Цели урока:
1. Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала, связанную с:
- изменением численности населения,
- естественным движением населения,
- механическим движением населения,
- половозрастной структурой населения,
- трудовыми ресурсами и размещением населения Белгородской области.
- Создать условия для:
- применения ранее полученных знаний и умений по теме “Население России”;
- применения ранее полученных знаний и практических умений в работе с таблицами, диаграммами, картосхемами;
- изучения изменения численности населения,
- изучения естественного движения населения,
- изучения механического движения населения,
- изучения половозрастной структурой населения ,
- изучения трудовых ресурсов и размещение населения Белгородской области.
3. Задачи:
- усвоение знаний по теме;
- учить обучающихся делать выводы по итогам разных видов деятельности на уроке.
4. Оборудование:
- карта Белгородской области,
- атлас Белгородской области,
- География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.,
- мультимедийный проектор,
- компьютер.
- Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний по теме: “Население России” с помощью тестов:
Подберите пару: понятие – определение.
- Резкое увеличение прироста населения.
- Снижение численности населения.
- Превышение количества родившихся людей над умершими.
- Территория России, где сосредоточена большая часть населения.
- Передвижение населения по территории.
- Насильственное переселение людей.
- Часть населения страны, способного работать в хозяйстве.
- Часть трудоспособного населения, занятого в народном хозяйстве или ищущего работу.
- Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения.
- Рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни.
- Группа близкородственных городов, объединенных тесными связями.
А) депортация;
Б) естественный прирост населения;
В) урбанизация;
Г) экономически активное население;
Д) демографический кризис;
Е) миграции;
Ж) агломерация;
З) демографический взрыв;
И) рынок труда;
К) главная полоса расселения;
Л) трудовые ресурсы.
III. Объявление темы урока, совместная постановка с обучающимися темы урока.
IV. Изучение нового материала.
1. Вопросы для подготовки восприятия нового материала:
- Какова численность населения России?
- Для чего необходимо изучать изменение численности населения?
- Какие факторы влияют на процессы рождаемости и смертности населения?
- Каковы показатели воспроизводства населения в России?
- Какие виды миграции Вы знаете?
- Какое влияние оказывает миграция на численность и воспроизводство населения?
2. Информация учителя о населении Белгородской области.
(Учащиеся делают записи в тетрадь)
“На 9 октября 2002 года (по переписи населения) в Белгородской области проживало 1512, 3 тыс. человек. Это относительно небольшой по численности населения регион Российской Федерации – чуть более 1% от численности населения Российской Федерации и занимает шестое место в Центральном федеральном округе. В городской местности области живут 66% населения, в сельской – 34%.Это ниже, чем в среднем по России, поскольку городское население страны составляет 73% населения.
Динамика численности населения складывалась под влиянием естественного и механического движений.”
3. Практическая работа “Население Белгородской области” по учебнику Белгородской области.
А) Используя таблицу 4. “Численность населения
России и Белгородской области, тыс. чел.” на стр.
12 определите какова причина резкого сокращения
численности населения между 1930 и 1959 гг. и
плавного роста числа жителей с 1989 года? (Ответ и
вывод записать в тетрадь).
Б) По рис. 8 . “Изменение естественного движения
населения Белгородской области” стр.13
охарактеризуйте ситуацию изменения
естественного движения населения Белгородской
области в период с 1954г. по 2004г. (Ответ и вывод
записать в тетрадь).
В) По рис 10. “Механическое движение населения
Белгородской области” на стр. 14 проанализируйте
график механического движения населения
Белгородской области. Какие изменения произошли
за последние 15 лет в механическом движении
населения Белгородской области, с чем это
связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Г) По рис.11. “Миграционный приток населения в
Белгородскую область из других регионов России и
стран – бывших республик СССР в 2000-2004 гг.” на
стр.14 определить откуда прибывает больше всего
мигрантов в Белгородскую область и с чем это
связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Д) По рис.12. “Половозрастная пирамида населения
Белгородской области, 2004 г.” стр.17
проанализируйте половозрастную пирамиду:
- С чем связаны “шрамы” в отдельных возрастных группах?
- Объясните процесс старения населения.
(Ответ и вывод записать в тетрадь).
Е) По рис.14. “Занятость населения Белгородской области” стр.17 объясните ситуацию на рынке труда в Белгородской области? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Ж) По рис.15. “Расселение населения Белгородской области (2005 г.) стр.19. Проанализируйте карту “Расселение населения Белгородской области (2005 г.)”, дайте ответы на вопросы:
- Как размещено население по Белгородской области?
- Перечислите 5 районов с высокой (для Белгородской области) плотностью населения.
- Перечислите 5 районов с низкой (для Белгородской области) плотностью населения.
- Перечислите города Белгородской области.
- Перечислите поселки городского типа.
- Посчитайте сколько сельских населенных пунктов с населением более 1000 человек. (Ответ и общий вывод записать в тетрадь).
4. Отчет обучающихся о выполнении практической работы “Население Белгородской области”.
Учащиеся зачитывают ответы с выводами, которые по прочтению комментируются и оцениваются одноклассниками. Учитель следит за правильностью ответов и корректностью выставления оценок.
5. Информация учителя о расселении населения Белгородской области:
- Средняя плотность населения 55,8 чел./кв.км.
- Население размещено неравномерно – от 63,3 чел./кв.км в Белгородском районе до 17,9 в Чернянском районе.
- Б.о. недостаточно урбанизированный регион России – 66% городское население.
- Самые высокие темпы урбанизации – с 1970 по 1979гг. – годы интенсивной индустриализации области.
- В области 10 городов и 20 посёлков городского типа (пгт).
- Белгород – 340,9 тыс. человек,
Старый Оскол – 217,4 тыс.человек.
- В сельской местности насчитывается 1577 населённых пунктов, для которых характерно:
1) высокая плотность населения и густая сеть
сельских поселений в расчёте на 100 кв.км;
2) невысокая средняя людность сельских
населённых пунктов (около 300 человек);
3) низкий удельный вес крупных населённых
пунктов. Поселения с числом жителей свыше 1 тыс.
человек составляют всего 6,4% всех поселений (но в
них проживает более 35% населения).
(Учащиеся делают записи в тетрадь)
V. Закрепление. Исследуем, анализируем.
- К каким социально-экономическим последствиям приведет демографическая революция?
- Может ли обеспечить конкурентоспособность на рынке труда одно полученное образование?
- Нужна ли полная занятость населения? Как Вы относитесь к безработице?
VI. Задание на дом:
Тема 2. Население. §§ 3-5. Прочитать тексты.
Дать характеристику города Белгорода по плану:
- экономико-географическое положение;
- история возникновения;
- главные функции;
- сфера услуг;
- уровень благоустройства.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия.
Литература:
География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.