Урок географии в 7-м классе по теме "Рельеф Африки"

Разделы: География


Этап, время

Учитель

Ученик

Обоснование

I Оргмомент-1 мин.

Приветствие

Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих.

Организация внимания, настрой учащихся в рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины.

Фронтальная беседа по домашнему заданию- 1 мин.

- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- К каким материкам относится Африка по географическому положению?

- Только ли из-за ГП мы называем Африку южным материком?

Слайд №1

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.

II Актуализация знаний-5 мин.

Учитель: - Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание:

Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке:

1) наиболее влажный материк;

2) экватор проходит почти посередине;

3) омывается четырьмя океанами;

4) занимает по площади второе место;

5) расположены великие разломы;

6) самый большой по площади материк;

7) самый жаркий материк;

8) расположена самая длинная горная цепь на суше;

9) материк пересекается двумя тропиками;

10) в рельефе преобладают равнины.

Учитель:

- Какие характеристики Африки вызвали затруднения при ответе?

- По каким характеристикам было мнение спорное?

- Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться?

Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь, он вам очень понравится.

Видеофрагмент. Приложение №2

Учащиеся слушают и осмысливают задание.

Выбирают правильные характеристики Африки

Слушают друг друга, поправляют, корректируют знания.

Внимательно смотрят видеофрагмент, который помогает осознать красоту и неповторимость континента.

Осуществление оперативного контроля за знаниями учащихся.

Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала.

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.

Развитие непроизвольного внимания.

III Изучение и усвоение нового материала- 12 мин.

 

  • Вступительное слово учителя по новой теме.

Об Африке говорить можно очень много, но цели сегодняшнего урока следующие:

Приложение №3

Учитель: - Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента.

- Рассказ учителя по новой теме.

Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О том, как шло формирование континента, давайте послушаем ребят, которые подготовили проект на тему – «Африка – часть древнего материка».

- Работа группы. Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка»:

  1. О Гондване.
  2. Сравнительное положение южных материков по отношению к Африке в начальную фазу раскола Пангеи и в настоящее время (Схема Гондваны).

Учитель: - Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем учителя, работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо.

- Работа с картами «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки»:

- Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа.

- Назовите основные формы рельефа.

- По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка.

- Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример взаимосвязи крупной формы рельефа материка со строением земной коры.

- Объясните преобладание равнин на материке.

- Какие горы есть в Африке?

- Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые?

- На какие две части можно разделить Африку по преобладающим высотам?

- Какими полезными ископаемыми богата Северная часть Африки, а какими - Южная?

- С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых?

Учитель: - И так, давайте установим взаимосвязь и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки.

Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение земной коры» позволяет сделать следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется -

Закончи предложения:

- В основании материка лежит …, на которой расположены ….. .

- Складчатым областям соответствуют ….. .

- Рельеф Африки разнообразен, это - …., …., …, …, …. .

- На материке преобладают …. .

- Горы расположены в основном на ....

  • Учащиеся подводятся к идее, что земная кора все время изменяется, на определенном этапе образуются платформы, потом происходит их дальнейшее изменение.

Ярким примером этого развития является рельеф Африки.

Учитель: - Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали с книгой, атласом. Была представлена интересная презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану?

Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма».

Цель игры: - Подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку, и чтобы туристы получили информацию о данных районах.

Инструкция – 1) работаем в группах;

  • Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов.
  • Вам предлагаются в помощь карточки, когда группа готова, руководитель поднимает карточку: зеленая карточка – предварительная проверка, красная карточка – буклет готов.
  • Пользуйтесь любым материалом.

5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим.

Итак, подготовьтесь к работе в группах.

Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах.

  • План описания учебника – стр.311

I гр. – Атласские горы

II гр. – Эфиопское нагорье

III гр. – Драконовы горы

IV гр. - Рувензори.

V гр. – Восточно-Африканское плоскогорье

План:

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2)В каком направлении тянется?

3)Каковы размеры?

4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5)А это вы знаете?

Учитель контролирует и координирует работу групп.

Учитель:

Когда все карточки подняли, т. е. группы готовы к ответу, займите свои места.

Слайд №2 – Цели урока

Внимательно слушают учителя, осмысливают цели урока.

Самостоятельно знакомятся с планом урока и приступают к его выполнению.

Слайд №3 – План урока

Презентация

Слайд № 4- №7

Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка».

Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, поправляют друг друга.

Работают с учебником и картами атласа.

Работают с предложенным заданием «Закончи предложения…»

Слайд №8

Проверьте свои знания:

- В основании материка лежит платформа, на которой расположены равнины.

- Складчатым областям соответствуют горы.

- Рельеф Африки разнообразен, это - равнины, плоскогорья, низменности, возвышенности, горы.

- На материке преобладают равнины.

- Горы расположены в основном на окраинах материка.

Слушают, осознают задание.

Включаются в деловую игру «Туристическая фирма

Приступают к работе с сигнальными карточками.

Формирование целенаправленного характера учебной деятельности.

Концентрация внимания. Обеспечение восприятия и осознания нового материала.

Презентация усиливает восприятие существенных сторон изучаемого материала.

Развитие речи, расширение кругозора.

Активизация познавательной мотивации.

Обучение учащихся собственной деятельности по изучению нового материала (самостоятельность и осознанность)

Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.

Работа с учебником, картами атласа формирует навыки самостоятельной работы, активизирует мыслительную деятельность.

Этот момент урока способствует развитию умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи, делать сравнения.

Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала.

Словарная работа – проверка глубины понимания и устранение пробелов в усвоении учебного материала.

IV Закрепление материала. Выработка умений и навыков – 23мин.

Заслушать выступления групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке

Беседа:

- Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему?

- Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

Учитель:

- Ребята, для того, чтобы определить, как вы усвоили материал, вам предлагаются разноуровневые задания.

Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете.

Учитель озвучивает инструкцию

Разноуровневые задания.

1 уровень:

- Как называется плита, на которой расположен материк?

- Что еще лежит на плите, кроме материка?

- Перечислите основные тектонические структуры на территории Африки.

2 уровень:

- Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит?

- Подтвердите правильность утверждения – Африка- материк равнин.

- Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки.

3 уровень:

- Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет.

- Сделайте вывод о влиянии тектонического строения Африки на ее рельеф.

После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми.

Слушают выступления ребят из других групп.

Дополняют ответы товарищей.

Высказывают свое мнение.

Приложение №2

Проверка выполнения заданий:

Ребята, задания 1 уровня кто выбрал?

-1 уровень на экран;

- 2 и 3 уровень заслушать ответы.

Слайд № 9

Ответы на вопросы заданий 1 уровня:

1.Плита, на которой расположена Африка, называется Африканская.

2.Кроме материка на плите лежат ложа Атлантического и Индийского океанов.

3.Основные тектонические структуры: Африкано -Аравийская платформа и области древнейшей и древней складчатости.

Игровой момент стимулирует познавательную активность, интерес к изучаемому материалу.

Развитие способности применять знания на практике.

Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому.

Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей

Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задания.

Закрепление знаний в нестандартной ситуации.

Воспитание дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки.

Оказание дифференцированной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля.

Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать

Развитие умения воспроизводить основные идеи учебного материала.

Создание ситуации успеха при использовании разнообразных форм закрепления материала.

Формирование самостоятельности.

Включение новых знаний в систему изученного материала.

 

 Учитель: - Ребята, а сейчас, мы должны проверить, как вы усвоили новый материал. Вам предлагается выполнить тест

- «Рельеф Африки».

Бланк ответов прилагается к тесту.

Приложение №5 – ТЕСТ

Внимательно знакомятся с тестом, приступают к выполнению задания.

Слайд №10

Работа с тестами позволяет осуществить оперативный контроль знаний, умений, навыков учащихся по новой теме, помогает сделать вывод об уровне осознанности и прочности знаний по теме, оценить работу всех учащихся.

V. Подведение итогов урока -2 мин.

  • Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • А кто понравился?
  • Что запомнилось?
  • Какое задание хотелось бы сделать еще раз?
  • Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

Выставление в журнал оценок за урок.

Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку.

Развитие умений делать выводы, объективно оценивать уровень достигнутых целей урока, работу товарищей.

VI. Домашнее задание - 1 мин.

Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание.

Конкретизирует его, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися.

  • Параграф - №25
  • Самостоятельная работа на контурных картах -

отметить (подписать) основные формы рельефа и полезные ископаемые.

Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

Слайд №11

Мотивирование домашнего задания,

создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном его выполнении всеми учащимися.

Презентация

Приложения 1-5