"Путешествие по Стране восходящего солнца" в рамках внеучебной деятельности (кружок русского языка "Этикетные формы общения")

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Сформировать ключевые компетенции учащихся: универсальные и коммуникативные знания, умения, навыки; навыки исследовательской деятельности.
  2. Пробудить познавательный интерес к этикету, традициям и обычаям соседнего с нами государства Японии.
  3. Воспитывать чувство толерантности к другому народу, уважения к его самобытности.

Оборудование, наглядный и дидактический материал: Мультимедиапроектор, компьютер, музыкальный центр, караоке, рисунки, фотографии, плакаты, оборудование для проведения чайной церемонии, образцы японской одежды, японского письма, столовый японский инвентарь (палочки, столовая и чайная посуда), инвентарь для создания икебаны, вещи для создания японского интерьера, оформление доски по каждой загадке.

Форма проведения: урок-путешествие

Методы: информационные технологии в сочетании с игровыми технологиями

Межпредметные связи: с географией, этикой, эстетикой, мхк, литературой.

Звучит японская музыка, в том числе в исполнении флейты сякухати. На ее фоне – слайды с изображением Японии и японских пейзажей (Приложение 1) .

Стихи и прозу читает учитель.

"...Забыв о времени давно, спокойная вода
Нашла свой путь издалека куда-то в никуда.
Даруя жизнь всему вокруг, не требуя наград,
Она текла, чтоб просто течь, не ведая преград..." "Вода и камень”

День медленно подходил к концу. Уставшее солнце лениво катилось по абсолютно безоблачному небосклону, а лёгкий ветерок шаловливо игрался с бамбуковыми колокольчиками на крыльце дома. Поток воздуха, рассекаясь пополам на краю бамбуковой флейты сякухати, издал протяжный звук, наполняя комнату и музыканта необычной вибрацией. Вибрация чувствовалась везде – в кончиках пальцев, в позвоночнике, в ногах... Медитативное произведение состояло всего из нескольких нот, каждая из которых вытягивалась, казалось бы, в вечность. Сознание при этом отключается, и в мире вокруг не остаётся ничего, кроме звука. (“Время стояло неподвижно”)

После окончания показа слайдов:

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Знаете ли вы, какую страну называют Страной Восходящего Солнца? Правильно, Японию, ведь японцы первыми на планете встречают каждый новый день. В центре ее государственного флага – Солнце. Это символ света, богатства, изобилия.

Раскрыть на доске – изображения флага, герба, ветки сакуры и плаката с изображением Японца).

На занятиях мы немного соприкоснулись с этой страной, когда говорили о национальных особенностях речевого этикета. Известно, что японцы своими традициями и обычаями сильно отличаются от других народов. Вот об этих особенностях Страны Восходящего Солнца и пойдет речь на нашем занятии, которое сегодня представляет собой познавательно-игровую программу. Чтобы наша игровая программа была более продуктивной, предлагаю создать две команды. Предложите, пожалуйста, названия команд: (команда Кодзики (Летопись) и Идзумо (Клубы облаков).

Первая загадка. Иероглифы (показ слайдов Приложение 2 слайд 1)

- Как вы думаете, что такое иероглиф?

Иероглифы – это японская письменность, которая считается одной из самых трудных мире. Направление письма у японцев – сверху вниз и справа налево. (открыть на доске слово и картинки)

Письменность в Японии возникла на основе китайской немногим более 1200 лет назад. Чужеземное происхождение иероглифов отражается в их японском наименовании: кандзи — “ханьские знаки”, “китайские письмена”. В современном японском письменном тексте иероглифы и кана чередуются.). Кана насчитывает 48 основных знаков (не считая производных); поскольку каждый знак имеет по два варианта (катакана и хирагана), то эту цифру надо удвоить: 96.

Сложность японской системы письма усугубляется тем, что почти каждый иероглиф имеет не одно чтение, а два, иногда и больше. Это делает японскую систему письма самой сложной в мире.

