Цели урока:
- Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.
- Учить чётко и последовательно излагать с вои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что”.
- Развивать исследовательский интерес и любознательность.
Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.
Материал: запись звуков, часы, мячик, магнитофон, карандаши, фонарик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом”.
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.
Утро – день, вечер – ночь, зима – весна, лето – осень,
Понедельник – вторник, среда - четверг, суббота - воскресенье.
Заканчивает воспитатель словами:
- За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра, которые я услышала. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.
- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.
Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)
Воспитатель:
- Какие звуки вы услышали? Я слышала гудок завода. А вы?
Дети:
- Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.
Воспитатель:
- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?
Дети:
- Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.
Воспитатель:
- А будильник, это что такое?
Дети:
- Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.
Воспитатель:
- Какие часы вы знаете?
Дети:
- Электронные, настенные, детские, с кукушкой, куранты, механические, красивые, разной формы.
Воспитатель:
- Где в нашем городе вы видели часы?
Дети:
- Башня у Дворца Алюминщиков, вокзал, у цирка, у ЦУМа, на заводах.
Воспитатель:
- Молодцы, вы были внимательны, вспомнив столько разных мест, где у нас в городе установлены часы. Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Дети:
- По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.
Воспитатель:
- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
Дети (считают):
- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
В далёком прошлом окажись.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и попали в Египет, древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень.
Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.
Воспитатель:
- Какие часы придумали древние египтяне?
Дети:
- Солнечные часы.
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель:
- Всегда ли можно определить время по этим часам?
Дети:
- В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.
Воспитатель:
- А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?
Ответы детей.
Воспитатель:
- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.
Показ картинки водяных часов.
Воспитатель:
- В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?
Дети:
- Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.
Воспитатель:
- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.
Показ картинки песочных часов.
Воспитатель:
- Песочные часы используются и сейчас. А кто в нашем детском саду пользуется такими часами? Что она с ними делает?
Дети:
- Врач Татьяна Алексеевна, когда греет нам горлышко, потому что надо знать точное время, чтобы не сжечь горлышко.
Воспитатель:
- Чем неудобны в использовании такие часы?
Дети:
- Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.
Воспитатель:
- Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи. Почему люди перестали использовать свечи, как часы?
Дети:
- Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.
Воспитатель:
- Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.
Показ часов.
Воспитатель:
- Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.
Физминутка:
- Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному,то к другому плечу).
Все часы идут вот так
Тик – так.
Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
Тик – так, тик – так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому)
Мы тоже можем так плечу.
Тик – так, тик – так, тик – так.
Воспитатель:
- Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой - ушко.
- Саша, скажи, как называется завод у часов? (Маша, Даша и др.)
Дети:
- Завод у часов называется - ушко.
Воспитатель:
- Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?
Показ разобранного будильника.
Воспитатель:
- Почему часы называют механическими?
Дети:
- Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.
Воспитатель:
- Что мы видим, глядя на часы?
Дети:
- Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.
Воспитатель:
- С тех пор часы меняли только с вою внешность. Я предлагаю вам поиграть в игру “Заштрихуй”. Перед вами часы разной формы. Заштрихуйте круглые ч асы горизонтально (слева – направо), квадратные вертикально (сверху – вниз).
Проверьте, все ли правильно выполнили. У кого правильно, поднимите руку.
Воспитатель:
- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
Дети:
- В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.
Воспитатель:
- Чем отличаются механические часы от электронных?
Дети:
- У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.
- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.
- Вот у меня часы.
- Даша, покажи время, когда мы садимся на занятие.
- Миша, покажи время, когда заканчивается передача “Спокойной ночи, малыши”.
- Диана, покажи время, когда мы просыпаемся днём после сна.
Воспитатель:
- Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.
- А сейчас нам обратно пора, в настоящее.
Раз, два, три – вокруг себя ты повернись
И в детском саду окажись.
- Предлагаю вам игру “Эволюция часов”.