Урок по литературному чтению сказки В.Осеевой "Добрая хозяюшка" с использованием ИКТ-технологий

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
  • Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев.
  • Развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
  • Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.

Задача урока: формировать умение пересказа с опорой на картинный план.

Тип урока: комбинированный урок

Формы урока: практическое занятие, игра        

Методы:

  • словесные: рассказ, беседа;
  • использование иллюстраций и ТСО;
  • частично-поисковый метод;
  • игровой метод;
  • работа с книгой, словарем;
  • работа с дифференцированными карточками;
  • поощрение.

Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку;
  • таблицы Шульта для каждого учащегося;
  • толковые словари – 2 шт.;
  • выставка книг В. Осеевой – стенд;
  • портрет писательницы;
  • заголовки-названия к выставке;
  • «мордашки-настроения»;
  • таблица «Жанры»;
  • сигнальные карточки;
  • карточки для составления картинного плана – 4 экз.;
  • карточки с пословицами – 5 экз.;
  • стихотворение о доброте на карточках – 2 шт.;
  • песня «Настоящий друг»;
  • поощрения «солнышки» – 26 экз.;
  • учебники, печатные тетради у детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – актуализация знаний

– Как называется раздел учебника, с которым мы работаем?
– Как понимаете, название раздела «Учимся работать с текстом»?
– В чем заключается польза чтения?
– С чего начнем наш урок? Как думаете, почему?

II. Речевая разминка

1. Таблица на активизацию внимания (1 ученик работает у доски)

– читаем в алфавитном порядке
– усложним работу, ищем буквы в разброс

2. Таблицы Шульта разноуровневые (работаем по вариантам – 30 сек.; 1 вариант проверяет, 2 вариант читает.)

– Кто прочитал без ошибок?
– Кто смог прочитать половину столбика?
– Больше? Меньше?

3. Упражнение на дыхание «Улыбка»

– Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.

– Мы знаем много упражнений, почему сегодня выполняли именно это?

4. Работа в группах (слайд 1 – скороговорка)

1, 2, 5, 6 гр. – заучивание скороговорки

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

– Какое слово пропущено?
– Почему употребили именно слово «добрый»?
– Что значит люб?

  • жужжащее чтение;
  • по слогам хором;
  • хором целыми словами;
  • увеличивая темп;
  • по желанию в темпе скороговорки.
3 и 4 гр. – работа со словарем

– Выяснить значение слов «добрый» и «доброта».

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
  • Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

– Догадались, о чем будет наше следующее произведение?

III. Сообщение темы урока

1. Сведения об авторе

– Назовите произведения по началу названия.

Слайд 2 – портрет писательницы, сведения о ней

«СИНИЕ ____________________»
«ПРОСТО ___________________»
«ВОЛШЕБНОЕ ______________»
«ТРИ ________________________»

– Кто автор этих произведений?
– Что знаете о Валентине Осеевой?

2. Выставка книг (стенд)

– Рассмотрите книги на выставке?
– Определите тип нашей выставки:

  • о любви к природе;
  • о дружбе;
  • о трудолюбии;
  • юмористические.

3. Постановка цели: демонстрация книги
– Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Мы должны решить может ли эта книга присоединиться к нашей выставке и определить его жанр.

IV. Новая тема

1. Подготовительная работа перед чтением по стр.; чтение по слогам – целым словом (работа в парах)

– Что такое ЗАВАЛИНКА?

2. Первичное чтение

Жужжащее чтение эпизода о петушке.

– Скажите, была девочка петушку настоящим другом?
– Объясните свое мнение.

Чтение эпизода про курочку – по линейке

– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?

Чтение эпизода про уточку – простукивание.

– Может быть, дружба с уточкой получилась?

Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».

– Как развивались события дольше?
– Почему же девочка осталась одна?
– Определите жанр произведения.

Физкультминутка

Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями)
Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища)
Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз)
Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания)
Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись)
И опять настала тишь. (Сели)

3. Выборочное чтение

– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»
– А как поступил щенок?

4. Работа в группах – слайд 3, 4, 5.

2, 4, 5, 6 гр. – составление картинного плана, поиск «ловушек»

– Нашли ловушку? Докажите.
– Расположите картинки по порядку знакомства животных с хозяюшкой.

Проверка по слайду.

– Подготовьте пересказ своего отрывка.

1 и 3 гр. – работа в печатной тетради, исправление ошибок.

– Нашли ошибки?

Проверка по слайду

– К какой части картинного плана относится ваш отрывок.

– Почему девочка осталась без домашних питомцев?
– Можем ли мы  уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.

V. Итог урока

– Может ли эта сказка занять место на нашей выставке? Объясните свое мнение.

1, 2, 3, 4, 5 гр. – работа с пословицами

– Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашей сказке?
– Какие это пословицы?
– Какую мысль они должны до вас донести?

6 гр. – подготовить выразительное чтение стихотворения

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Выразительное чтение стихотворения «Доброта» под песню «Настоящий друг». Вручение поощрений.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2