Представьте себе, что вы попали в японскую школу. Попробуйте досчитать до десяти по-японски.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ИТИ НИ САН СИ ГО РОКУ СИТИ ХАТИ КЮ ДЗЮ

(На экране – слайд 2).

У вас есть 30 секунд, чтобы постараться запомнить счет по-японски, затем каждая команда попробует посчитать самостоятельно. У кого это лучше получится, та команда заработает балл.

Вторая загадка. Кимоно (Показ на экране слайда 3 с изображением кимоно).

- Кимоно, что это, по-вашему, такое? (Это традиционный женский костюм, он имеется у каждой японки). (Открыть на доске слово).

- Как вы думаете, часто ли его носят? (Сегодня надевают его нечасто, только в самых торжественных случаях, на Новый год, свадьбу или похороны).

- Как вы думаете, легко ли сшить кимоно? (Сшить кимоно непросто, хотя его покрой не изменился с XIV века. Десять лет надо учиться, чтобы овладеть искусством шить кимоно. Несколько лет уходит только на то, чтобы научиться правильно его носить).

- Каков смысл слова кимоно? (В японском языке “кимоно” в широком смысле слова означает “одежда”, точнее, национальная одежда, в отличие от европейской, которая называется “ёфуку”. “Кимоно” — понятие собирательное, существует несколько их разновидностей. В принципе, все они представляют собой прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону, как у мужчин, так и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют кимоно поясом на бедрах, завязывая узел справа или сзади. Женские пояса — оби — располагаются на талии и выше ее и завязываются широким пышным бантом сзади. Хорошее кимоно стоит очень дорого. Драгоценные старинные образцы кимоно занимают почетное место в музеях, бережно хранятся в семьях, передаваясь из поколения в поколение. Пояс придает кимоно законченность и массивность. Как правило, для пояса ткут специальный кусок парчи или плотного шелка длиной в четыре метра, с особо богатым узором спереди, где пояс плотно прилегает к фигуре, и сзади, где он завязывается замысловатым узлом.

Наш следующий конкурс будет заключаться в том, чтобы показать созданный японский дома национальный костюм из имеющегося материала (команды показывают костюмы).

Третья загадка. Хаси (На экране – показ слайда 4)

- Что вы видите на экране и как это называется?

Хаси (палочки, с помощью которых японцы едят пищу). (Открыть слово на доске).

- Что вы знаете о японских палочках?

Это деревянные, костяные или пластмассовые палочки для еды круглого или квадратного сечения с коническим или пирамидальным острием, чаще всего одноразового использования (варибаси). Такие палочки обычно изготавливают из лакированного дерева, они длинные, тонкие. Едят ими традиционную японскую пищу – отварной рис, вареные и маринованные овощи, кусочки рыбы. Японцы считают, что:

  • хаси является священным символом: хаси из вишни, клена и сосны приносят удачу, а из черного дерева – долголетие;
  • если есть больше года каштановыми палочками, то станешь миллионером;
  • любые блюда, съеденные хаси, вкуснее;
  • хаси способствуют развитию интеллекта ребенка. Если ребенок после года все еще не сумел расстаться с ложкой, он начинает отставать от сверстников- палочников в развитии. С малых лет японец имеет собственные хаси. Предоставлять их в пользование другим не принято. Палочки для японца — не только повседневная личная вещь, но и священный символ, поэтому они считаются хорошим праздничным подарком. Их дарят младенцу на 100-й с момента его рождения день, когда во время церемонии первыми палочками для еды взрослые впервые дают ему попробовать рис. Хаси преподносят молодоженам, подразумевая при этом пожелание быть такими же неразлучными, как пара палочек. На прилавках японских магазинов есть и подарочные наборы палочек для целой семьи.

Попробуйте и вы сейчас съесть что-нибудь с помощью палочек – хаси.

