Цели урока:
- Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
- Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев.
- Развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
- Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Задача урока: формировать умение пересказа с опорой на картинный план.
Тип урока: комбинированный урок
Формы урока: практическое занятие, игра
Методы:
- словесные: рассказ, беседа;
- использование иллюстраций и ТСО;
- частично-поисковый метод;
- игровой метод;
- работа с книгой, словарем;
- работа с дифференцированными карточками;
- поощрение.
Оборудование:
- проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку;
- таблицы Шульта для каждого учащегося;
- толковые словари – 2 шт.;
- выставка книг В. Осеевой – стенд;
- портрет писательницы;
- заголовки-названия к выставке;
- «мордашки-настроения»;
- таблица «Жанры»;
- сигнальные карточки;
- карточки для составления картинного плана – 4 экз.;
- карточки с пословицами – 5 экз.;
- стихотворение о доброте на карточках – 2 шт.;
- песня «Настоящий друг»;
- поощрения «солнышки» – 26 экз.;
- учебники, печатные тетради у детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – актуализация знаний
– Как называется раздел учебника, с которым мы
работаем?
– Как понимаете, название раздела «Учимся
работать с текстом»?
– В чем заключается польза чтения?
– С чего начнем наш урок? Как думаете, почему?
II. Речевая разминка
1. Таблица на активизацию внимания (1 ученик работает у доски)
– читаем в алфавитном порядке
– усложним работу, ищем буквы в разброс
2. Таблицы Шульта разноуровневые (работаем по вариантам – 30 сек.; 1 вариант проверяет, 2 вариант читает.)
– Кто прочитал без ошибок?
– Кто смог прочитать половину столбика?
– Больше? Меньше?
3. Упражнение на дыхание «Улыбка»
– Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.
– Мы знаем много упражнений, почему сегодня выполняли именно это?
4. Работа в группах (слайд 1 – скороговорка)
1, 2, 5, 6 гр. – заучивание скороговорки Дятел
лечит древний дуб, – Какое слово пропущено?
|
3 и 4 гр. – работа со словарем – Выяснить значение слов «добрый» и «доброта».
|
– Догадались, о чем будет наше следующее произведение?
III. Сообщение темы урока
1. Сведения об авторе
– Назовите произведения по началу названия.
Слайд 2 – портрет писательницы, сведения о ней
«СИНИЕ ____________________»
«ПРОСТО ___________________»
«ВОЛШЕБНОЕ ______________»
«ТРИ ________________________»
– Кто автор этих произведений?
– Что знаете о Валентине Осеевой?
2. Выставка книг (стенд)
– Рассмотрите книги на выставке?
– Определите тип нашей выставки:
- о любви к природе;
- о дружбе;
- о трудолюбии;
- юмористические.
3. Постановка цели: демонстрация книги
– Сегодня мы познакомимся произведением В.
Осеевой «Добрая хозяюшка». Мы должны решить
может ли эта книга присоединиться к нашей
выставке и определить его жанр.
IV. Новая тема
1. Подготовительная работа перед чтением по стр.; чтение по слогам – целым словом (работа в парах)
– Что такое ЗАВАЛИНКА?
2. Первичное чтение
Жужжащее чтение эпизода о петушке.
– Скажите, была девочка петушку настоящим
другом?
– Объясните свое мнение.
Чтение эпизода про курочку – по линейке
– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку – простукивание.
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».
– Как развивались события дольше?
– Почему же девочка осталась одна?
– Определите жанр произведения.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями)
Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища)
Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз)
Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания)
Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись)
И опять настала тишь. (Сели)
3. Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка,
когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– Давайте, определим наше настроение от
прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»
– А как поступил щенок?
4. Работа в группах – слайд 3, 4, 5.
2, 4, 5, 6 гр. – составление картинного
плана, поиск «ловушек» – Нашли ловушку?
Докажите. Проверка по слайду. – Подготовьте пересказ своего отрывка. |
1 и 3 гр. – работа в печатной тетради,
исправление ошибок. – Нашли ошибки? Проверка по слайду – К какой части картинного плана относится ваш отрывок. |
– Почему девочка осталась без домашних
питомцев?
– Можем ли мы уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая
хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку:
уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку
доброй, чтобы заставить своих читателей
задуматься над ее поступками.
V. Итог урока
– Может ли эта сказка занять место на нашей выставке? Объясните свое мнение.
1, 2, 3, 4, 5 гр. – работа с пословицами –
Из группы пословиц выбирайте только ту, которая
подходит к нашей сказке? |
6 гр. – подготовить выразительное
чтение стихотворения Добрым быть, совсем,
совсем не просто, |
Выразительное чтение стихотворения «Доброта» под песню «Настоящий друг». Вручение поощрений.