Население Белгородской области

Разделы: География


Цели урока:

1. Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала, связанную с:

    • изменением численности населения,
    • естественным движением населения,
    • механическим движением населения,
    • половозрастной структурой населения,
    • трудовыми ресурсами и размещением населения Белгородской области.
  1. Создать условия для:
    • применения ранее полученных знаний и умений по теме “Население России”;
    • применения ранее полученных знаний и практических умений в работе с таблицами, диаграммами, картосхемами;
    • изучения изменения численности населения,
    • изучения естественного движения населения,
    • изучения механического движения населения,
    • изучения половозрастной структурой населения ,
    • изучения трудовых ресурсов и размещение населения Белгородской области.

3. Задачи:

    • усвоение знаний по теме;
    • учить обучающихся делать выводы по итогам разных видов деятельности на уроке.

4. Оборудование:

  • карта Белгородской области,
  • атлас Белгородской области,
  • География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.,
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер.
  1. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по теме: “Население России” с помощью тестов:

Подберите пару: понятие – определение.

  1. Резкое увеличение прироста населения.
  2. Снижение численности населения.
  3. Превышение количества родившихся людей над умершими.
  4. Территория России, где сосредоточена большая часть населения.
  5. Передвижение населения по территории.
  6. Насильственное переселение людей.
  7. Часть населения страны, способного работать в хозяйстве.
  8. Часть трудоспособного населения, занятого в народном хозяйстве или ищущего работу.
  9. Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения.
  10. Рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни.
  11. Группа близкородственных городов, объединенных тесными связями.

А) депортация;
Б) естественный прирост населения;
В) урбанизация;
Г) экономически активное население;
Д) демографический кризис;
Е) миграции;
Ж) агломерация;
З) демографический взрыв;
И) рынок труда;
К) главная полоса расселения;
Л) трудовые ресурсы.

III. Объявление темы урока, совместная постановка с обучающимися темы урока.

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы для подготовки восприятия нового материала:

    • Какова численность населения России?
    • Для чего необходимо изучать изменение численности населения?
    • Какие факторы влияют на процессы рождаемости и смертности населения?
    • Каковы показатели воспроизводства населения в России?
    • Какие виды миграции Вы знаете?
    • Какое влияние оказывает миграция на численность и воспроизводство населения?

2. Информация учителя о населении Белгородской области.

(Учащиеся делают записи в тетрадь)

“На 9 октября 2002 года (по переписи населения) в Белгородской области проживало 1512, 3 тыс. человек. Это относительно небольшой по численности населения регион Российской Федерации – чуть более 1% от численности населения Российской Федерации и занимает шестое место в Центральном федеральном округе. В городской местности области живут 66% населения, в сельской – 34%.Это ниже, чем в среднем по России, поскольку городское население страны составляет 73% населения.

Динамика численности населения складывалась под влиянием естественного и механического движений.”

3. Практическая работа “Население Белгородской области” по учебнику Белгородской области.

А) Используя таблицу 4. “Численность населения России и Белгородской области, тыс. чел.” на стр. 12 определите какова причина резкого сокращения численности населения между 1930 и 1959 гг. и плавного роста числа жителей с 1989 года? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Б) По рис. 8 . “Изменение естественного движения населения Белгородской области” стр.13 охарактеризуйте ситуацию изменения естественного движения населения Белгородской области в период с 1954г. по 2004г. (Ответ и вывод записать в тетрадь).
В) По рис 10. “Механическое движение населения Белгородской области” на стр. 14 проанализируйте график механического движения населения Белгородской области. Какие изменения произошли за последние 15 лет в механическом движении населения Белгородской области, с чем это связано?  (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Г) По рис.11. “Миграционный приток населения в Белгородскую область из других регионов России и стран – бывших республик СССР в 2000-2004 гг.” на стр.14 определить откуда прибывает больше всего мигрантов в Белгородскую область и с чем это связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Д) По рис.12. “Половозрастная пирамида населения Белгородской области, 2004 г.” стр.17 проанализируйте половозрастную пирамиду:

    • С чем связаны “шрамы” в отдельных возрастных группах?
    • Объясните процесс старения населения.

(Ответ и вывод записать в тетрадь).

Е) По рис.14. “Занятость населения Белгородской области” стр.17 объясните ситуацию на рынке труда в Белгородской области? (Ответ и вывод записать в тетрадь).

Ж) По рис.15. “Расселение населения Белгородской области (2005 г.) стр.19. Проанализируйте карту “Расселение населения Белгородской области (2005 г.)”, дайте ответы на вопросы:

    • Как размещено население по Белгородской области?
    • Перечислите 5 районов с высокой (для Белгородской области) плотностью населения.
    • Перечислите 5 районов с низкой (для Белгородской области) плотностью населения.
    • Перечислите города Белгородской области.
    • Перечислите поселки городского типа.
    • Посчитайте сколько сельских населенных пунктов с населением более 1000 человек. (Ответ и общий вывод записать в тетрадь).
    •  

4. Отчет обучающихся о выполнении практической работы “Население Белгородской области”.

Учащиеся зачитывают ответы с выводами, которые по прочтению комментируются и оцениваются одноклассниками. Учитель следит за правильностью ответов и корректностью выставления оценок.

5. Информация учителя о расселении населения Белгородской области:

  • Средняя плотность населения 55,8 чел./кв.км.
  • Население размещено неравномерно – от 63,3 чел./кв.км в Белгородском районе до 17,9 в Чернянском районе.
  • Б.о. недостаточно урбанизированный регион России – 66% городское население.
  • Самые высокие темпы урбанизации – с 1970 по 1979гг. – годы интенсивной индустриализации области.
  • В области 10 городов и 20 посёлков городского типа (пгт).
  • Белгород – 340,9 тыс. человек,

Старый Оскол – 217,4 тыс.человек.

  • В сельской местности насчитывается 1577 населённых пунктов, для которых характерно:

1) высокая плотность населения и густая сеть сельских поселений в расчёте на 100 кв.км;
2) невысокая средняя людность сельских населённых пунктов (около 300 человек);
3) низкий удельный вес крупных населённых пунктов. Поселения с числом жителей свыше 1 тыс. человек составляют всего 6,4% всех поселений (но в них проживает более 35% населения).

(Учащиеся делают записи в тетрадь)

V. Закрепление. Исследуем, анализируем.

  1. К каким социально-экономическим последствиям приведет демографическая революция?
  2. Может ли обеспечить конкурентоспособность на рынке труда одно полученное образование?
  3. Нужна ли полная занятость населения? Как Вы относитесь к безработице?

VI. Задание на дом:

Тема 2. Население. §§ 3-5. Прочитать тексты.

Дать характеристику города Белгорода по плану:

  • экономико-географическое положение;
  • история возникновения;
  • главные функции;
  • сфера услуг;
  • уровень благоустройства.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия.

Литература:

География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.

Презентация