(Приглашаются по одному человеку от команды. Им дают хаси и блюдца с рисом, изюмом или орехами. Выигрывает тот, кто сможет за определенное время больше съесть при помощи хаси).

Четвертая загадка. Оригами. (Показ на экране слайда 5)

- Что вы видите перед собой? Что такое оригами?

Это искусство складывания фигурок из бумаги: птиц, зверей, лодочек и всего, что захочешь. Оригами – очень древнее искусство. Ему столько же лет, сколько и бумаге, которую изобрели более 2 тысяч лет назад. "Ори" – складывать, "гами" – бумага. Теперь это японское искусство распространилось по всему миру. Для оригами продается специальная бумага разных цветов, определенного формата, с приложением схем, показывающих, как сделать ту или иную фигурку.

- Может быть, вы назовете фигурку оригами, которая принесла этому виду искусства мировую славу? (Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды, а сейчас ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Для его изготовления надо выполнить до 12 операций. Гирлянды таких фигурок стали элементом праздничных украшений).

(Учащиеся демонстрируют домашнее задание – изготовить поделки из бумаги. Перед заданием давалось точное объяснение по изготовлению поделки).

Пятая загадка: Икебана. (Показ слайдов 6-7 на экране на фоне музыки)

- Что мы с вами видим? А как по-другому назвать икебану?

Перевести это слово можно так: цветы, которые живут, или другая жизнь цветов, хочется сказать – "составленных в букет", но это не букет в нашем понимании, а настоящее художественное произведение из живых цветов и веток в сосуде.

- Как вы думаете, есть ли смысл в подборе материала для икебаны?

Три важнейшие веточки в икебане обозначают три начала – небо, земля и человек. В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и ян света). Цветовое богатство икебаны имеет столь же глубокий символический смысл. Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет. Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс. Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела). Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с темными глубокими водами. Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю.

Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу.

Временное начало композиции — один из важнейших ее элементов. Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Бамбук является символом долголетия. Символом Японии являются цветы хризантемы.

Ветка абрикосового дерева выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие.

Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.

  (Задание командам – из предоставленных веточек и искусственных цветов составить икебану для команды-соперницы).

Шестая загадка. Караоке. (Открыть на доске слово и картинку)

В начале 70-х годов XX столетия японцы изобрели забаву под названием "караоке". Переводится это слово – "пустой оркестр", то есть музыка без вокала. Сегодня эта забава широко распространена во всем мире. Голос и слух не обязательны. Фонограмма "минус один" записана на кассету, а текст напечатан на листе бумаги или синхронно воспроизводится на мониторе.

(Конкурс "караоке". Командам предлагается по 1 фонограмме и 1 тексту песен. Участвует вся команда).

Седьмая загадка. Тядо (показать на экране слайд 8)

- Как вы думаете, чем занята эта японка? (Открыть на доске слово)

Тядо. Это чайная церемония в Японии. Пить чай по-японски – это целое искусство с многовековыми традициями. Желательно пить чай в специальном чайном домике (тясицу). Обстановка внутри очень скромная: старинная картина, букет цветов, свиток с изречениями мудрецов... Посуда для чайной церемонии проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая. Каждая церемония имеет свое название. Оно зависит от времени: чай с восходом солнца пьют около 3-4 часов утра, ночной чай начинается при луне. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное — не слишком яркое и не слишком тусклое — освещение.

Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

Конкурс для команды – приготовить чашку чая. Создается интерьер чайного домика. Соблюдается обычай приготовления чая.

Восьмая загадка. Спорт (показать слайды 9 на экране).

(Открыть на доске слово Дзюдо.)

- Какие виды спорта вы знаете? После уроков в школе юные японцы обязательно отправляются на занятия спортом. В Японии развиты многие виды, но традиционными считаются каратэ, дзюдо (джиу-джицу), сумо, кендо (фехтование на бамбуковых мечах), кюдо (стрельба из лука), суйрэн (традиционное плавание), бадзюцу (искусство верховой езды).

