Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения кислорода, его свойствах, об областях использования кислорода;
продолжить формировать умения и навыки решения расчётных задач с применением понятий “молярный объём”, “термохимические уравнения”.
Оборудование: поднос с различными приборами, которые содержат части прибора для получения кислорода.
Девиз урока: “Кислород - это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Вступительное слово учителя:
Ребята, мы с вами изучили раздел о кислороде, его свойствах, способах получения его использовании, охране. А почему кислород для нас так важен? (Ответы уч-ся). Вот поэтому, сегодня мы все свои знания по теме: "Кислород. Оксиды. Горение" обобщим, закрепим. Для ведения урока, по моей просьбе, вы приготовили таблицу в тетрадях. По мере того, как мы будем работать, она будет вами заполняться (таблица прилагается).
1.По первому пункту плана "Общая характеристика кислорода" отвечает с места 1 ученик, а остальные заполняют в тетради таблицу.
2.По второму пункту "Нахождение в природе" также отвечает 1 ученик, а учащиеся по мере ответа ведут запись в тетрадях.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, приведите примеры веществ, которые содержат кислород (ответы). Рассчитайте массовую долю кислорода: 1 ученик у доски – SiO2, остальные по рядам: 1 ряд - СuО, 2 ряд - SО2, 3 ряд - SО2 (проверка решения).
УЧИТЕЛЬ: Как мы сейчас говорили о кислороде - как об элементе или о веществе? (ответы). Что же это за вещество - кислород?
3.3аполняем пункт: "Физические свойства кислорода" по ответу одного из учеников.
УЧИТЕЛЬ: В ответе прозвучало, что кислород тяжелее воздуха. Как можно собрать, полученный кислород (ответы учащихся).
4.Приступаем к заполнению пункта “Получение кислорода”. Сначала о получении кислорода в лабораторных условиях (у доски учащихся записывают уравнения реакций). Когда доходим до KmnO4 - прошу, 2 ученика из предложенных приборов собрать прибор для получения кислорода и собрать его методом вытеснения воздуха. Пока учащихся проводят опыт, с классом выясняем к какому типу реакций относятся реакции получения кислорода в лабораторных условиях, слушаем ученика о получении в промышленности. Далее демонстрация уч-ся собранного кислорода и обсуждение опыта (предлагаю решить задачу на вычисление объема выделившегося кислорода).
5.В процессе беседы подвожу уч-ся к пункту "Химические свойства кислорода” (ответ ученика), а у доски уч-ся записывают уравнения горения металлов, неметаллов, сл.веществ, а класс в тетрадях. После - беседа с классом, какие по составу образуются вещества? Как называются эти вещества? (Расчет массы оксида по известной массе вещества).
УЧИТЕЛЬ: Ребята, чем сопровождается процесс горений веществ в кислороде? (выделение тепла и света). Как называются реакции с выделением тепла (экзотермическими). А с поглощением тепла? (эндотермическими). Как называется, указанное в уравнении число теплоты (тепловой эффект реакции). Как называются уравнения, в которых указан тепловой эффект? (термохимическими).
Решаем задачу: рассчитайте массу сгоревшего угля, если выделилось 80448кДж тепла. (Термохимическое уравнение: С + О2 = СО2 + 402,24 кДж). У доски ученик, а класс в тетрадях. Далее проверка решения.
6.Обобщающая беседа и заполнение пункта "Применение кислорода". А как объяснить то, что, несмотря на широкое использование кислорода, его масса заметно уменьшается? (ответы учащихся). Параллельно класс заполняет соответствующий пункт в таблице.
7. Заполнение пункта “Круговорот кислорода в природе", здесь же беседа с классом об охране воздуха от загрязнителей”.