]. Нами определены и сформулированы некоторые общие подходы к построению системы оценивания, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации. Например, использование условных шкал, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы индивидуальных графиков, цветограмм, таблиц, «Листы индивидуальных достижений уровня учебных достижений ребенка по множеству параметров», модификация «Лесенка», «рейтинг» по набранным баллам за урок, по теме – это все формы фиксации оценивания. Оценка творческих проявлений ребенка социально оформляется, предоставляется учителям и учащимся разных классов, родителям. В нашей гимназии (МОУ «Гимназия №2» г. Мариинск) это сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах, выпуск классных журналов (например, «Веселая стряпня», «Мое исследование»). Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие инициативные проявления ребенка: умные вопросы, подбор материала, («Тетрадь наших догадок и открытий»), («Интересные догадки») (Приложение 2).
«Тетрадь открытий» появилась для того, чтобы поддержать и развить детскую инициативу, опираясь на любознательность, на желание детей задавать вопросы обо всем, чтобы создать в классе новую (для учеников) форму поощрения в виде авторских записей. Большинство записей: это либо выводы, к которым приходят дети, работая над какой – то проблемой, либо фиксация вновь открытого способа, схемы, алгоритма и т.п. Структура «Тетради открытий» предполагает отслеживание продвижения детей как на индивидуальном, так и на общеклассном уровне. Организация работы направлена на объективизацию самоизменения детей (Я незнающий, неумеющий – в Я знающий, умеющий). Со временем такая тетрадь превращается в «Тетрадь открытий для самого себя».
Работа оценивается лишь как обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от “двойки”, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы [7].
Применение всех описанных форм оценивания с применением элементов безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей. По мнению учителей, сформированность у учащихся действий (умений) по самооценке является важным признаком сформированности компетенций наряду с действиями (умениями) по постановке целей. Наиболее важными являются следующие аспекты деятельности педагога по формированию у учащихся адекватной самооценки педагог должен:
- помнить, что самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя,
- обеспечить отбор (разработку) критериев оценки и сделать эталоны критерии (оценки) известными для учащихся ,
- создать комфортную для ученика психологическую среду.
В заключении отметим, что использование безотметочной формы обучения способствует успешному овладению ребенком различных способов оценивания работы соседа, своей работы, что помогает ему отчетливо различать область знания и незнания, качественно измерять степень своей умелости, чувствовать свою успешность с ранних этапов обучения. Тщательное планирование учителями целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки, ее сопоставимости, помогает своевременно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход в педагогической поддержке ученика. Это положительно влияет на повышение самооценки младшего школьника, на способность школьников организовать продуктивную коммуникацию.
Мы считаем, что существует огромное многообразие различных методов, форм и средств для замещения балльной оценки, для подкрепления и поддержки ученика в освоении учебной деятельности.
От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени и сил, но результат, особенно когда он становится очевидным, позволяет нам пережить ситуацию педагогического успеха.
Литература
- Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
- Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
- Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954.
- Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.
- Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников .
- Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
- «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988.
- Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - Вопросы психологии, 1987, №1.