Большинство из этих видов спорта были боевыми искусствами. Им придавалось особое значение в образовании и тренировке детей, особенно из военного сословия. Они служили для физического и умственного развития, тренировки, а также воспитания чувства личного достоинства и в меньшей степени существовали как развлечение.

Из традиционных видов спорта самым известным является сумо.

Девятая загадка. Фугу (показать на экране слайд 10 и открыть название на доске).

- Что это такое? Рыба, являющаяся экзотической особенностью японской кулинарии. Это рыба-еж, которая водится около берегов Японии. Ежегодно в Японии регистрируется до 30 случаев отравления рыбой фугу, 60% отравлений приводит к летальному исходу. Пик смертей пришелся на 1974 г. (34 человека). Дело в том, что фугу (ее еще называют иглобрюхом) содержит в себе яд тетродотоксин. Он в 25 раз опаснее, чем кураре, в 275 раз сильнее цианистых препаратов. Смертельную дозу яда можно получить, даже прикоснувшись голой рукой к внутренностям рыбы.

Чем же привлекает людей иглобрюх. Возможно, немалую роль в этом играют и вопросы престижа. Блюдо сасими из фугу на четверых стоит до 750 долларов. Однако есть и еще одна причина, о которой официально предпочитают не говорить. Для истинного любителя фугу наиболее вкусной ее частью является сырая печень. Однако именно во внутренностях сконцентрирована самая большая доля яда. Полностью удалить яд из печени почти невозможно. Но это и привлекает. Ведь малая доза тетродотоксина действует как наркотик. Некоторое время назад всю Японию потрясла смерть популярного актера театра Кабуки Мицугоро Бандо VIII. Этот артист, удостоенный титула “Живое национальное сокровище”, был одним из адептов кухни фугу. В 1975 г. во время очередного пиршества он умер от отравления тетродотоксином. Именно тогда правительство Японии резко ужесточило правила, регламентирующие добычу, разделку и приготовление фугу. Повара вынуждены проходить специальные курсы. Два года под руководством опытных наставников они изучают все кулинарные методы, ведь в ряде случаев отравленные куски можно определить только по малейшим изменениям цвета. Далее необходимо сдать строгий госэкзамен: разделать рыбу, отделить ядовитые части и приготовить тарелку сасими — все это за 20 минут. Даже самая незначительная ошибка приводит к тому, что повару приходится менять специализацию.

Наш следующий конкурс называется "Рыбаки". Сложите из 2 частей слово, которое является названием рыбы, обитающей у берегов Японии. (Конкурс может быть командным или индивидуальным).

КАМА + БАЛ = камбала; РАК + ЕСТ = треска; СОЛЬ + ОС = лосось;

ЦЕНТ + У = тунец; КОН + У = окунь; РЫБА + К = крабы;

ТРИ + УСЫ + Ц = устрицы; РАЙ + АС = сайра

Десятая загадка. Хайку, танка (открыть слово на доске и показать слайд 11-12)

- Как вы думает, что это такое?

Жанр и форма японской поэзии. Представляет собой трехстишие, состоящее из строк в 5-7-5 слогов.. Хокку (иначе — хайку генетически восходит к первой полустрофе танка (хокку буквально — начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, повышением роли ассоциативности, недосказанности, намёка.

Идзумо считают местом рождения знаменитых ныне стихотворных пятистиший танка. А произошло это, как свидетельствует "Кодзики", так. Бог Сусаноо, победив дракона, освободил красавицу и взял ее в жены. Когда Сусаноо воздвигал дом для молодой жены в селении Сага, что на краю Идзумо, в небе над его головой постоянно клубились многоцветные облака. И взглянув на них, бог сложил песню:

Вздымаются тучи
Клубами, гряда за грядою –
Как тучи, высокий
Я в Идзумо терем построю,
Я терем для милой построю!

Этот божественный стих дал начало всей поэзии танка. По этой же причине, говорят, зовется тот край Идзумо (Клубы облаков).

- Попробуем и мы поупражняться в словотворчестве и сочинить стихи – танка или хайку (1 минута). Зачитаем то, что получилось.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие, проведенное сегодня в форме познавательной игры. Прежде чем попрощаться с вами, я хотела бы услышать ответы на вопросы. Знаете ли вы, как учатся и отдыхают японские школьники?

Вопросы задаются на фоне музыкального сопровождения и показа слайдов 13-15 с изображением Японии.

  1. Когда начинается учебный год в Японии? (в апреле)
  2. Какова продолжительность уроков в Японии? (уроки в школе Японии начинаются в 8-30 и заканчиваются в 15-00)
  3. С чего начинается день у японских школьников в школе? (перед первым уроком директор приветствует учеников, призывает их быть усидчивыми и внимательными, сообщает школьные новости)
  4. Сколько длится урок в японской школе (50 минут).
  5. Чем пишут в японской школе на доске ( кисточками и цветными красками)
  6. Как вы думаете, по коридорам в японской школе ученики в перемены бегают, веселятся? (Нет. По коридорам, пол которых расчерчен белыми полосами, школьники ходят строем и молча).
  7. Сколько времени нужно японскому школьнику, чтобы занять свое место за партой и приготовиться к уроку? (японские школьники имеют только 59 секунд)

Заключение. Что же мы сегодня узнали о Японии?

  1. Что изображено на государственном флаге Японии? (Солнце).
  2. Как называются в Японии палочки для еды? (Хаси).
  3. Что такое оригами? (Искусство складывания фигурок из бумаги).
  4. Как называется в Японии искусство составления букета? (Икебана).
  5. Как называется национальный японский костюм? (Кимоно).
  6. Японское слово "караоке" переводится на русский язык, как "пустой" или "громкий" оркестр? (Пустой).
  7. Что такое "тядо"? (Это чайная церемония).
  8. Какой цветок в Японии используется как герб? (хризантема)
  9. Назовите жанр японской поэзии (хайку, танка)

Учитель: (Подводит итоги). Награждаются команды. Домашнее задание: сочинить несколько стихов в жанре хайку и танка.

Показываются слайды, звучит музыка, стихи.

Учитель: Благодарю вас, ребята, за внимание, за участие в конкурсах. Надеюсь, что теперь Япония, японская философия жизни, обычаи, этикет вас заинтересовали и вы обратитесь к тем источникам знаний, которые еще больше расширят ваш кругозор, ваши знания в сфере этикета и помогут лучше узнать великую и таинственную Страну Восходящего Солнца, у которой есть и другие, не менее интересные загадки.

(Слайд 16) “ День медленно подходил к концу. Уставшее солнце лениво катилось по небосклону, подкатываясь туда, где небо без чётких границ переходило в океан... Взгляд застыл на горизонте. Я много раз видел закат, но ЭТОТ закат я видел впервые, и через несколько мгновений он накроется пеленой прошлого. Это и есть то, что называется СЕЙЧАС, то, что является жизнью, то, что люди часто упускают в погоне за смыслом бытия..” (“Время стояло неподвижно”)

Источники:

  1. POEDEM.RU: Япония: Фото Японии www.poedem.ru/smap/nf/CntFLPics/id/10/index.htm
  2. Фестиваль игровых программ: сборник методических материалов/ Сост.Т.П. Гаврилова, Г.В. Шойхет. – Пермь, ПГПУ – ДД(Ю)Т, 2002. -70с.
  3. Япония по-русски – культура Японии, экономика Японии, история Японии - japonia .. japonia.ru
  4. Япония – галереи с фотографиями природы Японии – Токио atlasphoto.iwarp.com/asia/japan-r.html
  5. Япония: культура Японии, история Японии, древняя Япония. www.uatourist.com/counters/japan.htm
  6. Япония фото www.webturizm.ru/photo/country_photos.php?country_id